Моспан Наталья Венедиктовна
Психолого-педагогическое сопровождение физического развития дошкольников
Аннотация. В статье предложены основные принципы и формы психолого-педагогического сопровождения физического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое, физическое воспитание, дошкольники.
Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада.
Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Федеральные государственные стандарты – один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники [7].
Описание понятия «психолого-педагогическое необходимо начать с ключевого слова «сопровождение». Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе [6].
Психолого-педагогическое сопровождение – это взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Целью психолого-педагогического сопровождения является развитие ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте [6].
В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей и от того, как родители, воспитатели, развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.
Психолого-педагогическая деятельность сопровождающего строится разнонаправлено, интегрируя формы защиты, заботы, поддержки, подкрепления, обеспечивающие реализацию активности дошкольника в его развитии, выстроенные по степени субъектности включения участников в событийную жизнедеятельность.
Защита представлена деятельностью взрослого, который применяет совокупность механизмов, направленных на ограничение или устранение негативного влияния социума с целью обеспечения жизненно важных потребностей ребенка. Так взрослый обеспечивает физическую психологичную безопасность ребенка. В дошкольном возрасте сохраняется зависимость детей от близких взрослых в физическом и психологическом плане; поэтому важно, чтобы взрослые присутствовали рядом, отслеживали безопасность социальной ситуации развития, своевременно реагировали на опасные ситуации, как для отдельного ребенка, так и для группы в целом через рациональную организацию образовательного процесса. К действиям защищающего характера относятся: ограничение доступа детей потенциально опасным объектам, решение межличностного конфликта в игре и т.п [6].
Забота характеризуется действенным участием взрослого, который на основе позитивных чувств нацелен систематически удовлетворять потребности ребенка в освоении социальной среды; забота может быть в виде эмоции (я тебе сопереживаю), как знак внимания (я внимательно слушаю) и как материальный вклад (я принес тебе игрушку).
В педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста важно чтобы, все виды заботы сочетались, т.к. забота, прежде всего, обеспечивает безопасность социальных контактов при сохранении максимальной степени свободы. В действиях взрослого заботливое отношение проявляется через его позитивные чувства и благие намерения, реализуется в обеспечении положительных эмоций и впечатлений ребенка в процессе социального познания, а также в своевременном предоставлении ему возможностей для расширения и углубления социальных отношений [2].
Поддержка реализуется как содействие взрослого в создании и поддержании позитивной направленности ребенка в социальном познании и представленного совокупностью действий и отношений, усиливающих направленность на освоение социального опыта. В педагогическом сопровождении социального познания важно, чтобы взрослые обеспечивали вариативность ситуаций выборов социальных отношений ребенка при условии сохранения его психофизической состоятельности. Особенность поддержки в том, что она носит без оценочный характер, т.к. направлена не на продукт деятельности, а адресована личности дошкольника. Поддержка может быть делами (совместный с ребенком рисунок) и отношениями (одобрение игры), а также мягкой, теплой и жесткой [2].
Подкрепление обязательное условие в социализации человека. Как правило, подкрепление – это мгновенная реакция более опытного взрослого на определенные акты поведения ребенка с целью закрепить положительный опыт; подкрепление бывает положительное (одобрительный взгляд) и отрицательное (резкая фраза). Чаще всего подкрепление действует стимуляция достижений ребенка и выражается в речевых формулах «Ты можешь...» и «Ты не можешь...». Систематическое преобладание той или иной реакции взрослого может привести к закреплению представления ребенка о самом себе как способном или не способном к самостоятельным действиям, хотя с известной поправкой на субъективность ребенка. Если поощрение и наказание могут быть отсроченными, то подкрепление осуществляется «здесь и сейчас», что соответствует возрастным особенностям дошкольников и обеспечивает прогрессивное развитие социального познания. В этом ключе положительное подкрепление, в частности одобрение, имеет значительный потенциал для позитивного развития Я-концепции ребенка [2].
Адресное сочетание и применение форм сопровождения – защита, забота, поддержка, подкрепление – в различных вариациях позволяет определять оптимальный вариант индивидуального развития того или иного дошкольника. Конкретное содержание психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников определяется совокупностью таких составляющих, как специфика возраста и особенности индивидуального развития детей, а также социокультурными условиями образовательной среды на уровне образовательной организации [3].
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях в настоящее время выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в образовательных учреждениях.
С возрастом ребёнок все меньше нуждается в защите и в большей степени – в поддержке, в сопровождении. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом с воспитанником, создавая условия для его индивидуального развития.
Особое значение придается психолого-педагогическому сопровождению в физическом воспитании детей.
В числе основных концептуальных принципов психолого-педагогического сопровождения детей, в аспекте физического воспитания, выступают: принципы сохранения и укрепления здоровья, меж предметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учёта субъектного опыта. Данные принципы отражают требования к интегрированным формам работы, направлены на развитие самостоятельности в двигательной деятельности, позволяют конкретизировать общую её цель в предметно-целевых задачах физического воспитания детей [4].
Принцип сохранения и укрепления здоровья. Условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях являются той средой, в которой вынуждены постоянно находиться дети. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий, которые бы не вредили их здоровью.
Создание условий, не вредящих здоровью в процессе обучения и воспитания предполагает:
· учёт психофизиологических и возрастных особенностей обучаемых;
· соблюдение санитарно-гигиенического режима;
· систематическое проведение гигиенических мероприятий: проветривание групп, влажная уборка;
· использование в учебном процессе оздоровительных мероприятий (физминутки, физпаузы, динамические перемены);
· организацию и проведение мероприятий по предупреждению травматизма, охране безопасности жизнедеятельности;
· расширение знаний о физической культуре; формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
· формирование понимания ЗОЖ как высшей человеческой ценности;
· воспитание доброго, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Принцип межпредметного взаимодействия. Межпредметное взаимодействие – это закономерность, которую необходимо учитывать при определении содержания, форм, методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников как на занятии, так и во время самостоятельной деятельности детей. Межпредметное взаимодействие – это связь между учебными предметами для формирования системы знаний [3], установление естественных, различных контактов между изучаемыми предметами и использование их для формирования глубоких знаний у воспитанников.
Принцип межпредметного взаимодействия предполагает:
· использование разнообразных методов и организационных форм;
· использование методических приёмов и средств;
· учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, уровня их подготовленности и постоянная поддержка их интереса к выявлению и использованию этих связей;
· тщательный отбор информации из других учебных предметов, но так, чтобы дополнительные сведения не перегружали занятие и не заслоняли содержания учебного материала;
· интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности (художественной, речевой и т.п.).
Принцип преемственности. По мнению специалистов, преемственность – это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы [1].
Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения и переноса существенных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития. Каждая новая ступень в развитии представляет собой синтез того положительного, что достигнуто на предшествующих ступенях развития. Преемственность даёт возможность установить связь между тем, что достигнуто ребёнком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед [4].
Принцип преемственности предполагает:
· осмысление пройденного на более высоком уровне; перспективность обучения;
· изучение общих и особенных черт преемственности обучения по разным направлениям на основе особенностей совместной работы педагога и дошкольника по этим предметам и разработку педагогических условий, обеспечивающих определённый рост целостной личности ребенка в процессе воспитания и обучения;
· связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию;
· постоянную опору педагога на достигнутый ребенком в результате обучения уровень овладения общими знаниями и двигательными умениями;
· знание и учёт педагогом специфики возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, психического и физического их развития;
· использование дифференцированных заданий для детей с разными уровнями овладения общеучебными и двигательными умениями;
· постепенное усложнение характера выполняемых упражнений по овладению умениями, взаимосвязь практической, двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания
Принцип активности. Активность является своеобразной мерой самостоятельности. Чем старше, чем самостоятельнее становится ребёнок, чем более он активен, тем более он нуждается в руководстве взрослого. Активность ребёнка – необходимый фактор его развития. Ведь только в действии совершается упражнение, а значит, и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека, которые в этой деятельности упражняются [5]. Активность личности является одной из главных причин психического развития ребёнка. Активное участие ребёнка в познавательной и практической деятельности приводит в движение его умственные и нравственные силы. Продвижение ребёнка в общем и специальном развитии обеспечивается при условии, что воспитательные и образовательные воздействия и влияния взрослых опираются на потребность и активность самого ребёнка.
Принцип активности предполагает:
· понимание занимающимися цели и задач занятия;
· осмысленное освоение двигательных и познавательных задач;
· усвоение знаний, умений и навыков;
· понимание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях обыденной жизни;
· воспитание творческого отношения к занятиям.
Принцип учёта субъектного опыта
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности [8].
Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания [8].
Принцип учёта субъектного опыта предполагает:
· осознанную и творческую активность и свободу в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
· развитие индивидуальности;
· формирование и обогащение субъектного опыта;
· развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии;
· осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценку;
· доминирование в процессе воспитания межсубъектного характера взаимодействия педагог – ребёнок.
Учет перечисленных выше принципов повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей в образовательных учреждениях.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но может выступать как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса и его качества.
Литература
1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. – М.: Наука, 1969. – 294 с.
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М.: Учпедгиз, 1956. – 179 с.
3. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. / Я.А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 257 с.
4. Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис. ... д-ра пед. наук / В.Я. Лыкова. – Одесса, 1992. – 343 с.
5. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко; под ред. А.М. Леушиной. – Мн.: Вышэйшая школа, 1975. – 208 с.
6. Трубайчук, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография /под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014 – 204 с.
7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8. Шипицына Л.М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.