Статья "Предметный мир Анны Ахмтовой"
Оценка 4.8

Статья "Предметный мир Анны Ахмтовой"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
24.12.2022
Статья "Предметный мир Анны Ахмтовой"
В данной статье рассматривается проблема изображения предметного мира в творчестве Анны Ахматовой. В наше время тема данного исследования остается актуальной и рассматривается многими филологами и литераторами, но при этом все так же остаётся много вопросов и загадок, связанных с вещным миром Ахматовой, которые нам лишь предстоит узнать. Цель исследования – изучение предметного мира в творчестве Анны Ахматовой на примере деталей, вещей, предметов, встречающихся в её произведениях. Методы исследования – анализ стихотворений, определение роли в них предметов. Для рассмотрения берутся известные стихотворения поэтессы, в которых мы встречаем вещный мир. В результате исследования приходим к следующим выводам: во-первых, предметный мир, в поэтических текстах Анны Ахматовой помогает понять чувства, эмоциональное состояние героини, во-вторых, он является памятью, которая хранит в себе воспоминания о прожитых годах.
nauchnaya_statya_1 (1).docx

 

Предметный мир Анны Ахматовой

 

 

УДК 821.161.1

Ю.М.Чернышева

Студент
ФГОБУ «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко»

 

г.Глазов

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема изображения предметного мира в творчестве Анны Ахматовой. В наше время тема данного исследования остается актуальной и рассматривается многими филологами и литераторами, но при этом все так же остаётся много вопросов и загадок, связанных с вещным миром Ахматовой, которые нам лишь предстоит узнать. Цель исследования – изучение предметного мира в творчестве Анны Ахматовой на примере деталей, вещей, предметов, встречающихся в её произведениях. Методы исследования – анализ стихотворений, определение роли в них предметов. Для рассмотрения берутся известные стихотворения поэтессы, в которых мы встречаем вещный мир.  В результате исследования приходим к следующим выводам: во-первых, предметный мир, в поэтических текстах Анны Ахматовой помогает понять чувства, эмоциональное состояние героини, во-вторых, он является памятью, которая хранит в себе воспоминания о прожитых годах.

 

Ключевые слова: предметный мир, деталь, лирическая героиня, предмет, образ.

 

Y.M.Chernysheva

Student

Glazov state pedagogical institute

Glazov

THE SUBJECT WORLD OF ANNA AKHMATOVA

 

Annotation: This article deals with the problem of depicting the objective world in the work of Anna Akhmatova. In our time, the topic of this study remains relevant and is considered by many philologists and writers, but at the same time, there are still many questions and mysteries related to the material world of Akhmatova, which we have yet to find out. The purpose of the study is to study the objective world in the work of Anna Akhmatova on the example of details, things, objects found in her works.

Research methods - analysis of poems, determination of the role of objects in them. For consideration, the well-known poems of the poetess are taken, in which we meet the material world. As a result of the study, we come to the following conclusions: firstly, the objective world in the poetic texts of Anna Akhmatova helps to understand the feelings, the emotional state of the heroine, and secondly, it is a memory that keeps memories of past years.

 

Keywords: objective world, detail, lyrical heroine, object, image.

 

 

Предметы в лирике А. А. Ахматовой имеют особое значение. Они способны через свои обыкновенные качества передать душевное состояние лирической героини, раскрыть нам то, что она чувствует. Особенность вещизма в поэзии Ахматовой заключается в том, что эти вещи мы можем встретить и в повседневной жизни. Поэтому, несмотря на то что современный читатель и   поэтесса жили в разное время, он сможет понять и проникнуться теми чувствами, которые она вкладывает в такие незначительные, на первый взгляд, предметы.

Для поэзии Анны Ахматовой характерен глубокий психологизм. Она тонко изображает внутренний мир человека, в особенности женщины. Все изображаемое Ахматова наделяет душой. Н. Гумилев в «Письме о русской поэзии» (1914) отметил: «Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает» [7, С.182]. В стихотворениях Ахматова раскрывает свои чувства через детали, вещи, не объясняя их. Каждый предмет, деталь становятся ключом к разгадке ее поэзии.

Прежде чем перейти непосредственно к самому анализу произведений А.А. Ахматовой, хотелось бы обратить внимание на то, что предметный мир в литературе – это реалии, отображённые в произведении, расположенные в художественном пространстве и существующие в художественном времени. Именно эти реалии в поэзии Ахматовой мы сегодня рассмотрим подробнее.

Начнём рассмотрение предметного мира Ахматовой со стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»: «…Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней,…И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу». Существительные природного мира «лопухи», «рябина», «кот» создают атмосферу уюта, спокойствия, царящего в душе героини. Образ двери в произведении – предмет, отделяющий её от внешнего мира. Героиня не желает пускать в свою размеренную жизнь посторонних, менять спокойствие на привычные будни.

В стихотворении «Дверь полуоткрыта...» каждая вещь получает новое значение. Она словно приоткрывает нам тайники души самой героини. Уже в самой первой строчке чувствуется какое-то напряжение. Ведь не через широко, а лишь слегка приоткрытую дверь можно узнать, что скрыто от множества глаз. В следующей строчке лирическая героиня не раскрывает нам, что спрятано за дверью, но она разбавляет новыми красками эту напряженную картину, наполняющуюся особым запахом — сладким ароматом лип. И вот только после такого преддверия и многоточия нам наконец удается узнать, что же спрятано там: «На столе забыты Хлыстик и перчатка». Героиня подчеркивает, что на столе забыты всего две вещи. Но они, вероятно, очень дороги ей, раз она обращает внимание именно на такие детали. Каждый из них становится атрибутом, который характеризует дорогого сердцу человека с определенной стороны. Складывается ощущение, что все в жизни прекрасно. Просто на лирическую героиню нахлынули старые воспоминания.

Но уже в следующей строфе мы видим, что это не радостные, а тревожные воспоминания: «Круг от лампы желтый...Шорохам внимаю. Отчего ушел ты?» Я не понимаю... Об этом говорит желтый круг, образованный светом лампы. Несмотря на то что желтый цвет — это цвет тепла, от него такового не исходит. Наоборот, он словно нагнетает тревогу: героиня в свою очередь пытается показать нам, что только отдельные шорохи могут приоткрыть завесу тайны над этим миром. Она словно пытается узнать у тишины и малейших звуков, почему любимый человек от нее ушел, зачем он оставил ее наедине с желтым светом лампы и двумя памятными вещами?

Очень ярко тема предметного мира отображена в «Песне последней встречи». «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! … Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем». Первое на что обращает внимание читатель – перчатка. Это существительное помогает понять чувства героини. Она, совершая самый обыкновенный жест – надевание перчатки – путается, забывает, где правая рука, а где левая. Таким образом героиня повествует нам о её взволнованном, потрясённом состоянии, о смятении души. Следующий предмет – три ступени, кажущиеся героине длинной лестницей. Лирическая героиня настолько оторвана от реального мира, что воспринимает окружающие события по-другому. Обратим внимание на существительное «свечи», горящие «равнодушно-жёлтым огнём». В сердце героини ещё горит огонь любви, но теперь, к сожалению, он равнодушно сжигает оставшиеся чувства прежней любви.

Предметный мир берёт на себя не только функцию описания чувств героини, но и функцию запоминания. Каждый предмет напоминает автору об определённом времени, событии: «Эти липы, верно, не забыли Нашей встречи», «А город помнит о судьбе своей», «Где статуи помнят меня молодой», «Где свидетель всего на свете… Смотрит в комнату старый клён». В воспоминаниях поэтессы время оживает, благодаря вещам и деталям.

В стихотворении «Городу Пушкина» происходит встреча с городом, «что разлуки тяжелее». В этом городе почти не осталось предметов, которые хранили бы события прошлой жизни. Однако эти предметы прошлого исчезли лишь в одушевленных реалиях, они продолжают жить в памяти героини, в экзистенциальном времени. Воспоминания помогают восстановить всё, как было: «Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали… И первый поцелуй…» Бег времени казался Ахматовой бедствием, которое не знает предела. А предметы природного или рукотворного мира задерживают этот бег.

Предметный мир становится непременным атрибутом произведений А.А.Ахматовой. Поэтесса не показывает состояние лирической героини, не называет его прямо. Ахматова раскрывает свое душевное состояние через вещи, детали. Предметный мир также дарит возможность вспомнить то, что было, что уже никогда не повторится. Предметы словно прячут душу от суровой, новой реальности. Каждая деталь поэзии Ахматовой пропитана душой и светлой памятью о событиях, происходящих в ее жизни.

Предметный мир прячет в себе загадки, но в то же время даёт множество ответов, которые помогают понять поэтические тексты Анны Ахматовой.

 

Список литературы

1.     Иванова, И.С. Экзистенциальное время в поэзии А. Ахматовой // Русская речь. – 2006. - №4. – С. 25-29

2.     Ландина А.С. Вещный мир в раннем творчестве А. Ахматовой (на примере сборника «Четки»): // Филологический аспект. 2016. №9. URL: https://scipress.ru/philology/articles/veshhnyj-mir-v-rannem-tvorchestve-a-akhmatovoj-na-primere-sbornika-chetki.html 

(Дата обращения: 26.09.22)

3.     Шумарина, М.Р. «Нечто вполне ахматовское»: язык и стиль Ахматовой в зеркале поэтической рефлексии // Русский язык в школе. – 2019. - №3. – С. 52-56

4.     Каркина Ю.В. Предметный мир Анны Ахматовой: // Филологический аспект. 2021. URL: https://znanio.ru/media/statya-predmetnyj-mir-anny-ahmatovoj-2766500( Дата обращения: 25.09.22)

5.     Вещизм в творчестве А.А. Ахматовой: [Электронный ресурс] // LitHelper/ URL: https://www.lit-helper.com/p_Veshizm_v_tvorchestve_A__A__Ahmatovoi (Дата обращения: 25.09.22)

6.      Предметный мир произведения: [Электронный ресурс] // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс. URL: https://myfilology.ru//137/predmetnyi-mir-proizvedeniia/ (Дата обращения: 26.09.22)

7.     Анна Ахматова: поэтика раннего творчества. Разбор стихотворений: [Электронный ресурс] // Interneturok.ru-Библиотека видеоуроков по школьной программе. URL: https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/a-a-ahmatova/anna-ahmatova-poetika-rannego-tvorchestva-razbor-stihotvoreniy( Дата обращения: 25.09.22)

8.     Гумилев Н.С «Письма о русской поэзии» // Москва. Современник. -1990. С182.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предметный мир Анны Ахматовой

Предметный мир Анны Ахматовой

Anna Akhmatova on the example of details, things, objects found in her works

Anna Akhmatova on the example of details, things, objects found in her works

Начнём рассмотрение предметного мира

Начнём рассмотрение предметного мира

Она словно пытается узнать у тишины и малейших звуков, почему любимый человек от нее ушел, зачем он оставил ее наедине с желтым светом лампы и…

Она словно пытается узнать у тишины и малейших звуков, почему любимый человек от нее ушел, зачем он оставил ее наедине с желтым светом лампы и…

А предметы природного или рукотворного мира задерживают этот бег

А предметы природного или рукотворного мира задерживают этот бег

Предметный мир произведения: [Электронный ресурс] //

Предметный мир произведения: [Электронный ресурс] //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022