Статья "Работа с дневником выходного дня как инструмент вовлечение родителей в развитие речи не слышащих дошкольников"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Теплоухова И.А. Работа с дневником выходного дня.doc

Работа с дневником выходного дня как инструмент вовлечения родителей в развитие речи неслышащих дошкольников

И.А.Теплоухова

ГОУ детский сад № 1513, Москва

 

Для полноценного эмоционального и речевого развития ребенка с нарушенным слухом большое значение имеет описание совместно со  взрослыми его жизненного опыта. В последнее время это направление интенсивно разрабатывается. Примером этому является «Дневник событий жизни ребенка» (Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, 2002 год). В основу этой рабочей тетради положены исследования И.А.Соколянского и Б.Д.Корсунской. Но эта формы работы была рассчитана на детей школьного возраста с нарушенным слухом.

В этой статье будет представлен практический опыт по использованию дневника выходного дня в работе с неслышащими дошкольниками, начиная с трехлетнего возраста. Ведение таких дневников помогает налаживать контакты дошкольников с родителями и близкими людьми. Дневник выходного дня может стать одним из видов работы родителей со своими детьми дома.

Как известно, дети с нарушенным слухом могут иметь различный уровень речевого развития. Вести дневник можно с любым ребенком (с 3-х лет), как имеющим развернутую фразовую речь, так и с ребенком, имеющим в речевом запасе лишь отдельные слова.

Дневник – это тетрадь (или альбом), в которой зарисованы и подписаны жизненно важные для ребенка ситуации. Благодаря дневнику у детей возникает потребность рассказывать, что способствует развитию их монологической речи. С помощью отдельных фраз, небольших рассказиков про себя ребенок пройдет путь от наглядных представлений до словесных описаний, от простых предложений (2-3 слова) до развернутой фразовой речи, от глобального чтения к аналитическому и пониманию прочитанного. Но для этого работа с дневником выходного дня должна быть регулярной и последовательной и начинаться она должна как можно раньше.

Педагогу необходимо объяснять родителям, как и для чего нужно вести дневник. А родителям надо вовлекать своего малыша в оформление страницы тетради, учить его с помощью рисунков и подписей рассказывать о случившемся.

На отдельных примерах покажем как постепенно усложняются страницы дневника в зависимости от возраста детей и уровня их речевого развития.

«Объем» подписей обязательно должен соотноситься с уровнем речевого развития ребенка. Не следует его завышать. После фиксации события на листе дневника и его обсуждения, ребенка учат с помощью рисунка и подписей рассказывать о произошедшем. Если в подписях значительно превышается уровень его речевого развития, то ему будет очень трудно рассказать о случившемся.  Важно учить ребенка именно рассказывать об увиденном, произошедшем, а не заучивать текст наизусть.

Так ситуация с заболевшим папой  в дневниках детей младшей группы (3-4 года) может выглядеть следующим образом (рисунки см. в презентации). 

Варианты подписей для детей с разным уровнем речевого развития:

а) Папа болеет.

 

б) Вот папа.

    Папа лежит.

    Папа болеет.

   Вика дает лекарство.

 

в) Папа болеет.

   У папы болит голова.

   У Вики лекарство.

   Вика лечит папу.

 

В подписях используются знакомые ребенку слова и фразы. Постепенно следует вводить 1-2 новых слова, тем самым расширяя словарь малыша. В данном случае это слово лекарство. Новые слова следует подписывать или дополнять  рисунком с подписью, который размещается рядом с основным. Важно также усложнять и структуру фраз.

Желательно, чтобы родители сами зарисовывали события на глазах  ребёнка, привлекая его к участию в рисовании ( например, раскрасить  одежду). При этом неважно художественное качество рисунка. Важно, чтобы малыш узнавал героев и саму ситуацию. Родители могут использовать и готовые вырезанные картинки, отражающие событие. При этом крайне необходимо подписывать всех действующих лиц.

Наилучшим способом фиксации события является его фотографирование, которое следует шире использовать в дневнике.

Страницы дневника выходного дня для детей средней группы.

В средней группе описание событий в дневнике выходного дня становятся более развернутыми. Но при этом также следует учитывать уровень речевого развития ребенка.

 

а) Мама, папа и Вика играют.

   Папа бежит.

   Вика спряталась.

   Папа не нашел Вику.

 

б) Папа, мама и я гуляли во дворе.

    Мы играли в прятки.

    Я спряталась за маму, а папа меня искал.

   Папа меня не нашел.

  Я рада.

 

Уже к середине средней группы еженедельная работа родителей дает прекрасный результат.  К старшей группе рассказы детей становятся более развернутыми. Например,

 

 Мама в аптеке купила пиявок.

 Пиявки живут в банке с водой.

 Они лечат бабушку.

 Пиявки лежат у нее на спине и едят плохую кровь.

 Пиявки едят и растут, а бабушка выздоравливает.

  Всем хорошо.

 Пиявка наш маленький доктор.

 

В старшей группе форма ведения дневника выходного дня дополняется и составлением рассказов по прочитанным дома текстам. Это могут быть небольшие книжечки, простые сказки, рассказы. Важно учить ребенка рассказывать о прочитанном. Например:

«Сегодня мы с мамой читали рассказ «Музыкант». Этот рассказ написал Виталий Бианки. В рассказе писатель написал как старик-охотник увидел в лесу медведя, который играл на щепке. Охотник не стал убивать медведя. Он сказал, что не может убить медведя-музыканта. Виталий Бианки написал много интересных рассказов про животных .»

Этот вид работы позволяет расширять словарь ребенка, использовать в речи более сложные грамматические конструкции. При этом также должен учитываться уровень речевого развития конкретного дошкольника.

 

В подготовительной группе дети могут уже сами совместно с родителями  вести дневник выходного дня. Вначале обсуждается то или иное событие, составляется устный рассказ. Затем ребенку предлагается его записать самостоятельно. Родители помогают грамотно сформулировать каждое предложение и следят за тем, чтобы оно было записано без ошибок. Если уровень речевого развития ребенка еще относительно низок, то большую часть текста записывают родители, а меньшую – сам дошкольник.  Проведение такой работы развивает не только умение устно рассказывать о произошедшем или прочитанном, но и письменную речь ребенка. Например:

«Сегодня папа мне купил киндр-сюрприз. Я думал, что там лежит игрушка. Открываем мы коробочку, а там ничего нет. Вот так сюрприз! Я даже немного расстроился. Но потом решил, что это мелочи жизни.»

Таким образом, ведение дневника выходного дня помогает неслышащему дошкольнику, даже малышу еще практически не владеющему речью, поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми, рассказать об интересующем его событии.   Так он может рассказывать  о том, что произошло пришедшему с работы папе, приехавшей в гости бабушке .... .

Работа с дневником продолжается и в группе детского сада. Так в понедельник  все дети приносят свои дневники в детский сад и еще до занятий показывают друг другу картинки и, самое главное, рассказывают о событиях (кто как может). Работа с дневником выходного дня ведется и на занятиях сурдопедагога, где каждый дошкольник учится не только рассказывать о себе, но и слушать других детей.

А если по каким-то причинам дневник не сделан или забыт дома, ребенка это очень расстраивает.

Но не всегда родители правильно составляют дневник выходного дня. При его написании часто бывают ошибки. Вот самые распространенные из них.

В дневнике отображены события, важные не для ребенка, а для взрослых, например:

«Мы с мамой  и папой поехали на рынок машин.

Там было много машин.

Папе не понравились машины, и мы уехали домой.»

При написании дневника родители должны учитывать, что интересы взрослых и детей не совпадают. И, что может быть интересно маме или папе, совсем не интересно их ребенку.

Очень часто, особенно в младшей и средней группах, взрослые стараются как можно больше написать о каком-нибудь событии, забывая о том, что ребенок еще не в состоянии рассказать    очень большой рассказ сам. Особенно, если в тексте много сложных предложений и новых для дошкольника слов. Например «Мы с папой ходили в дельфинарий. Там в бассейне были дельфины и белуха. Они быстро плавали и высоко прыгали. Белуха плыла и брызгалась водой. Потом она уплыла к себе в домик. Еще там был морж. Он большой, с усами и у него вместо ушей дырка. А у дельфина дырочка на спине. Из нее льется вода, как фонтан. Потом мы с папой фотографировались и я гладила дельфина.»

В этом случае рассказ лучше разбить на несколько частей и оформить несколько страниц дневника или сделать небольшую книжку-самоделку.

Иногда родители детей старшей и подготовительной группыне расширяют словарный запас ребенка, а сводят его к минимуму, например,

«В субботу я рисовала елочку и солнышко.»

Такой текст ребенок 6-ти—7-ми лет может рассказать сам и дневник в этом случае ничему не учит. Практика показывает, дети очень неохотно показывают такой дневник на занятиях.

Очень часто записи в дневнике не оформлены в связный рассказ, а представляют собой отдельные предложения, перечисляющие какие-то действия, например:

«Я смотрела мультфильмы. Бабушка пришла в гости.».

Обычно такой дневник не интересен детям.

Бывают дневники , в которых ежедневно описываются одни и те же события, например:

« Утром я встал, умылся, позавтракал. Потом я пошел гулять.»

Родители должны стараться акцентрировать внимание детей на чем-то интересном, а не на действиях, которые сами собой предполагаются в повседневной жизни.

 Таким образом, ведение дневника выходного дня позволяет вовлекать родителей в активную работу по развитию речи их детей. Практика показывает, что эта форма работы способствует активизации родителей, проявлению их инициативности в общем и речевом развитии неслышащих детей.