«Правовая культура студентов в колледже и проблемы ее формирования»
Аннотация: в статье анализируются понятие
«правовая культура», ее функции, раскрываются особенности и проблемы
формирования правовой культуры у студентов профессиональной образовательной
организации. Статья содержит задачи и цели преподавания правовых дисциплин в
рассматриваемом аспекте, в ней анализируются условия необходимые для
формирования правовой культуры студентов в профессиональной образовательной
организации.
Правовая культура студента, будущего специалиста
- это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию
личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все ее
компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым элементарные
правовые знания опредмечиваются в практических действиях; сформированная на
основах права личная и профессиональная позиция, определяющая активное,
творческое отношение к экономической деятельности; совокупность личностных и
профессионально важных качеств личности, определяющих успешность
профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию.
Необходимо отметить, что в теории права под
правовой культурой понимается особое взаимодействие личности с органами
законодательной, исполнительной и судеб-ной власти на основе интериоризации
правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение
во всех сферах повседневной жизни. (1)
Другими словами, правовая культура – это
единство сознания и поведения, т.е. правовая культура предполагает не просто
правомерное поведение, а социально активное поведение личности.
Правовая культура выполняет следующие функции:
человекотворческую, аксиологическую, нормативную, преобразующую,
коммуникативную, информационную и другие.
В современных условиях формирование и развитие
правовой культуры студентов, выступающей важной подсистемой общей культуры,
обусловлено совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов
социально-экономического, социокультурного характера.(2)
Следует отметить, что в свете рассматриваемой
проблемы требования федеральных государственных образовательных стандартов
важны, но главная задача преподавателя юридических дисциплин – формирование у
будущих специалистов убеждения в абсолютной ценности права, недопустимости и
невозможности нарушений правовых предписаний.
Подчеркнем, что указанная задача весьма сложна,
преподаватель правовых дисциплин должен стремиться, не только сформировать у
студентов соответствующие убеждения, но и закрепить их реализацию в учебной,
повседневной и практической деятельности.
В профессиональной образовательной организации
повышение эффективности преподавания общепрофессиональных (правовых) дисциплин
может быть достигнуто при условиях:
- направленности преподавания на формирование у
студентов положительно ориентированного правового сознания;
- отражения в содержании курса соответствующих
дисциплин особенностей социально-экономического развития общества и требований
профессиональной деятельности к правовой подготовленности будущих специалистов;
- применения информационных компьютерных
технологий и использования методов, позволяющих активизировать процесс
познавательной деятельности студентов.
Отметим, что целью преподавания правовых
дисциплин в колледже как организации профессионального образования должно быть
формирование положительно ориентированного правового сознания будущих
специалистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных
ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически
значимых ситуациях). При этом знания должны быть непосредственно связаны не
только с будущей профессиональной деятельностью студентов, но и с повседневной
жизнью в обществе, коллективе, семье и т.д.
Соответственно, с учетом особенностей возраста
студентов, условий профессиональной образовательной организации и современных
социальных проблем можно сделать вывод, что формирование у студентов правового
сознания должно включать:
1. формирование системы знаний, умений и
навыков, в том числе:
- знаний фундаментальных принципов права и
государства, правового положения личности в обществе, установленных
конституцией прав и обязанностей человека и гражданина;
- знаний отдельных отраслей права и
законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной
деятельностью студентов;
- умений и навыков практического применения
юридических знаний, владение нормами процессуального законодательства,
использования справочных правовых систем;
2. формирование ценностных ориентаций и правовых
установок, в том числе уважительное отношение к системе действующих в обществе
правовых норм, ориентация в повседневной жизни и профессиональной деятельности
на осознанное соблюдение требований законов, стремление к их реализации, полная
неприязнь коррупционных проявлений.
В свою очередь это требует достаточного
количества дисциплин соответствующей направленности и достаточного количества
часов, отведенных на них учебным планом. Как не странно, но это является первой
проблемой формирования правосознания и право-вой культуры студентов в колледже.
В учебном заведении, где граждане РФ получают специальность и делают первые
шаги в профессиональную деятельность этот вопрос не решен. По Государственному
образовательному стандарту второго поколения у всех специальностей
преподавались две дисциплины необходимой направленности: «Основы права» и
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности». В соответствии с ФГОС для
решения этой проблемы установлена лишь одна дисциплина – «Правовое обеспечение
(основы) профессиональной деятельности», вариативная часть ФГОС в этом
направлении не задействована. У отдельных специальностей ФГОС не
предусматривают правовых дисциплин вообще. Решение проблемы полностью
перекладывается на образовательную организацию и педагогический коллектив.
Поскольку дисциплина «Правовое обеспечение
профессиональной деятельности» не является профилирующим предметом, ее
преподавание необходимо увязывать с циклом специальных дисциплин, чтобы будущие
специалисты могли апеллировать к законодательству в своей профессиональной
деятельности.
Методология преподавания правовых дисциплин
студентам экономических и технических специальностей требует, чтобы в начале
курса в общих чертах были сформулированы общетеоретические положения права и
было разъяснено значение для права таких ключевых категорий, как правовая
норма, система права, юридический факт, правоотношения и их содержание,
ответственность и условия её применения в различных отраслях права и т.д.
Подчеркнем, что в ходе преподавания правовых
дисциплин студентам экономических и технических специальностей важно показать
право как целостную систему. Особое значение имеют вопросы взаимосвязи отраслей
права. Основной задачей преподавания правовых дисциплин студентам данных
специальностей является развитие навыков применения законодательства. Увы! С
учетом изложенных выше проблем на практике это сделать практически невозможно.
Таким образом, развитие правовой культуры при
подготовке специалистов в колледже предполагает не только формирование и
развитие соответствующих знаний и умений, но и практическое овладение
содержанием и особенностями профессиональной деятельности.
ФГОС являются практикоориентированными
стандартами, однако в условиях колледжа это не так, закрепить навыки правовой
работы у студентов за отведенные на это 8 часов (из 32 часов на всю дисциплину)
невозможно.
В итоге, как не прискорбно, но факт. На лицо
правовая безграмотность студентов и отсутствие самых элементарных представлений
о праве и законодательстве.
Правовая культура личности выражается в
овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном
соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в
нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.
Обучение в колледже лишь этап в жизни человека,
но этап, который должен быть отмечен приобретением соответствующих знаний,
умений и навыков. Их существенной частью должны быть и необходимые правовые
знания.
Проведенный анализ данных специальной литературы
и учет проблем позволил выделить ряд условий необходимых для формирования
правовой культуры студентов в профессиональных образовательных организациях:
1) будущая профессиональная деятельность
позволит специалисту найти своё место на рынке труда и достойный заработок;
2) организация образовательного процесса должна
предусматривать разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на
освоение правовых знаний и умений, осуществляемых на всех курсах обучения;
3) в образовательной организации должны быть
сформированы коллективные взаимоотношения всех субъектов образовательного
процесса в рамках правового поля, обучающийся должен осознавать себя личностью
и свободно реализовать свои права и обязанности, нарушение прав обучающихся
должно быть исключено.
Также необходимо отметить, что формирование
правовой культуры студентов про-исходит не только в процессе правового обучения
и воспитания по правовым дисциплинам, но и в процессе освоения профессиональных
дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах
обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.(3)
Подчеркнем, что, несмотря на множество
существующих проблем в настоящее время работа администрации учебного заведения,
педагогического коллектива и особенно преподавателей юридических дисциплин
должна быть направлена на формирование правовой компетентности студентов.
Правовая компетентность выражается в наличии у
студента – будущего специалиста не только знаний и умений в области применения
отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной
гражданской жизни.
Правовая компетентность студента является
динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им
соответствующими компетенциями. Степень право-вой компетентности в зависимости
от уровня профессионального образования повышается за счёт расширения и
углубления приобретаемого объема правовых знаний.
Исследование понятия «правовая грамотность»
позволило сформулировать его следующим образом: это совокупность
профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных
законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной
области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности. (4)
Очевидно, что правовая грамотность предполагает,
прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина своей страны.
Профессиональный ракурс понятия со-держит специфически ориентированный аспект
права. Таким образом, формирование правовой грамотности будущего специалиста
должно стать целью преподавания правовых дисциплин в образовательной
организации профессионального образования. Именно правовая грамотность должна
стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры
специалиста со средним профессиональным образованием.
Список использованных и цитируемых источников
1. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы
формирования правовой грамотности студентов технического вуза. Вестник МГТУ,
том 9, № 4, 2006.
2. Савин В. Н. Правовая культура студентов в
современных условиях: социологи-еский анализ. Екатеринбург. 2011.
________________________________
1. Савин В. Н. Правовая культура студентов в современных
условиях: социологический анализ. Екатерин-бург. 2011. – С. 12.
2. Савин В. Н. Правовая культура студентов в
современных условиях: социологический анализ. Екатерин-бург. 2011. – С. 18.
3. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы
формирования правовой грамотности студентов технического вуза.
Вестник МГТУ, том 9, № 4, 2006. – С. 591.
4. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы
формирования правовой грамотности студентов технического вуза.
Вестник МГТУ, том 9, № 4, 2006. – С. 593.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.