Статья презентацией формирование читательской грамотности младших школьников
Оценка 4.7

Статья презентацией формирование читательской грамотности младших школьников

Оценка 4.7
pptx
12.02.2024
Статья презентацией формирование читательской грамотности младших школьников
статья с презентацией _формирование читательской грамотности младших школьников__.pptx

Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности младших школьников»

«Формирование читательской грамотности младших школьников»








Чтение – это окошко , через которое дети видят и познают мир и самого себя

Чтение – это окошко , через которое дети видят и познают мир и самого себя


Чтение – это окошко , через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Правильность Беглость Сознательность

Правильность Беглость Сознательность

Правильность
Беглость
Сознательность
Выразительность

Выделяется четыре качества навыка чтения

Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:

Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
-объяснять поступки героев и давать им оценки;
-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:

а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, -…

а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, -…

а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
 б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

два основных компонента сформированного навыка чтения

Задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия

Задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия

Задачи:
коммуникативные,
познавательные,
воспитательные,
эмоционального воздействия.

Чтение является одним из видов речевой деятельности.

В. Н. Зайцев); технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А

В. Н. Зайцев); технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А

:
технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
технология обучения чтению вслух и про себя
с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
технология обучения динамическому чтению
(О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти.

Современные педагогические технологии

Читательская компетентность определяется:

Читательская компетентность определяется:

владением техникой чтения
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения
умение работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной)
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Читательская компетентность определяется:

Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение ); - «Прыжки» ( через слово, через строчку ); -…

Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение ); - «Прыжки» ( через слово, через строчку ); -…

- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- антиципация слов, предложений, пословиц.

Упражнения для развития навыков чтения

Эхо» (за учителем); - чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика) - «Голоса» (подражая кому-либо) ; - по ролям; - разметка текста (паузы, логическое ударение);…

Эхо» (за учителем); - чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика) - «Голоса» (подражая кому-либо) ; - по ролям; - разметка текста (паузы, логическое ударение);…

- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения

технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Технология продуктивного чтения

Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения

Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения

1-й этап Работа с текстом до чтения

Цель:
прогнозирование будущего чтения.
Виды работы:
-чтение имени автора
-чтение заглавия произведения
- чтение ключевых слов
-рассматривание иллюстраций
-высказывание предположений о героях , теме, содержании текста

мотивирование чтения

Работа с текстом во время чтения

Работа с текстом во время чтения

2-й этап Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Виды работы:
- чтение текста по частям с коментированием;
- диалог с автором;
- словарная работа;
- озаглавливание частей текста;
- выборочное чтение;
- беседа по содержанию текста;
- сравнивание содержания текста со своими предположениями.


Работа с текстом после чтения Цель:

Работа с текстом после чтения Цель:

3-й этап Работа с текстом после чтения

Цель:
Достижение понимания текста на уровне смысла.
Виды работы:
-постановка проблемного вопроса к тексту
-беседа о личности писателя
-повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации
-высказывание и аргументация отношения к прочитанному
-характеристика событий, места действия
-анализ поступков героев
-выполнение творческих заданий

Видеть в тексте прямые и скрытые

Видеть в тексте прямые и скрытые

диалог с автором
-Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы
(выход на подтекстовый смысл)
-Прогнозировать Ответы на эти вопросы
роверять свои прогнозы, по ходу чтения

«Диалог» обучающихся с автором литературного произведения

Комментированное чтение Комментированное чтение -это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений

Комментированное чтение Комментированное чтение -это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений


Комментированное чтение

Комментированное чтение -это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Приёмы прерывания чтения:
рефрен( повтор слова)
«включение» воображения
«Представьте себе…»
«Увидели?...»
«Представили?...»

Родине о приключениях , о фантастике по жанрам:

Родине о приключениях , о фантастике по жанрам:

по темам:
о детях
о животных
о природе
о Родине
о приключениях , о фантастике
по жанрам:

Использование антиципации 1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений

стих

Сказ
ка

рассказ

Б

УНТ

Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский,

Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский,

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)
*Исключение иностранных букв:
QМАRЛSЬWЧFИGКN – ЗVВZЕЗJSДQА
(«Мальчик- звезда»)
*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.
«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)

2.Работа с буквами, символами, шифрами, схемами

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки
(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

Отсроченная отгадка Задай вопрос

Отсроченная отгадка Задай вопрос

Отсроченная отгадка
Задай вопрос
Составь задание

Методические приёмы организации продуктивного чтения

Чтение произведения и определение его жанра

Чтение произведения и определение его жанра

1.Чтение произведения и определение его жанра.
2.Чтение и пометка непонятных слов.
3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10.Чтение, деление текста на части.
11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
12.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Виды работ над текстом

Чтение по ролям. 14.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

Чтение по ролям. 14.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

13.Чтение по ролям.
14.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
15.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
16.Чтение и пересказ от лица героя произведения.
17.Чтение, представление и описание героя произведения.
18.Чтение сказки и изменение хода событий.
19.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
20.Чтение, придумывание продолжения рассказа.
21.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
22.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
23.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

Виды работ над текстом

Развитие речи»). Анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т

Развитие речи»). Анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т

уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации.
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.
На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Межпредметные связи

Продуктивное чтение – залог успешного обучения

Продуктивное чтение – залог успешного обучения

Продуктивное чтение – залог успешного обучения.

Спасибо
за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024