Статья по теме: "Средства выразительности в заголовках новостных текстов"
Оценка 4.9

Статья по теме: "Средства выразительности в заголовках новостных текстов"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
Взрослым
07.03.2023
Статья по теме: "Средства выразительности в заголовках новостных текстов"
В данной статье приведены результаты исследования использования языковых средств в заголовках СМИ.
Статья по теме «Средства выразительности в новостных заголовках.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья по теме:

 

 «Средства выразительности в заголовках новостных текстов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Языковые средства» в словаре лингвистических терминов Жеребило Т.В. [1] имеет два значения.

1)                Средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях;

2)                Один из основных компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по-разному, в зависимости от речевой системности стиля. Набор языковых средств зависит от типовой ситуации общения, в которой возникает текст того или иного функционального стиля. Кроме того, языковые средства группируются вокруг той или иной стилевой черты, а значит, их употребление зависит от стилевой структуры текста.

Существуют различные классификации языковых средств. В соответствии с традиционной классификацией [2], выразительные средства языка делятся по нескольким лингвистическим категориям:

1) фонетические: звуковые повторы - аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных), ассонанс (повторение одинаковых гласных) и диссонанс (использование созвучных, но не рифмуемых слов); ударение, интонация, звукопись (звуковое построение фраз, стихотворных строк, которое соответствует воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению), звукоподражание (создание с помощью имитирования звуков представление о символизирующих их действиях), звуковой символизм; ономатопея (слова, имитирующие собственное значение);

2) лексические: полисемантические слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова, жаргонизмы, профессионализмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, иноязычные слова);

3) словообразовательные: индивидуально-авторские слова, повтор однокоренных слов, повтор слов одной словообразовательной модели;

4) грамматические: синонимия частей речи и синонимия синтаксических конструкций.

Средствами выразительности языка также являются тропы и стилистические фигуры. Тропы (от греч. tropos – оборот речи) – слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. В основе любого тропа – сопоставление предметов и явлений. К тропам относятся олицетворение, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, антифразис, синекдоха, сравнение, эпитет [3]. Вместе с тропами к средствам выразительности относятся стилистические фигуры речи.

Стилистические фигуры (от лат. figura - очертание, вид, образ) – обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов (см. тропы) Ф. с. называют различные синтаксические конструкции, сами формы речи. К Ф. с. обычно относят различные повторы (см.): анафора, эпифора, кольцо, синтаксический параллелизм); антитеза; градация; бессоюзие и многосоюзие; инверсия; парцелляция; эллипсис; а также риторические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение [3]. Главным отличием стилистических фигур от тропов является то, что это словесные обороты и синтаксические приёмы, помогающие достигнуть эффекта усиления в передаче мысли, в то время как тропы – только лексические средства.

Что же касается понятия «Заголовок», то оно имеет не одно значение. Например, в толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение этого термина.

Заголовок – название небольшого произведения, статьи. Заметка под броским заголовком [4].

А. П. Бессонов писал, что заголовок — «это своего рода вывеска, и чем она красочнее, тем больше гарантии, что материал будет прочитан» [Бессонов, 1958, с. 3]. Также следует уделить внимание разнообразию типов заголовков газет и журналов. М. И. Шостак предлагает классификацию типов заголовков СМИ и приёмы их различения:

 ‒ Заголовок — хроника. Такой заголовок сообщает о самой главной информации, заключенной в тексте последующей статьи.

‒ Заголовок — «бегущая строка». В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст.

‒ Заголовок — констатация и резюме. Такой заголовок косвенно повествует о каком-либо событии, скрывает его прямые оценки, подается в ироничной или игровой форме.

 ‒ Заголовок — цитата (прямая или косвенная). Заголовки такого рода позволяют удвоить интерес читателей. ‒ Заголовок-интрига и сенсация. Такой заголовок указывает на факт, не раскрывая его полностью, заинтересовывая и побуждая читать статью дальше.

‒ Заголовок — лозунг и призыв, обращение. Чаще всего заголовки такого типа содержат в себе узнаваемое выражение, словосочетание, призыв. [Шостак, 1998, с. 62].

Такая классификация позволяет констатировать, что приемы и способы создания заголовка и заголовочного комплекса разнообразны. Они могут включать «сухую» констатацию фактов, могут воспроизводиться авторами статей, могут включать высказывания известных людей и т. д. Все это делается для того, чтобы намеренно привлечь внимание читателей к тексту статей. Классификация М.И. Шостака дает возможность констатировать, что приемы и методы создания заголовка и заголовочного комплекса многообразны. Они могут содержать лишь «сухую» констатацию фактов, могут воспроизводиться авторами статей, могут включать выражения известных людей и не только.  Все эти действия направлены на намеренное привлечение внимания читателей к тексту статей.

Мы наблюдали особенности заголовков новостных текстов за последние 4 месяца. Их результаты представлены в следующей таблице:

№ п/п

Заголовки новостных текстов

Лингвистические категории

Ссылки на новостные тексты

Основные языковые средства выразительности

1.      Фонетические

1.

«И нет пронзительней родства...»

Аллитерация

https://poezia.ru/news/386

 

2.

«Все воздушнее и все горячее»

Ассонанс

https://litrossia.ru/item/vse-vozdushnee-i-vse-goryachee/

2.      Словообразовательные

1.

«Новый век — новые люди: что нулевые дали культуре России»

Повтор форм одного и того же слова

https://www.rbc.ru/life/news/637e1d4f9a7947fa0fab728a

3.      Лексические

1.

«Росстат о пропасти между богатыми и бедными. И помощь мобилизованным всем миром»

Антонимы

https://dzen.ru/a/Y0g5igEglQVyPzUI?&

 

2.

«Лед и пламя: в чем секрет русских балерин, покоривших Запад»

Антонимы

https://ria.ru/20230212/baleriny-1851224467.html

3.

«"Начали войну с памятниками": Песков о разрушенных за рубежом монументах»

Синонимы

https://news.ru/culture/nachali-vojnu-s-pamyatnikami-peskov-o-razrushennyh-za-rubezhom-monumentah/

4.

«Ты у меня целая королевна. 7 принцесс советского кино»

Эмоционально окрашенная лексика

https://aif.ru/culture/movie/ty_u_menya_celaya_korolevna_7_princess_sovetskogo_kino

 

5.

«Серп эпохи поздней бронзы нашли при строительстве дороги на Кубани»

Устаревшее слово (историзм)

https://iz.ru/1163763/2021-05-13/serp-epokhi-pozdnei-bronzy-nashli-pri-stroitelstve-dorogi-na-kubani

6.

«Ученые разгадали тайну берестяной грамоты из Новгорода»

Устаревшее слово

https://ria.ru/20230130/archaeology-1848487713.html

7.

«Видео: У побережья Камчатки древнейшие киты облюбовали бухту Ольга»

Эмоционально окрашенная лексика

https://rg.ru/2023/01/13/reg-dfo/u-kamchatki-drevnejshie-kity-obliubovali-buhtu-olga.html

8.

«Первый Международный юношеский конкурс пианистов им. С.В. Рахманинова объявил состав жюри»

Слово иноязычного происхождения

https://rg.ru/2023/02/10/pervyj-mezhdunarodnyj-iunosheskij-konkurs-pianistov-im-sv-rahmaninova-obiavil-sostav-zhiuri.html

9.

«Правды подобие: школьников хотят научить распознавать фейки и русофобию»

Неологизмы

https://iz.ru/1463104/iuliia-timofeeva-elizaveta-morozova/pravdy-podobie-shkolnikov-khotiat-nauchit-raspoznavat-feiki-i-rusofobiiu

10.

«Нейросеть за сутки написала диплом за студента»

Неологизмы

https://www.1tv.ru/news/2023-02-05/446665-neyroset_za_sutki_napisala_diplom_za_studenta

11.

«"Деньги правят балом". Игнатьев – о новом формате Лиги чемпионов»

Фразеологизмы

https://football24.ru/allnews/champions-league/87616-dengi-pravjat-balom-ignatev-o-novom-formate-ligi-chempionov.html

12.

«Путь к сердцу мужчины лежит не через желудок. И вот почему»

Фразеологизмы

https://www.kp.ru/daily/27400/4597044/

4.      Грамматические

1.

«Ремни безопасности и прозрачные полы: на Reddit обсудили, какие вещи не учитывают особенности женщин»

Ряды однородных членов предложения

https://daily.afisha.ru/news/72699-remni-bezopasnosti-i-prozrachnye-poly-na-reddit-obsudili-kakie-veschi-ne-uchityvayut-osobennosti-zhenschin/

5.      Тропы

1.

«Свежий взгляд на классику в новой коллекции аксессуаров Bulgari»

Метафора

 

https://www.vogue.ru/fashion/svezhij-vzglyad-na-klassiku-v-novoj-kollekcii-aksessuarov-bulgari

 

2.

«В Нижегородской области впервые провели криатлон для "моржей

Метафора

https://rg.ru/2023/01/30/reg-pfo/v-nizhegorodskoj-oblasti-vpervye-proveli-kriatlon-dlia-morzhej.html

3.

«Как образуются таинственные «небесные ямы» в Китае?»

Метафора

https://www.gismeteo.ru/news/nature/kak-obrazujutsya-tainstvennye-nebesnye-yamy-v-kitae/

4.

«В Кисловодске показали, как снимали сцену с апельсиновым дождем в фильме "Чебурашка"»

Метонимия

https://rg.ru/2023/02/09/reg-skfo/v-kislovodske-pokazali-kak-snimali-scenu-s-apelsinovym-dozhdem-v-filme-cheburashka.html

5.

«Андрей Толмачев: Деньги любят тишину»

Олицетворение

https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/22/12/2022/63a46de49a79470154b360de

6.

«"И небо опускалось на колени, чтоб на ладони подхватить меня..." Геннадий Ермошин»

Олицетворение

https://poezia.ru/news/377

7.

«"Мудрый кролик" и другие подарки от ювелирного бренда Chamovskikh»

Эпитет

https://style.rbc.ru/items/63a1c97e9a7947a92ba3e6b2

 

8.

«Открыта экзопланета, похожая на Татуин из "Звездных войн"»

Сравнение

https://rg.ru/2023/02/03/ekzoplaneta-tatuin.html

9.

«Болейте на здоровье! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 11.02.2022»

Оксюморон

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-olimpiadu/boleyte-na-zdorove-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-11-02-2022

6.      Фигуры речи

1.

«YL-агентство контента или копирайтер: необходимость или лишний балласт?»

Риторический вопрос

https://ekb.plus.rbc.ru/partners/63a53a9f7a8aa92f0a632ffe

2.

«"Песни, песни, о чём вы кричите?..". Новое обсуждение в рубрике "Колонка редактора"»

Риторический вопрос

https://poezia.ru/news/381

 

3.

«Где проходит граница?»

 

Риторический вопрос

https://rewizor.ru/cinema/news/gde-prohodit-granitsa/

4.

«Медведева победила в Шанхае, но как…»

Умолчание

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/juriv1/2595582.html

5.

«Счастье и бремя призвания»

Антитеза

https://litrossia.ru/item/schaste-i-bremya-prizvaniya/

 

Можно сделать вывод, что наиболее частотно используемыми языковыми средствами в новостных заголовках являются лексические средства и тропы. Также распространены словообразовательные, грамматические средства и фигуры речи.

Например, мы можем сказать, что при помощи метафор в заголовках достигаются языковое богатство, красочность, живописность, экспрессия, которая появляется в результате выражения журналистом собственного отношения. Таким образом, они воздействует на общественное мнение; нет привычного шаблона, т. е. привычного клише. Необычное – всегда привлекает внимание. Использование метафор в заголовках также располагает читателей к особому восприятию текста и, конечно, метафоры воспитывают чувство языка, делают заголовки новостных статей более разнообразными, яркими, живыми, интересными и привлекательными.

Эпитеты в заголовках новостных текстов выполняют экспрессивную функцию, а именно выражают позитивную или негативную оценку автором той или иной ситуации.

Использование оксюморона также наблюдается в заголовках СМИ. Данный вид тропа помогает охарактеризовать человека, его действия и чувства, а также содержит авторскую оценку.

Употребление риторических вопросов в заголовках СМИ оказывает влияние на общество и на общественное мнение в целом, ведь они заставляют задуматься над теми проблемами, которые поднимаются прессой, и, возможно, поменять свое отношение к ним и сделать определенные выводы.

Фразеологизмы также имеют немаловажное значение. Несомненно, они не употребляются в чистом виде, так как динамичны и постоянно трансформируются для того, чтобы эффектно смотреться в заголовках и быть понятными всем читающим их людям. Что касается функций фразеологизмов, то, во-первых, они усиливают экспрессивную окраску речи, во-вторых, придают ироничную окраску заголовку. В-третьих, создают стилистический эффект про помощи их пародийного использования. И, да, фразеологизмы являются «противоядием» против речевых штампов.

Такая фигура речи как «умолчание» выполняет функцию недосказанности, незавершенности мысли. Читатель, по мнению журналиста, должен включиться в предложенную игру, развить мысль, увидеть то, что написано между строк, вступить в дискуссию. 

Троп «олицетворение» используется реже, но все же имеет место быть. Его основная функция: соотносить предмет с человеком, чтобы сделать его образ более близким для читателей. Ведь мы уже по-другому начинаем воспринимать заголовок с употреблённым в нем олицетворением, на более важном уровне в «человеческой сфере».

Таким образом, можно сказать, что языковые средства в новостных заголовках делают информацию не только интересной и завлекающей, служат для привлечения читательского внимания, но и выполняют одну из основных функций – эмоционального воздействия на аудиторию. Они помогают журналисту не просто сообщить определенную информацию, но и показать ту самую «изюминку» материала, глубокого и значимого для всего общества в целом.

 

Библиография

1.     Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.

2.     https://rosuchebnik.ru/material/osnovnye-yazykovye-sredstva-vyrazitelnosti/

3.     Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. – Санкт-Петербург: Паритет, 2006. – 314 с.

4.     Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990 – 917 с.

5.     Бессонов, А. П. Газетный заголовок. — Л.: Наука, 1958. — 62 с.

6.     Шостак, М. И. Журналист и его произведение: практическое пособие. –М.: ТОО «Гендальф», 1998. — 96 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья по теме: «Средства выразительности в заголовках новостных текстов»

Статья по теме: «Средства выразительности в заголовках новостных текстов»

Понятие «Языковые средства» в словаре лингвистических терминов

Понятие «Языковые средства» в словаре лингвистических терминов

Средствами выразительности языка также являются тропы и стилистические фигуры

Средствами выразительности языка также являются тропы и стилистические фигуры

Бессонов, 1958, с. 3]. Также следует уделить внимание разнообразию типов заголовков газет и журналов

Бессонов, 1958, с. 3]. Также следует уделить внимание разнообразию типов заголовков газет и журналов

Мы наблюдали особенности заголовков новостных текстов за последние 4 месяца

Мы наблюдали особенности заголовков новостных текстов за последние 4 месяца

Правды подобие: школьников хотят научить распознавать фейки и русофобию»

Правды подобие: школьников хотят научить распознавать фейки и русофобию»

Болейте на здоровье! Доброе утро

Болейте на здоровье! Доброе утро

Использование оксюморона также наблюдается в заголовках

Использование оксюморона также наблюдается в заголовках

Библиография 1. Жеребило

Библиография 1. Жеребило
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2023