Статья "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в физическом развитии"
Оценка 4.8

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в физическом развитии"

Оценка 4.8
docx
23.05.2023
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в физическом развитии"
Статья апрель.docx

Моспан Наталья Венедиктовна

 

Психолого-педагогическое сопровождение физического развития дошкольников

 

Аннотация. В статье предложены основные принципы и формы психолого-педагогического сопровождения физического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое, физическое воспитание, дошкольники.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты – один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники [7].

Описание понятия «психолого-педагогическое необходимо начать с ключевого слова «сопровождение». Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе [6].

Психолого-педагогическое сопровождение – это взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Целью психолого-педагогического сопровождения является развитие ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте [6].

В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей и от того, как родители, воспитатели, развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.

Психолого-педагогическая деятельность сопровождающего строится разнонаправлено, интегрируя формы защиты, заботы, поддержки, подкрепления, обеспечивающие реализацию активности дошкольника в его развитии, выстроенные по степени субъектности включения участников в событийную жизнедеятельность.

Защита представлена деятельностью взрослого, который применяет совокупность механизмов, направленных на ограничение или устранение негативного влияния социума с целью обеспечения жизненно важных потребностей ребенка. Так взрослый обеспечивает физическую психологичную безопасность ребенка. В дошкольном возрасте сохраняется зависимость детей от близких взрослых в физическом и психологическом плане; поэтому важно, чтобы взрослые присутствовали рядом, отслеживали безопасность социальной ситуации развития, своевременно реагировали на опасные ситуации, как для отдельного ребенка, так и для группы в целом через рациональную организацию образовательного процесса. К действиям защищающего характера относятся: ограничение доступа детей потенциально опасным объектам, решение межличностного конфликта в игре и т.п [6].

Забота характеризуется действенным участием взрослого, который на основе позитивных чувств нацелен систематически удовлетворять потребности ребенка в освоении социальной среды; забота может быть в виде эмоции (я тебе сопереживаю), как знак внимания (я внимательно слушаю) и как материальный вклад (я принес тебе игрушку).

В педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста важно чтобы, все виды заботы сочетались, т.к. забота, прежде всего, обеспечивает безопасность социальных контактов при сохранении максимальной степени свободы. В действиях взрослого заботливое отношение проявляется через его позитивные чувства и благие намерения, реализуется в обеспечении положительных эмоций и впечатлений ребенка в процессе социального познания, а также в своевременном предоставлении ему возможностей для расширения и углубления социальных отношений [2].

Поддержка реализуется как содействие взрослого в создании и поддержании позитивной направленности ребенка в социальном познании и представленного совокупностью действий и отношений, усиливающих направленность на освоение социального опыта. В педагогическом сопровождении социального познания важно, чтобы взрослые обеспечивали вариативность ситуаций выборов социальных отношений ребенка при условии сохранения его психофизической состоятельности. Особенность поддержки в том, что она носит без оценочный характер, т.к. направлена не на продукт деятельности, а адресована личности дошкольника. Поддержка может быть делами (совместный с ребенком рисунок) и отношениями (одобрение игры), а также мягкой, теплой и жесткой [2].

Подкрепление обязательное условие в социализации человека. Как правило, подкрепление – это мгновенная реакция более опытного взрослого на определенные акты поведения ребенка с целью закрепить положительный опыт; подкрепление бывает положительное (одобрительный взгляд) и отрицательное (резкая фраза). Чаще всего подкрепление действует стимуляция достижений ребенка и выражается в речевых формулах «Ты можешь...» и «Ты не можешь...». Систематическое преобладание той или иной реакции взрослого может привести к закреплению представления ребенка о самом себе как способном или не способном к самостоятельным действиям, хотя с известной поправкой на субъективность ребенка. Если поощрение и наказание могут быть отсроченными, то подкрепление осуществляется «здесь и сейчас», что соответствует возрастным особенностям дошкольников и обеспечивает прогрессивное развитие социального познания. В этом ключе положительное подкрепление, в частности одобрение, имеет значительный потенциал для позитивного развития Я-концепции ребенка [2].

Адресное сочетание и применение форм сопровождения – защита, забота, поддержка, подкрепление – в различных вариациях позволяет определять оптимальный вариант индивидуального развития того или иного дошкольника. Конкретное содержание психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников определяется совокупностью таких составляющих, как специфика возраста и особенности индивидуального развития детей, а также социокультурными условиями образовательной среды на уровне образовательной организации [3].

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях в настоящее время выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в образовательных учреждениях.

С возрастом ребёнок все меньше нуждается в защите и в большей степени – в поддержке, в сопровождении. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом с воспитанником, создавая условия для его индивидуального развития.

Особое значение придается психолого-педагогическому сопровождению в физическом воспитании детей.

В числе основных концептуальных принципов психолого-педагогического сопровождения детей, в аспекте физического воспитания, выступают: принципы сохранения и укрепления здоровья, меж предметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учёта субъектного опыта. Данные принципы отражают требования к интегрированным формам работы, направлены на развитие самостоятельности в двигательной деятельности, позволяют конкретизировать общую её цель в предметно-целевых задачах физического воспитания детей [4].

Принцип сохранения и укрепления здоровья. Условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях являются той средой, в которой вынуждены постоянно находиться дети. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий, которые бы не вредили их здоровью.

Создание условий, не вредящих здоровью в процессе обучения и воспитания предполагает:

·                      учёт психофизиологических и возрастных особенностей обучаемых;

·                      соблюдение санитарно-гигиенического режима;

·                      систематическое проведение гигиенических мероприятий: проветривание групп, влажная уборка;

·                      использование в учебном процессе оздоровительных мероприятий (физминутки, физпаузы, динамические перемены);

·                      организацию и проведение мероприятий по предупреждению травматизма, охране безопасности жизнедеятельности;

·                      расширение знаний о физической культуре; формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

·                      формирование понимания ЗОЖ как высшей человеческой ценности;

·                      воспитание доброго, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Принцип межпредметного взаимодействия. Межпредметное взаимодействие – это закономерность, которую необходимо учитывать при определении содержания, форм, методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников как на занятии, так и во время самостоятельной деятельности детей. Межпредметное взаимодействие – это связь между учебными предметами для формирования системы знаний [3], установление естественных, различных контактов между изучаемыми предметами и использование их для формирования глубоких знаний у воспитанников.

Принцип межпредметного взаимодействия предполагает:

·                      использование разнообразных методов и организационных форм;

·                      использование методических приёмов и средств;

·                      учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, уровня их подготовленности и постоянная поддержка их интереса к выявлению и использованию этих связей;

·                      тщательный отбор информации из других учебных предметов, но так, чтобы дополнительные сведения не перегружали занятие и не заслоняли содержания учебного материала;

·                      интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности (художественной, речевой и т.п.).

Принцип преемственности. По мнению специалистов, преемственность – это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы [1].

Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения и переноса существенных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития. Каждая новая ступень в развитии представляет собой синтез того положительного, что достигнуто на предшествующих ступенях развития. Преемственность даёт возможность установить связь между тем, что достигнуто ребёнком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед [4].

Принцип преемственности предполагает:

·                      осмысление пройденного на более высоком уровне; перспективность обучения;

·                      изучение общих и особенных черт преемственности обучения по разным направлениям на основе особенностей совместной работы педагога и дошкольника по этим предметам и разработку педагогических условий, обеспечивающих определённый рост целостной личности ребенка в процессе воспитания и обучения;

·                      связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию;

·                      постоянную опору педагога на достигнутый ребенком в результате обучения уровень овладения общими знаниями и двигательными умениями;

·                      знание и учёт педагогом специфики возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, психического и физического их развития;

·                      использование дифференцированных заданий для детей с разными уровнями овладения общеучебными и двигательными умениями;

·                      постепенное усложнение характера выполняемых упражнений по овладению умениями, взаимосвязь практической, двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания

Принцип активности. Активность является своеобразной мерой самостоятельности. Чем старше, чем самостоятельнее становится ребёнок, чем более он активен, тем более он нуждается в руководстве взрослого. Активность ребёнка – необходимый фактор его развития. Ведь только в действии совершается упражнение, а значит, и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека, которые в этой деятельности упражняются [5]. Активность личности является одной из главных причин психического развития ребёнка. Активное участие ребёнка в познавательной и практической деятельности приводит в движение его умственные и нравственные силы. Продвижение ребёнка в общем и специальном развитии обеспечивается при условии, что воспитательные и образовательные воздействия и влияния взрослых опираются на потребность и активность самого ребёнка.

Принцип активности предполагает:

·                      понимание занимающимися цели и задач занятия;

·                      осмысленное освоение двигательных и познавательных задач;

·                      усвоение знаний, умений и навыков;

·                      понимание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях обыденной жизни;

·                      воспитание творческого отношения к занятиям.

Принцип учёта субъектного опыта

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности [8].

Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания [8].

Принцип учёта субъектного опыта предполагает:

·                      осознанную и творческую активность и свободу в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

·                      развитие индивидуальности;

·                      формирование и обогащение субъектного опыта;

·                      развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии;

·                      осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценку;

·                      доминирование в процессе воспитания межсубъектного характера взаимодействия педагог – ребёнок.

Учет перечисленных выше принципов повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей в образовательных учреждениях.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но может выступать как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса и его качества.

 

Литература

1.                  Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. – М.: Наука, 1969. – 294 с.

2.                  Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М.: Учпедгиз, 1956. – 179 с.

3.                  Коменский Я.А. Избр. пед. соч. / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 257 с.

4.                  Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис. ... д-ра пед. наук / В.Я. Лыкова. – Одесса, 1992. – 343 с.

5.                  Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко; под ред. А.М. Леушиной. – Мн.: Вышэйшая школа, 1975. – 208 с.

6.                  Трубайчук, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография /под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014 – 204 с.

7.                  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) -  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

8.                  Шипицына Л.М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.


 

Скачано с www.znanio.ru

Моспан Наталья Венедиктовна

Моспан Наталья Венедиктовна

Психолого-педагогическая деятельность сопровождающего строится разнонаправлено, интегрируя формы защиты, заботы, поддержки, подкрепления, обеспечивающие реализацию активности дошкольника в его развитии, выстроенные по степени субъектности включения участников в…

Психолого-педагогическая деятельность сопровождающего строится разнонаправлено, интегрируя формы защиты, заботы, поддержки, подкрепления, обеспечивающие реализацию активности дошкольника в его развитии, выстроенные по степени субъектности включения участников в…

Подкрепление обязательное условие в социализации человека

Подкрепление обязательное условие в социализации человека

Принцип сохранения и укрепления здоровья

Принцип сохранения и укрепления здоровья

Принцип преемственности. По мнению специалистов, преемственность – это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении…

Принцип преемственности. По мнению специалистов, преемственность – это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении…

Ведь только в действии совершается упражнение, а значит, и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека,…

Ведь только в действии совершается упражнение, а значит, и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека,…

Учет перечисленных выше принципов повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей в образовательных учреждениях

Учет перечисленных выше принципов повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей в образовательных учреждениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2023