Статья «Предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 утвержден «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования».
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В Стандарте учитываются: - Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - Возможность освоения ребёнком Программы на разных этапах реализации. Также Стандарт направлен на создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Пространственная среда в ДОУ должна предоставить возможность для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взросления, физической активности детей, а также возможности одиночества.
Пространственная среда развития должна обеспечить:
- осуществление различных образовательных программ;
- в случае организации образования для включения инклюзивного обучения - необходимые условия для этого;
- учет культурных и национальных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно пространственная среда должна быть богатой по содержанию, трансформируемой, многофункциональной, переменной, доступной и безопасной.
Насыщенность окружающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено учебными и образовательными средствами (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходной игрой, спортом, досуговым оборудованием, оборудованием (в соответствии с особенностями программы).
Организация учебных помещений и разнообразие материалов, оборудования и запасов (в здании и на месте) должны позволить:
- игривые, познавательные, научно-исследовательские и творческие мероприятия всех детей, экспериментируя с материалами, доступными для детей (включая песок и воду);
- физическую активность, включая развитие тяжелой и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях на открытом воздухе;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пространственной средой объекта;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего и дошкольного возраста образовательное пространство должно предоставить необходимые и достаточные возможности для движения предметов и игр с различными материалами.
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений в пространственной среде субъекта в зависимости от ситуации образования, в том числе изменения интересов и возможностей детей;
- полифункциональность материалов подразумевает:
ü возможность разнообразного использования различных компонентов
объективной среды, таких как детская мебель, ковры, гибкие модули,
экраны и т. д.;
ü наличие в организации или группе полифункциональных объектов (неимеющих замороженного способа использования), включая натуральные материалы, которые могут использоваться в различных видах деятельности для детей (в том числе в качестве альтернативных объектов в ветер).
- изменчивость окружающей среды включает:
ü наличие в организации или группе различных пространств (игры, строительство, конфиденциальность и т. д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, гарантирующих свободный выбор детей;
ü периодическая смена игрового оборудования, появление новых элементов, стимулирующих игру, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность среды предполагает:
ü доступность для учащихся, включая детей-инвалидов и детей-инвалидов, всех мест, где проводятся образовательные мероприятия;
ü свободный доступ детям, включая детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам и преимуществам, предлагающим все основные виды деятельности для детей;
ü здоровье и безопасность материалов и оборудования.
- безопасность субъекта в развивающей среде подразумевает соответствие всех его элементов требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические материалы ( в том числе расходные материалы), игры, спорт, оборудование для отдыха, оборудование, необходимое для реализации программы.
Необходимо соблюдать требования национальных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и принципы пространственной организации, указанные в программе.
Оборудование для дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровым, эстетичным и развивающимся. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей и игрушек, чтобы обеспечить максимальный эффект развития для данного возраста. Развивающая среда должна быть насыщенной, адаптированной к совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающих потребностям детей.
Групповое пространство должно быть организовано в виде четко определенных зон (центров, уголков, платформ), оснащенных большим количеством средств (книги, игрушки, средства творчества, средства разработки и т. д.). Все предметы должны быть доступны для детей.
Такая пространственная организация позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Уголки оборудования должны меняться в зависимости от тематического планирования учебного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- для театрализованных игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развитие среды должно быть динамичным, движущимся и легко редактируемым пространством. При проектировании среды следует помнить, что «застывшая» (статическая) среда субъекта не сможет выполнять свою функцию развития, так как она перестает будить воображение ребенка.
В младших группах среда основана на детской игре, главное в ней предмет. Таким образом, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду (игрушки, оборудование и т. д.), чтобы пробудить желание детей решать проблему.
В более старших группах концепция основана на теме игры. Таким образом, разнообразная полифункциональная объектная среда пробуждает активное воображение детей. Каждый раз они перестраивают существующее игровое пространство по-новому, используя гибкие модули, экраны, шторы, кубики и стулья. Трансформируемость тематически-игровой среды позволяет ребенку смотреть на игровое пространство под другим углом, быть активным в организации игрового места и предвидеть его результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающаяся тематически-пространственная развивающая среда должна быть организована как культурное пространство, оказывающее влияние на воспитание детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты личностей, предметы былой жизни и т.д.).
Особенности организации пространственной среды субъекта для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей, ситуация в детском саду должна быть комфортной, почти простой, и в этом случае дети быстро учатся и свободно выражают свои эмоции. Все детские сады, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно.
Комфортная среда-это среда, в которой ребенку комфортно и уверенно, в которой он может жить интересным и любимым делом. Комфорт окружающей среды дополняется художественным и эстетическим дизайном, который положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и уникальные ощущения. Находясь в такой эмоциональной среде, помогает снять напряжение, ненужные тревоги, предоставляет детям возможность выбрать тип занятия, материалы и пространство.
Особенности организации тематически - развивающей среды для независимости.
Среда должна быть различной и состоять из различных платформ (семинары, исследовательские сайты, художественные студии, библиотеки, игры, лаборатории и т. д.), которые дети могут выбирать по своему усмотрению. Предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от интересов и проектов детей не реже одного раза в несколько недель.
Особенности организации тематической развивающей среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать активность детей и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативами детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители также должны быть в состоянии внести свой вклад в его улучшение.
Особенности организации пространственной среды субъекта для развития когнитивной деятельности.
Окружающая среда должна быть насыщена, давать ребенку возможность проводить активные исследования и решать проблемы, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования ощущений, ансамбли для экспериментов и т. д.).
Особенности организации тематической развивающей среды для развития проектной деятельности.
Стимулирование детей к исследованиям и творчеству должно предложить им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Характер и непосредственная среда являются важными элементами исследовательской среды. Они содержат множество явлений и предметов, которые могут быть использованы в рамках совместных исследований педагогов и детей.
Особенности организации пространственной среды субъекта для самовыражения посредством искусства.
Образовательная среда должна гарантировать наличие необходимого материала, возможность участвовать в различных мероприятиях: живопись, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, игра, танцы, различные виды ремесел, ремесла на дереве, глина и т. д.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Окружающая среда должна стимулировать физическую активность детей, их неотъемлемое желание двигаться, учиться, поощрять их к игре. Во время игр на открытом воздухе, включая спонтанные игры, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Детские площадки должны создать условия для развития больших двигательных способностей. Игровое пространство должно быть трансформируемым (изменение в зависимости от игры и обеспечение достаточного пространства для физической активности).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.