Статья: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

  • Документация
  • docx
  • 06.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена особенностям развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха в коррекционной школе. Авторы рассматривает методы и подходы, применяемые сурдопедагогами для развития вербальной коммуникации у обучающихся с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста. Представленная статья вскрывает направления, способствующие решению проблемы развития и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями слуха.
Иконка файла материала РАЗВИТИЕ КОМ-Х НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.docx

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель-дефектолог,

Крицкая Инна Геннадьевна –

учитель

музыкально-ритмических занятий

 (Томск, Россия

rimoiseeva@list.ru)

 

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

Аннотация: статья посвящена особенностям развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха в коррекционной школе. Авторы рассматривает методы и подходы, применяемые сурдопедагогами для развития вербальной коммуникации у обучающихся с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста.

Представленная статья вскрывает направления, способствующие решению проблемы развития и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями слуха.

Ключевые слова: нарушения слуха, нарушения речи, коммуникативные навыки, сурдопедагогика, младшие школьники, речевое развитие, коррекционная школа.

 

Проблемой развития коммуникативных навыков, а также формированием коммуникативной компетентности с целью личностного развития обучающихся занимались: Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.А. Рау, И.Д. Шматко, Л.С. Выготский и другие учёные.

Формирование коммуникативных навыков у детей с особенностями в развитии – одна из ключевых задач учителей-сурдопедагогов. Дети с нарушениями слуха испытывают значительные трудности в процессе общения с окружающими, что нарушает процесс полноценной социальной адаптации и интеграции их в общество. Однако благодаря системной работе учителей-сурдопедагогов, учителей-дефектологов, учителей музыкально-ритмических занятий, логопедов и применению эффективных методов и приёмов обучающиеся с ограничениями слуха развивают важные навыки общения, необходимые для их успешного развития и социализации.

Г.Л. Выгодская выдвигала утверждение о том, что формирование коммуникативных навыков является главной задачей, поскольку качество и результативность процесса вербального общения зависит в большей степени от уровня коммуникативных навыков субъектов общения [4. с. 64-67].

Коммуникативные навыки — это навыки межличностного общения, это умение вербально взаимодействовать с окружающими людьми, правильно интерпретировать полученную информацию, а также верно её передавать.  Сурдопедагоги в коррекционно-педагогической деятельности такие умения и направления рассматривают и интерпретируют.

При переходе ребёнка с нарушениями слуха из детского сада в школу продолжается активное развитие всех его психических процессов. Здесь важен индивидуально-дифференцированный подход, так как у каждого ребёнка с нарушениями слуха своя степень сложности с произношением звуков или трудности в процессе формирования  даже простых фраз. В целом, его развитие определяется ведущей деятельностью – учебной. Учитывая это, одной из главных задач сурдопедагогов, учителей-дефектологов является создание для каждого обучающегося благоприятных условий. С целью формирования у младших школьников навыков общения, учитываются не только  их индивидуальные особенности, а также индивидуальные возможности.

Учебная деятельность определяет характер игрового вида деятельности. С первых школьных дней сурдопедагоги используют специальные артикуляционные упражнения и игры. Игра: «Повтори звук» помогает ребёнку тренировать произношение сложных для него звуков посредством повторения слов, сопровождаемых наглядными предметными или сюжетными изображениями.

Важно понимать, что для детей с особенностями развития слухового анализатора свойственны не только проблемы с восприятием речи, но и сложности в выражении собственных мыслей, эмоций и потребностей. Поэтому коммуникация должна строиться в благоприятных условиях, на комплексном подходе, включающем как развитие речевых навыков, так и освоение невербальных форм общения.

Одним из эффективных методов формирования коммуникативных навыков является использование интерактивных игр и упражнений. Например, игра: «Угадай жест» способствует развитию навыков невербальной коммуникации и улучшению понимания других. В ходе игры один ребёнок показывает жест, а остальные угадывают его значение. Это не только тренирует навык использования жестов, но и развивает внимательность, что важно для успешного общения и качественного коммуницирования.

Весьма значимым аспектом работы с детьми с нарушениями слуха является развитие у них способности понимать окружающих посредством  чтения с губ. Этот навык особенно важен для детей, имеющих сохранный слух. Учитель-сурдопедагог, учитель-дефектолог, учитель музыкально-ритмических занятий проводят специальные индивидуальные занятия, где дети учатся «читать» по губам простые фразы и короткие слова. Для этого вводится игра: «Прочитай, что я сказала», где учитель произносит слова без звука, а ребёнок пытается их повторить. Этот процесс требует и терпения, и систематичности, и планомерности, только тогда дети начинают воспринимать информацию визуально, что помогает улучшить коммуникацию с окружающими.

Работа с эмоциональной сферой детей с особыми образовательными потребностями также является существенным компонентом. Нарушения слуха и, как следствие, речи приводят к эмоциональной изоляции детей от общества. Детям очень трудно выражать свои чувства и понимать эмоции окружающих. Педагоги используют специальные упражнения для работы с эмоциональной экспрессией. Например, при включении детей в игровую ситуацию «Угадай эмоцию» младшие школьники с нарушениями слуха учатся распознавать эмоциональные состояния по мимике и жестам. В ходе игры учитель демонстрирует положительные, отрицательные и нейтральные эмоции (радость, восторг, восхищение, грусть, гнев, разочарование, интерес, любопытство), а обучающиеся угадывают и пытаются изобразить указанную эмоцию. Это игровое упражнение помогает младшим школьникам лучше понимать чувства окружающих и улучшает их способность выражать собственные эмоции. Развитие навыков самообслуживания и самостоятельности способствует укреплению уверенности в себе и своей способности вербально общаться, поддерживать связь с окружающими.

Учебная деятельность тесно связана с трудовой деятельностью. Участие обучающихся в данном виде деятельности оказывает существенное влияние на их психическое и личностное развитие, на процесс усвоения знаний через самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Посредством связи учебной и трудовой деятельности происходит активное формирование речи, способствующее развитию коммуникативных навыков [2. с. 20-21].

Л.П. Носкова полагала, что основой коммуникации детей с нарушениями слуха выступает фактическая деятельность вербального взаимодействия, языковая способность, речевая деятельность, глобальное и аналитическое понимание речи, приближённое понимание речевых единиц, сопряжённо-отражённая речь, а также речь в активной форме.

Формирование речи для детей с нарушениями слуха имеет великое значение, поскольку оно представляется основой общения с находящимися вокруг сверстниками, взрослыми. Следует формировать у детей речевую деятельность, чтобы они имели возможность быть активными участниками общения [3. с. 23].

Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин и др. полагают, что развитие коммуникативных навыков и умений совершается только на базе интенсивной речевой деятельности. Однако, характерные черты речевого развития обучающихся с нарушениями слуха, слухового и слухозрительного восприятия, свойства произносительной стороны речи и общения, связь с окружающими различают коммуникативную сторону речи детей с нарушениями слуха сравнительно слышащих детей [4. с. 31].

Исходя из выше сказанного, сурдопедагоги, учителя-дефектологи, логопеды ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» развивают коммуникативные навыки путём формирования речи у детей с нарушениями слуха и посредством практического применения речевых навыков, т.е. активного вербального общения. Также формирование коммуникативных навыков реализуется педагогами образовательной организации через принцип коммуникативной направленности с использованием речевого, наглядного и картинного материала.

Т.В. Розанова считала, что развитие речевых способностей и становление речи, а, следовательно, и коммуникативных навыков, необходимыми и важными условиями для сохранности слухового восприятия и взаимодействия со слышащими сверстниками, а именно – речевое общение с ними. Обучение речевому общению выстраивается на почве формирования словесной речи у детей с нарушениями слуха в устной, письменной и дактильной форме, а также развитие импрессивной и экспрессивной речи [5. с. 25].

Коммуникативные навыки у детей с нарушениями слуха также реализуются посредством принципа коммуникативной ориентированности применяемого речевого материала, а также посредством взаимосвязи речевой практики с игровой, познавательной деятельностью, организованной сурдопедагогами не только в процессе урока, а также за его пределами, в процессе ситуативной речи на перемене, активизации самостоятельности в процессе речевой деятельности.

Формирование речевых возможностей, а значит и коммуникативных умений базируется, главным образом, на аспектах: общение с родителями, обсуждение вопросов, связанных с бытом семьи, информирование о делах в школе и за её пределами.

В семье, где ребёнок проходит первичную коммуникацию и социализацию, он учится на примере взаимоотношений между членами семьи речевому поведению и вербальным формам отношений. Также важным обстоятельством развития речи, равно как способ общения, у детей с нарушениями слуха являются специально созданные семейные условия, что способствует возникновению активной речи и необходимости в общении.

В целом, характер общения младших школьников с нарушениями слуха с родителями определяется соотношением позиций обоих партнёров по совместной речевой деятельности – как родителя, так и ребёнка, характером контроля и мониторинга.

По рекомендациям педагогов, родители в домашней обстановке создают условия для организации ролевых игр, в процессе чего дети разыгрывают различные социальные сценарии (например, «Поход в магазин» или «Встреча с товарищем»), что способствует адаптации детей к реальной жизни, развивает коммуникативные навыки и стимулирует их к учению решать социальные, социально-проблемные ситуации.

Использование в образовательной практике обучающихся с нарушениями слуха мультимедийных технологий играет большую роль в развитии коммуникативных навыков. На основе современных программ и приложений сурдопедагоги создают интерактивные задания, где обучающиеся тренируют речевые навыки, развивают слуховое, слухозрительное восприятие и учатся общаться через визуальные образы. Также программы помогают детям учить новые слова через ассоциации с картинками и жестами. В связи со сказанным, педагоги активно используют такие ресурсы, с целью разнообразить процесс обучения и сделать его более увлекательным и доступным для младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Все компоненты системы речевого общения и отношений ребёнка с сурдопедагогами, дефектологами, логопедами, учителями, родителями, сверстниками, социумом тесно взаимосвязаны, опосредованы учебной деятельностью, осуществляются при активной речевой деятельности, поскольку главная особенность коммуникативной ситуации развития младших школьников заключается, прежде всего, в том, что ребёнок включается в учебную деятельность. Чтобы коммуникативные навыки были сформированы, необходима речевая среда, её организация. Только тогда ребёнок будет использовать речевой материал в учебной, игровой, познавательной, социально-практической деятельности. Также сможет самостоятельно  формулировать собственные потребности, желания, выражать просьбы.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста — это сложный и многоплановый процесс, требующий применения различных методов и индивидуального подхода к каждому ребёнку с особенностями в развитии. Формирование коммуникативных навыков осуществляется при инициативной речевой деятельности. Создавая речевую среду, педагог играет ценнейшую роль в этом процессе, помогая детям освоить как вербальные, так и невербальные формы общения. Систематическая, регулярная и планомерная работа, включающая жестовый язык, тренировки по чтению с губ, развитие речевых навыков и социального взаимодействия, способствует успешной адаптации детей в обществе, улучшению их качества жизни и развитию несомненной убеждённости в себе.

 

Литература:

1.   Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М: Просвещение, 1975. 174 с.

2.   Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М., 2005. 44 с.

3.   Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка. М., 1954. 178 с.

4.   Боскис Р.М. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования речи // Известия АПН РСФСР, 1954. Вып. 62.

5.    Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей. М.: Педагогика, 1991. 176 с.

Internet-источники:                                                     

6.   Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-narusheniem-sluha

7.   Филякина Е.А. Особенности формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoy-deyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также