Статья по зарубежной литературе "Поэтика романа Олдоса Хаксли "Через много лет"
Оценка 5

Статья по зарубежной литературе "Поэтика романа Олдоса Хаксли "Через много лет"

Оценка 5
docx
22.10.2020
Статья по зарубежной литературе "Поэтика романа Олдоса Хаксли "Через много лет"
Тезисы_Ващенко_24 апреля.docx

Ващенко Дарья Петровна

Научный руководитель: Бражник Лена Мирзаяновна, к. филол. н., доцент

ГОУ ВПО «Донбасская аграрная акадения»

 

Vashenko Darya Petrovna

Scientific supervisor: Brazhnik Lena Mirzayanovna, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor

Donbass Agrarian Academy

 

ПОЭТИКА РОМАНА ОЛДОСА ХАКСЛИ «ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ»

THE POETICS OF A NOVEL ALDOUS HUXLEY « AFTER MANY A SUMMER DIES THE SWAN »

 

Аннотация: в работе охарактеризованы эстетические принципы Олдоса Хаксли, а также проанализирована изученность проблематики романа «Через много лет».

Ключевые слова: поэтика, жанр, проблематика, антиутопия, беллетристика.

 

Abstract: In the work described the aesthetic principles Aldous Huxley, as well as analyzed the understanding perspective of the novel "After many a summer dies the swan".

Keywords: poetics, genre, problematic, dystopia, fiction.

 

Английский писатель Олдос Хаксли является в мировой литературе основоположником жанра интеллектуального романа. Романы Хаксли в гиперболической форме представляют губительные тенденции в современной жизни. Эти тенденции представлены в сатирическом романе «Через много лет». Они (тенденции) – это культ машины и тела, перспектива развития научной мысли и ее воздействие на разум человека.

Актуальность статьи заключается в недостаточной изученности в отечественном литературоведении романа-антиутопии О. Хаксли «Через много лет», поскольку с антиутопическими произведениями русскоязычный читатель смог познакомиться лишь в 90-е гг. ХХ в.

Цель работы – анализ поэтики романа с учетом специфики жанра.

Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:

1)    охарактеризовать эстетические принципы О. Хаксли;

2)    проанализировать изученность проблематики романа О. Хаксли «Через много лет».

Так, литературовед А. Н. Воробьева установила, что в XX веке происходит осуществление утопии в реальной истории, что ведет мировое сообщество к катастрофическим последствиям. [1] В любое время человечество задумывалось о вероятных перспективах развития общества. Это находило свое отражение в литературе: появлялись произведения, авторы которых пытались создать свой сценарий развития мира. Жанр антиутопии с каждым днем становится все более популярным, в настоящее время одним из наиболее читаемых произведений является роман О. Хаксли «О дивный новый мир», но хотелось бы исследовать менее знаменитый роман – «Через много лет». Сегодня страшными пророчествами Олдоса Хаксли никого не удивишь. То, что казалось отвратительным, мерзким, неестественным и все-таки маловероятным в первой половине 20 века, в 21-ом уже составляет реалии нашей жизни, если внимательнее приглядеться. Мир переживает время, когда прогнозы столетней давности наблюдает в реальности. Можно проверить насколько автор был близок к истине. Футурологическое прогнозирование активно разрабатывается в научной фантастике и является предметом философского осмысления в культуре ХХ и ХХI вв. Прогностические тексты удается создать не каждому: только поистине талантливый, обладающий интуицией человек способен создать творение, погружающее читателя в далекое будущее. Таким человеком стал Хаксли-мыслитель, озабоченный будущей судьбой человечества. Всю жизнь Хаксли тревожил рост национализма, проблема перенаселения планеты, ведущая к голоду и болезням. Он предвидел и предсказал будущую экологическую катастрофу. Прогностический анализ Хаксли строится на гармоничной, взаимопроникающей связи настоящего и прошлого, мудро переходя в будущее. Глубочайшие интеллектуальные познания Хаксли обращают взгляд читателя в прошлое для поиска причинно-следственных связей с будущим.

Определение места антиутопии в литературном процессе затруднено, так как в русской литературе пореволюционной эпохи она в течение многих десятилетий была «незаконным» жанром – жанром, который не имеет права на существование. Ситуация изменилось лишь в последнее десятилетие, когда читатели получили возможность познакомиться с созданными ранее и ставшими уже классическими романами-антиутопиями Е. Замятина, Дж. Оруэлла, О. Хаксли. В последнее время количество подобных произведений в России и в мире возросло. Особо следует выделить так называемую постапокалиптическую литературу, которая пользуется все большей популярностью среди молодежи. В ней представлен мир после какой-либо катастрофы, например, после ядерной войны. Этот образ постапокалиптического будущего в последние годы используется многими писателями.

Исследователь Е. В. Александровская утверждает, что в романе «Через много лет» центральным вопросом является вопрос о модификации человеческой природы [2]. Это утверждение является верным, так как герой романа – миллионер, который во что бы то ни стало, желает заполучить бессмертие. Предполагая возможность контроля человеческой жизни, Хаксли описывает эксперимент, который был поставлен в прошлом. За основу взята утопическая идея о продлении человеческой жизни научным путем, но доказывается совершенно обратное. Можно говорить об антиутопической тенденции в тексте. Также, автор задается вопросом о том, что было бы, если каждый отрицательный индивид имел вечную жизнь.

Ученый А. А. Ивин в своей книге «Логика» пишет: «Своеобразная биологическая – лучше сказать добиологическая – аналогия используется английским писателем О. Хаксли в романе. В биологии неотенией называется положение, когда животное полностью созревает на стадии развития, эквивалентной той, на которой его эволюционные предки были относительно незрелыми. Ярким примером неотенического животного является известный аксолотль: он на протяжении всей своей жизни сохраняет ряд личиночных черт. Несомненно, отсюда Хаксли и почерпнул свою идею, что человек – это всего лишь неотеническая форма, и строит роман на причудливой зоологической фантазии: если бы человеческая жизнь продлилась на много лет дольше ее естественного срока, у человека в конце концов развились бы характерные черты взрослой человекообразной обезьяны» [3].

Образы отвратительного возникают в романе Хаксли в связи с изображением смертного тела. Динамика телесной жизни (физическая любовь, зачатие, беременность) описываются в терминах деструкции, в то время как смерть и болезнь показываются как сходный жизни процесс. Автор мастерски создает «обстановку» гниения: сначала «пахло пылью, рассохшейся древесиной, нафталином», далее, как говорит героиня романа, преобладают «вонища и смрад» [4]. Люди, преодолевшие время, а значит и старость, живут в грязи, гниении и смраде, с каждым днем все более деградируя. Они превращаются в обезьяноподобных существ, приводя эволюцию человеческого рода на первоступень развития.

Роман «Через много лет» можно рассматривать также, как беллетристическое произведение. Движение сюжета происходит в нем слабо, а содержание раскрывается через рассуждения персонажей. Термин «беллетристика» часто упоминается в значении «массовой литературы», которая противостоит «высокой литературе». Это противопоставление уходит корнями в статьи критиков В. Белинского и Д. Писарева, которые относили это слово к литературе, которая не вписывалась в рамки социальных схем. В широком смысле беллетристика противостоит публицистике. В узком смысле беллетристика – это литература для чтения на досуге. Беллетристика тесно связана с модой, стереотипами, но в то же время может касаться серьёзных вопросов и проблем. В отличие от массовой литературы, беллетристику отличает наличие авторской позиции, углубление в человеческую психологию.

Научное изучение антиутопии по-настоящему только начинается. Написанные в последнее время романы-антиутопии привлекают внимание, главным образом, литературных критиков. «Антиутопия в художественной литературе − проекция в воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном процессе» [5]. В наше время жанр антиутопии не утрачивает актуальности, смыкаясь с политической и научной фантастикой и постапокалиптикой. Хаксли затронул очень серьезные глубокие проблемы, которые не могут не волновать человека. Если его современникам казалось, что все изображенное автором только лишь далекое будущее, то на сегодняшний день эта тема чрезвычайно актуальна. Экономика потребления формирует потребительское мышление. Да, люди не жгут книг, но это не признак любви к ним. Компьютеризированность сознания определена тем, что необходимую информацию проще найти за считанные секунды, чем читать, осмысливать и составлять своё мнение о каких-либо книгах. Естественно, потребление готовой информации не лучшим образом сказывается на нравственном уровне общества, и единичные борцы за чистоту и широту мышления нередко сталкиваются с непониманием или даже осуждением общества. Никто не будет убит за нелюбовь к премьер-министру, но видеть его ежечасно по телевидению вынуждены почти все. Пока у каждого есть возможность выключить экран, но кто знает, вдруг и в этот раз произведения классиков-антиутопистов окажутся пророческими?

Результаты исследования могут быть использованы на семинарских занятиях в курсе «Современные направления литературоведческих исследований».

 

 

Список литературы

1. Воробьева А. Н. Русская антиутопия XX - начала XXI веков в контексте мировой антиутопии: автореф. дис. ...д-ра филол. Наук / А. Н. Воробьева. – Саратов, 2009. – 49 с.

2. Александровская Е. В. Прогностический анализ О. Хаксли в пространстве литературной футурологии // Вестник Бурятского государственного университета / Е. В. Александровская. – 2008 – № 10. – С. 232-235.

3. Ивин А.А. Логика : учебное пособие / А.А. Ивин – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 213 с.

4. Хаксли О. Л. Через много лет / О. Хаксли. – СПб: Астрель, 2010. – 58 с.

5. Тимофеева А. В. Жанровое своеобразие романа-антиутопии в русской литературе 60-80-х годов XX века: дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / А. В. Тимофеева. – Москва, 1995. – 44 с.


Ващенко Дарья Петровна Научный руководитель:

Ващенко Дарья Петровна Научный руководитель:

О. Хаксли «О дивный новый мир», но хотелось бы исследовать менее знаменитый роман – «Через много лет»

О. Хаксли «О дивный новый мир», но хотелось бы исследовать менее знаменитый роман – «Через много лет»

Ученый А. А. Ивин в своей книге «Логика» пишет: «Своеобразная биологическая – лучше сказать добиологическая – аналогия используется английским писателем

Ученый А. А. Ивин в своей книге «Логика» пишет: «Своеобразная биологическая – лучше сказать добиологическая – аналогия используется английским писателем

Компьютеризированность сознания определена тем, что необходимую информацию проще найти за считанные секунды, чем читать, осмысливать и составлять своё мнение о каких-либо книгах

Компьютеризированность сознания определена тем, что необходимую информацию проще найти за считанные секунды, чем читать, осмысливать и составлять своё мнение о каких-либо книгах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020