Статья презентацией формирование читательской грамотности младших школьников

  • pptx
  • 12.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья с презентацией _формирование читательской грамотности младших школьников__.pptx

«Формирование читательской грамотности младших школьников»









Чтение – это окошко , через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Правильность
Беглость
Сознательность
Выразительность

Выделяется четыре качества навыка чтения

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
-объяснять поступки героев и давать им оценки;
-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:

а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
 б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

два основных компонента сформированного навыка чтения

Задачи:
коммуникативные,
познавательные,
воспитательные,
эмоционального воздействия.

Чтение является одним из видов речевой деятельности.

:
технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
технология обучения чтению вслух и про себя
с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
технология обучения динамическому чтению
(О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти.

Современные педагогические технологии

владением техникой чтения
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения
умение работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной)
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Читательская компетентность определяется:

- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- антиципация слов, предложений, пословиц.

Упражнения для развития навыков чтения

- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Технология продуктивного чтения

1-й этап Работа с текстом до чтения

Цель:
прогнозирование будущего чтения.
Виды работы:
-чтение имени автора
-чтение заглавия произведения
- чтение ключевых слов
-рассматривание иллюстраций
-высказывание предположений о героях , теме, содержании текста

мотивирование чтения

2-й этап Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Виды работы:
- чтение текста по частям с коментированием;
- диалог с автором;
- словарная работа;
- озаглавливание частей текста;
- выборочное чтение;
- беседа по содержанию текста;
- сравнивание содержания текста со своими предположениями.


3-й этап Работа с текстом после чтения

Цель:
Достижение понимания текста на уровне смысла.
Виды работы:
-постановка проблемного вопроса к тексту
-беседа о личности писателя
-повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации
-высказывание и аргументация отношения к прочитанному
-характеристика событий, места действия
-анализ поступков героев
-выполнение творческих заданий

диалог с автором
-Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы
(выход на подтекстовый смысл)
-Прогнозировать Ответы на эти вопросы
роверять свои прогнозы, по ходу чтения

«Диалог» обучающихся с автором литературного произведения


Комментированное чтение

Комментированное чтение -это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Приёмы прерывания чтения:
рефрен( повтор слова)
«включение» воображения
«Представьте себе…»
«Увидели?...»
«Представили?...»

по темам:
о детях
о животных
о природе
о Родине
о приключениях , о фантастике
по жанрам:

Использование антиципации 1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений

стих

Сказ
ка

рассказ

Б

УНТ

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)
*Исключение иностранных букв:
QМАRЛSЬWЧFИGКN – ЗVВZЕЗJSДQА
(«Мальчик- звезда»)
*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.
«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)

2.Работа с буквами, символами, шифрами, схемами

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки
(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

Отсроченная отгадка
Задай вопрос
Составь задание

Методические приёмы организации продуктивного чтения

1.Чтение произведения и определение его жанра.
2.Чтение и пометка непонятных слов.
3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10.Чтение, деление текста на части.
11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
12.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Виды работ над текстом

13.Чтение по ролям.
14.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
15.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
16.Чтение и пересказ от лица героя произведения.
17.Чтение, представление и описание героя произведения.
18.Чтение сказки и изменение хода событий.
19.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
20.Чтение, придумывание продолжения рассказа.
21.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
22.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
23.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

Виды работ над текстом

уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации.
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Межпредметные связи

Продуктивное чтение – залог успешного обучения.

Спасибо
за внимание!