Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе
Оценка 5

Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Оценка 5
doc
10.01.2020
Статья: Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе
статья по ноу студентов с использованием интернет.doc

 

Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

 

       Подготовка профессионала, готового к работе в новых условиях, является одной из самых актуальных и самых проблемных, ведь она затрагивает вопрос  глубинных ценностей, таких,  как ценность непрерывных изменений и постоянного самосовершенствования. Создание ценностей - это сложный процесс,  связанный не с передачей знаний, а  с воспитанием определенного отношения к знаниям, учебе и миру в целом. 

    Особенности современного образования заключаются в уникальных

возможностях улучшения информационного обеспечения за счет ресурсов сети Интернет, где в свободном доступе  находятся уникальная информация.

    Но, как показывает опрос студентов, оказалось, что самыми посещаемыми образовательными ресурсами являются сайты готовых рефератов.    

       Почему студенты стараются найти готовую информацию  в Интернете?

Обратимся к мотивации студентов на примере написания эссе.  При опросе  студентов о том,  для чего пишется эссе  или лучше -  для кого,  ответ в большинстве случаев был однозначным: для преподавателя.  Студенты отмечали, что эссе или реферат нужен в первую очередь для преподавателя. В результате мы имеем то, что хотим. Преподаватель просит принести эссе-информацию для него, студент исполняет ( приносит ему информацию). Зачем студенту пропускать эту информацию через себя, если  она нужна педагогу?

        Другую ситуацию мы наблюдаем  при проведении дискуссии, например, на тему "Культура 21 века - регресс или прогресс?". В аудитории окажутся студенты, придерживающихся  разных мнений, провокационными вопросами можно будет вызвать их на диалог. Каждый будет отстаивать свою точку зрения. Что произойдет, когда после дискуссии мы попросим их изложить свои соображения,  найдя соответствующие аргументы в литературе или Интернете?  Сколько эссе окажутся списанными из Интернета? Намного меньше, потому, что в данном случае преподавателя интересует не информация, его интересует личное мнение студента, какое оно и чем подкреплено.

    К сожалению,  работа со студентами по написанию эссе требует больших усилий,  и среди студентов   сложен  стереотип поведения: эссе должно быть заимствовано из Интернета. Но это не значит, что его не нужно изменять. Если такой стереотип был заложен в школе, то работать над его изменением необходимо уже начинать на первых курсах. Ведь,  приходя в колледж, студент  неизбежно приносит с собой способы работы с текстом. Если в школе плагиат сходил ему с рук, то также он будет "работать" и колледже. Поэтому уже на первых курсах надо создать условия для самостоятельной работы студента, для понимания того, что письменная работа - это исследование,  и результатом  должно быть принятие на себя ответственности за его выполнение  и ответственности за мнение,  под которым студент  готов подписаться.

    Однако организацией дискуссий нельзя ограничиться, поскольку за пределами аудитории студенты встречают проблемы поиска необходимой информации, а эффективно работать с ней они пока не умеют. Поэтому для успешного формирования внутренней мотивации к генерации нового знания необходимо рассмотреть аспект практической работы студентов с информацией. Тем более умение работать с большими объемами информации, что также является важным требованием к современному профессионалу.

    Проблема большого количества информации приводит к возникновению парадокса неопределенности, который заключается в том, что умножение числа альтернатив при принятии решения,  с одной стороны,  позволяет повысить качество принимаемых решений, с другой стороны усиливает ощущение неопределенности ситуации и повышает тревожность. При этом попытка снизить неопределенность за счет получения новой информации только ухудшает положение из-за доступности огромного объема информации [1;49].

    В традиционной ситуации  этот парадокс выглядит следующим образом: в начале подготовки к исследованию или написанию реферата  начинающий  исследователь сталкивается с серьезнейшим  противоречием:  чем больше он найдет литературы по проблеме, тем лучше, но с учетом того, что каждый день  в информационном пространстве Интернета публикуются новые статьи, материалы и мнения, значит,  поиск информации по проблеме можно вести бесконечно.

Не решая данную проблему,  мы оставляем  мотивированного студента наедине с огромным массивом информации, а в результате провоцируем рост тревожности, повышенные требования к себе и снижение мотивации.

      Из бесед с руководителями исследовательских работ студентов обозначилась проблема самостоятельного поиска информации студентов в сети Интернет. Трудности возникают на первом этапе, когда студенту предлагается попробовать  найти информацию и ответить на первый вопрос: есть ли в открытых источниках данные для проверки выдвинутых гипотез?

       Студентам затруднительно в большом потоке предлагаемого материала  отобрать нужную и качественную информацию, что не всегда позволяет  им хорошо разобраться в проблеме. Возникает вопрос если все так просто, то почему все так сложно? Ответ видимо,  в том, что исследовательская деятельность легка лишь с вида, для формулировки запроса нужно было: 

а) знать необходимые ключевые слова;

б) иметь опыт оценки качества журналов.

За простыми на вид действиями по поиску нужных материалов лежит  большая подготовительная работа, а это-то студенты  и не видят. Они видят только то, как легко и просто было найдено, написано  или придумано. Деятельность по присвоению того знания, которое так легко использовать, остается от них скрыта.

Осуществляя руководство работами студентов, анализируя их работу, нами были выявлены три основных проблемы:

во-первых, студенты не дифференцируют процесс поиска информации,  им   сложно дается деление на первостепенные и второстепенные источники, нет критериев оценки информации;

 во-вторых, студентам трудно бывает перейти от одной части исследования к другой, от поиска литературы к сбору данных, от сбора к анализу, от анализа к написанию текста;

в-третьих, мешает синдром ксерокопирования, когда владение источником или копией заменяет ее чтение.

    Для решения первой задачи необходимо проведение ознакомления студентов с возможными стратегиями поиска. В любом поиске можно выделить три части (хотя, конечно, количество частей может варьироваться от задачи и результатов):

-ознакомительную;

-проблемную;

 -аналитическую. 

     Ознакомительная часть необходима для вхождения в новую область и определения ключевых фигур, подходов, создания списка из ключевых произведений.  Например, для ознакомительного поиска вполне достаточно найти всего 5-10 основных статей.  Для этого можно либо использовать индексы цитирования. Но поскольку они пока слабо распространены в России, можно предложить просмотреть 20-30 статей. Не прочитав, а только просмотрев их,  можно познакомиться поближе только с обзорами и статьями ,  которые рассматриваются другими как основополагающие (часто встречающиеся). В результате будет 5-10 статей, которые вполне подойдут для знакомства с темой. Конечно, придется смириться с тем, что за рамками рассмотрения остались некоторые статьи, но, скорее всего, наиболее важные встретятся при дальнейшем чтении, при решении задач изучаемой  проблемы. Иначе неизбежны следующие высказывания студентов: "Мною было обнаружено огромное количество всевозможного материала на интересующие меня темы. Времени на просмотр всех материалов просто физически не хватило. … Поиск продолжается".

    Проблемная часть содержит  внимательное  прочтение основных произведений и сопоставления мнений авторов и собственного опыта, она необходима для нахождения проблемы, противоречия. Данный этап вызывает массу трудностей, ключевым для него является умением анализировать текст и видеть противоречия. 

     Аналитическая часть состоит в том, что,  когда проблема сформулирована, необходимо найти аргументы "за" и "против" или пути для проверки гипотез. На этом этапе студенты  часто продолжают знакомиться с новыми проблемами и новыми источниками. Каждая новая проблема, захватывает их внимание,  и они внимательно читают материал, который к теме исследования не относится. Каждая новая статья построена в своей логике,  и, если не держать в голове цель своих поисков, то, переходя по гиперссылкам в Интернете, можно легко увлечься новой интересной статьей, совершенно не имеющей отношение к излагаемой теме. Ключевым для данной части является умение четко придерживаться выбранной цели и перед анализом каждой новой статьи мысленно обозначать эти цели и задачи.

Для решения второй задачи – при  переходе от одного этапа исследования к другому желательно иметь план исследования. Если студент  будет использовать  план, то ему будет сложнее допустить ошибку и вернуться с третьего этапа поиска на второй или первый. В дополнение этот план можно снабдить указанием сроков, что позволит организовать работу в соответствии с имеющимся временем. Полезно вести дневник исследователя, тогда можно четче видеть прогресс и получать дополнительную обратную связь, анализируя этапы, которые вызвали наибольшее затруднение.

 Также к проблеме умения работать с информацией  можно отнести синдром ксерокопирования. В процессе поисков информации студенты                      "… накапливают у себя горы ксероксов, и того общения с книгой, что происходило в процессе копирования, им хватает для иллюзии, будто они овладели материалом" [5; 40]. Действительно,  это одна из опаснейших иллюзий, в том, что самое главное-  это владение книгой, электронной или бумажной копией. Гораздо важнее внимательно прорабатывать материал, без этого остается только мнимое знание. Поэтому задача  преподавателя -  показать данную ловушку и путь выхода из нее. Как отметил У.Эко, "Обезвреживайте ваши ксерокопии: по мере принесения их в квартиру немедленно читайте, обрабатывайте, конспектируйте. Если спешка у вас не самая дикая, вообще не делайте новых копий до того, пока не будете действительно владеть материалом предыдущих. …. Если книга ваша личная и она не антикварная, размечайте без колебаний. Не верьте тем, кто требует уважительного отношения к книге. Уважительное отношение к книге выражается в черкании на ней. Если вы потом захотите перепродать ее букинисту, все равно он даст такую жалкую цену, что нет смысла утаивать следы вашего с ней обращения" [5; 42]. Студентам необходимо знать о  ловушке:  иметь не значит знать. Желательно,  чтобы им было разъяснены различия в психологических процессах поиска и переработки информации. 

Работа с информацией также требует внимательности, т.е. контроля и

сопоставления с имеющимся опытом студентов.

                В общении со студентами при руководстве исследованиями необходимо подчеркивать важность использования своего собственного опыта, развития научной догадки. При этом можно использовать подобные примеры или ситуации. Обнаружив в них заблуждение студентов, преподаватель предлагает им устранить ошибку  самостоятельно. 

Важно снабдить студентов  информацией о процессе проведения исследования и подготовки публикаций, например,  для этого можно использовать мультимедийное пособие В.В.Радаева "Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил", которое легко может быть ими освоено [4].

         Как отмечают многие исследователи и практики, перед современным

образованием встает сложная задача подготовки профессионала,  способного к

непрерывному самосовершенствованию, мотивированного к освоению нового.

Обладание студентами навыками  ведения исследования позволяет непрерывно повышать  им свою квалификацию, поддерживать высокий уровень профессионализма  и,  что самое главное, мотивацию к  обучению. Однако даже при том большом внимании, которое уделяется организации исследовательской деятельности студентов,   существует большое количество нерешенных проблем, среди которых неготовность к самостоятельной работе, использование плагиата, низкий научный уровень. Поэтому в данной статье были предприняты попытки рассмотреть психологопедагогические аспекты подготовки студентов к проведению исследований и в частности- некоторые пути решения обозначенных проблем: необходимость пропедевтической работы по формированию внутренней мотивации к генерации нового знания, способов работы с информацией, изменение стереотипов написания письменных работ.

 

1.Филонович С., Константинов Г. Интеллектуальное предпринимательство // Harward Business Review Россия, 2005.-56с.

2. Поршнев А.В. Становление новой культуры: проблема плагиата //

Коммуникативистика: социокультурные проблемы современности: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2007.-58с.

3.Поршнев А.В. Ляшко Т.Б. Применения средств интернет школьниками старших классов // Коммуникативистика: социокультурные проблемы современности: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Н.Новгород, 2007.-116с.

4.Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил. 2005 [Электрон. ресурс] Режим доступа CD 

5.Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки/ Умберто Эко; Пер. с итал. Елены Костюкович. - М.: Университет, 2001. -240с.

 

 

Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты использования ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе

Статья: Психолого-педагогические аспекты   использования   ресурсов сети Интернет студентами в исследовательской работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020