Равные возможности социального развития и внедрения инновационных технологий в рамках Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и с тяжелыми множественными нарушениями развития).
Родители, дети которых приходят к нам в школу первого сентября в первый класс (особый ребенок), очень озадачены как будет происходить обучения ребенка - особого ребенка.
Для эффективной работы учителя класса «особый ребенок», для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, необходимо владеть знаниями не только в области коррекционной педагогики и специальной психологии, но и соответствовать новым требованиям ФГОС.
Системные изменения в специальном коррекционном образовании в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить и прежде всего он должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, желания, поэтому мы должны относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять и принять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями и переживаниями. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Учитель третьего тысячелетия должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, каждый ребенок – особый, уникальный индивидуум, и именно так к нему следует и относиться. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием. Отличительными чертами современного педагога класса «особый ребенок» является то, что он не может остаться равнодушным к проблемам личностного роста своих воспитанников, это человек питающий душу и сердце ребенка, способствующий росту лучших человеческих качеств. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества
Следовательно, сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний.
У Льва Толстого есть хорошее высказывание: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Это высказывание относится и к нашим «особым детям»
В рамках реализации ФГОС мы специально организовали среду обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития каждого «особого ребёнка».
Мы создаем благоприятную социальную ситуацию развития и образования для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями, в том числе, и создание специальных условий для получения образования. В нашу задачу входит приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Особенностью содержания современного специального образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование базовых учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах. На всех этапах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности
Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии которые мы применяем в нашей педагогической практике
-Здоровьесберегающая технология;
-Игровая технология;
-Технология дифференцированного обучения;
-Технология деятельностного обучения;
-Проектная технология;
- Информационно-коммуникационные технологии
-Личностно-ориентированное обучение.
Одна из важнейших задач,которую мы реализуем в образовательном процессе использование здоровье-сберегающих технологий.
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
На современном уроке обязательно должна применяться технология проблемного обучения, ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии это неотъемлемая часть урока в классах «особый ребенок», т.к ведущая деятельность у наших детей игровая, соответственно знания которые мы хотим донести до учащихся, должны подаваться через игру. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.
Внедрение ИКТ в классах где, обучаются дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, недостаточные представления об окружающем мире.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный учитель никогда не воспитывает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Список литературы.
Забрамная С. Д. Исаева Т. Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ,Москва, В.Секачев 2012, С.86.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599
Маллер А.Р. ,Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью-[Текст]. / А.Р.Маллер, Г.В.Цикато М.: Издательской центр «Академия»,2003 -208с.
Шипицына Л.М. Специальная психология [Текст]. / Л.М. Шипицына.- СПб.: Речь, 2010 - 253с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.