Проектная деятельность, на мой взгляд, является одним из самых эффективных образовательных методов для самореализации школьника. Проектирование соответствует целям и задачам, которые ставит перед собой современное учебное заведение и вся образовательная система в целом. Несколько лет я достаточно плотно занимаюсь с обучающимися 9х классов проектной деятельностью.
На первоначальном этапе почти все девятиклассники испытывают трудности, задают вопросы: «Какую тему выбрать? Как правильно и грамотно определить цели и задачи ? Какую литературу изучить? Вот тут на помощь приходим , мы , учителя , и пытаемся помочь детям грамотно сформулировать тему, организовать свое время, правильно распределить ресурсы . Каждый ребенок имеет уникальный потенциал, который можно раскрыть через проектную деятельность. Целью современной школы и системы образования является предоставление возможностей для самореализации каждого ребенка. Правильный подход к выявлению способностей позволяет выпускать не только успешных выпускников, но и талантливых специалистов, которые искренне увлечены своей профессией. Проектно-исследовательская деятельность может стать эффективным инструментом достижения этой важной и благородной цели.
Результатом ученического проекта может быть что угодно: от составлении памятки до статьи в школьную газету ,бизнес- план своей семьи , составления туристического маршрута на озеро Байкал. Главное , помочь ребенку создать нечто уникальное, неизвестное — то, чего он раньше не делал, а главное , чтобы то , за что он взялся , ему бы нравилось. Проектная работа, согласно учебному плану, должна выполняться в рамках урочной деятельности по любому предмету. Но итоговые презентации и финальный этап защиты готового проекта, у нас в школе проходит , чаще всего во время весенних каникул , когда работает «интеллектуальный лагерь» для обучающихся 9х и 11х классов. Основная цель учебных проектов заключается в получении новых знаний, но проектный метод дает школьникам и уникальные практические навыки, которые сегодня больше известны как «гибкие навыки».Школьный проект завершается разработкой уникального продукта или решения. Как пример — мероприятие, изобретение, объединение, арт-объект и пр. Результат и в том, что школьник умеет работать с информацией, презентовать свою работу. Через проекты ребенок «прокачивает» свои знания, учится ставить цели и задачи, определять актуальность выбранной им темы, описывать решения и добиваться цели. Даже один учебный проект позволяет примерить на себя множество престижных профессий, изучить достаточно дополнительной литературы. А еще , как мне кажется , публичные выступления дети приобретают уверенность в собственных силах.Все виды проектной деятельности в школе регламентированы федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Условия реализации проектной работы описаны и в примерных основных образовательных программах. В нашей школе совсем недавно состоялась защита проектов тех детей, которые выбрали темы обществоведческой и географической направленности. Темы были разные, но все очень интересные .Это и «Права и обязанности современного подростка », «Буллинг в современной школе , как ему противостоять », «Бытовые отходы как экологическая проблема человечества», «Ценности подростка в современном обществе», «Подростковая преступность», «Влияние гаджетов на мировоззрение современного подростка», «Роль БПЛА в современных военных действиях на примере Специальной военной операции» и это далеко не весь перечень тем проектов, «Озеро Байкал.Туристический маршрут» и это далеко не весь перечень тем проектов. Проектная деятельность — это строго регламентированный процесс, включенный в работу всего педагогического состава. Исследование может быть частью внеурочной работы школьников. Родителям стоит рассматривать проектную работу, как дополнительный бонус к программе обучения ребенка. Выпускник современной школы должен обладать определенными личностными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно обретать необходимые знания, умело применять их на практике; критически мыслить, уметь видеть проблемы и искать пути рационального их преодоления; быть способным генерировать новые идеи, мыслить креативно; грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять варианты решений, устанавливать закономерности, формулировать выводы); быть коммуникабельным, контактным в раз личных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня. И все эти качества он может обрести, благодаря занятию проектной деятельностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.