Статья «Предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»
Оценка 4.9

Статья «Предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»

Оценка 4.9
docx
01.08.2022
Статья «Предметно-пространственная  среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»
статья предм.-простр. среда.docx

 

 

Статья «Предметно-пространственная  среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»

 

      Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 утвержден    «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования».

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В Стандарте учитываются:                                                                                                                         - Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;                                                     - Возможность освоения ребёнком Программы на разных этапах реализации.           Также Стандарт направлен на создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.                                          

    Пространственная среда в ДОУ должна предоставить возможность для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взросления, физической активности детей, а также возможности одиночества.

Пространственная среда развития должна обеспечить:

- осуществление различных образовательных программ;

- в случае организации образования для включения инклюзивного обучения - необходимые условия для этого;

- учет культурных и национальных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

    Развивающая предметно пространственная среда должна быть богатой по содержанию, трансформируемой, многофункциональной, переменной, доступной и безопасной.

Насыщенность окружающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено учебными и образовательными средствами (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходной игрой, спортом, досуговым оборудованием, оборудованием (в соответствии с особенностями программы).

 

 

 

 

 

Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить:

- игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей, экспериментируя с материалами, доступными для детей (включая песок и воду);

- физическую активность, включая развитие тяжелой и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях на открытом воздухе;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пространственной средой объекта;

- возможность самовыражения детей.

   Для детей раннего и дошкольного возраста образовательное пространство должно предоставить необходимые и достаточные возможности для движения предметов и игр с различными материалами.

- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений  в пространственной среде субъекта в зависимости от ситуации образования, в том числе изменения интересов и возможностей детей;

- полифункциональность материалов подразумевает:

ü возможность разнообразного использования различных компонентов   

                 объективной среды, таких как детская мебель, ковры, гибкие модули,   

                 экраны и   т. д.;

ü наличие в организации или группе полифункциональных объектов (неимеющих замороженного способа использования), включая натуральные материалы, которые могут использоваться в различных видах деятельности для детей (в том числе в качестве альтернативных объектов в ветер).

- изменчивость окружающей среды включает:

ü наличие в организации или группе различных пространств (игры, строительство, конфиденциальность и т. д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, гарантирующих свободный выбор детей;

ü периодическая смена игрового оборудования, появление новых элементов, стимулирующих игру, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

- доступность среды предполагает:

ü доступность для учащихся, включая детей-инвалидов и детей-инвалидов, всех мест, где проводятся образовательные мероприятия;

ü свободный доступ детям, включая детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам и преимуществам, предлагающим все основные виды деятельности для детей;

ü здоровье и безопасность материалов и оборудования.

 

 

 

 

 

- безопасность субъекта в развивающей среде подразумевает соответствие всех его элементов требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы ( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации программы.

 Необходимо соблюдать требования национальных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и принципы пространственной организации, указанные в программе.

    Оборудование для дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровым, эстетичным и развивающимся. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей и игрушек, чтобы обеспечить максимальный эффект развития для данного возраста. Развивающая  среда должна быть насыщенной, адаптированной к совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающих потребностям детей.

    Групповое пространство должно быть организовано в виде четко определенных зон (центров, уголков, платформ), оснащенных большим количеством средств  (книги, игрушки, средства творчества, средства разработки и т. д.). Все предметы должны быть доступны для детей.

Такая пространственная организация позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю  эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Уголки  оборудования должны меняться в зависимости от тематического планирования учебного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

- уголок для сюжетно-ролевых игр;

- для театрализованных игр;

- книжный уголок;

- зона для настольно-печатных игр;

- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

- уголок природы (наблюдений за природой);

- спортивный уголок;

- уголок для игр с песком;

- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

 

 

 

 

 

      Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством. При проектировании среды  следует помнить, что «застывшая» (статическая) среда субъекта не сможет выполнять свою функцию развития, так как она перестает будить воображение ребенка.

      В младших группах среда основана на детской игре, главное в ней предмет. Таким образом, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду (игрушки, оборудование и т. д.), чтобы пробудить желание детей решать  проблему.

В более  старших группах концепция основана на теме игры. Таким образом, разнообразная полифункциональная объектная среда пробуждает активное воображение детей. Каждый раз они перестраивают существующее игровое пространство по-новому, используя гибкие модули, экраны, шторы, кубики и стулья. Трансформируемость тематически-игровой среды позволяет ребенку смотреть на игровое пространство под другим углом, быть активным в организации игрового места и предвидеть его результаты.

  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

  Развивающаяся тематически-пространственная развивающая среда должна быть организована как культурное пространство, оказывающее влияние на воспитание детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты личностей, предметы былой жизни и т.д.).

Особенности  организации пространственной среды субъекта для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

   Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей, ситуация в детском саду должна быть комфортной, почти простой, и в этом случае дети быстро учатся и свободно выражают свои эмоции. Все детские сады, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно.

Комфортная среда-это среда, в которой ребенку комфортно и уверенно, в которой он может жить интересным и любимым делом. Комфорт окружающей среды дополняется художественным и эстетическим дизайном, который положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и уникальные ощущения. Находясь в такой эмоциональной среде, помогает снять напряжение,  ненужные тревоги, предоставляет детям возможность выбрать тип занятия, материалы и пространство.

Особенности организации тематически - развивающей среды для независимости.

Среда должна быть различной и состоять из различных платформ (семинары, исследовательские сайты, художественные студии, библиотеки, игры, лаборатории и т. д.), которые дети могут выбирать по своему усмотрению. Предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от интересов и проектов детей не реже одного раза в несколько недель.

 

 

 

 

     Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать активность детей и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативами детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители также должны быть в состоянии внести свой вклад в его улучшение.

     Особенности организации пространственной среды субъекта для развития когнитивной деятельности.

Окружающая среда должна быть насыщена, давать ребенку возможность проводить активные исследования и решать проблемы, содержать современные материалы (конструкторы,  материалы для формирования ощущений, ансамбли для экспериментов и т. д.).

    Особенности организации тематической развивающей среды для развития проектной деятельности.

 Стимулирование детей к исследованиям и творчеству должно предложить им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Характер и непосредственная среда являются важными элементами исследовательской среды. Они содержат множество явлений и предметов, которые могут быть использованы в рамках совместных исследований педагогов и детей.

   Особенности организации пространственной среды субъекта для самовыражения посредством искусства.

Образовательная среда должна гарантировать наличие необходимого материала, возможность участвовать в различных мероприятиях: живопись, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, игра, танцы, различные виды ремесел, ремесла на дереве, глина и т. д.

   Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

  Окружающая среда должна стимулировать физическую активность детей, их неотъемлемое желание двигаться, учиться, поощрять их к игре. Во время игр на открытом воздухе, включая спонтанные игры, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Детские площадки должны создать условия для развития больших двигательных способностей. Игровое пространство  должно быть трансформируемым (изменение в зависимости от игры и обеспечение достаточного пространства для физической активности).

                                  


 

Статья «Предметно-пространственная среда в

Статья «Предметно-пространственная среда в

Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить: - игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей,…

Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить: - игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей,…

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы ( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации…

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы ( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации…

Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством

Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством

Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности

Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2022