Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Ракитянского района Белгородской области
«Развитие мелкой моторики
у младших школьников с нарушением речи»
Учитель-логопед
Жерновая Наталья Владимировна
МОУ «Ракитянская СОШ №1»
Ракитянского района
Белгородской области
Моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом:
· у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв;
· нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево-право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы.
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.
Моторика бывает: крупная - движения всей рукой и всем телом, мелкая моторика рук - разнообразные движения пальчиками и ладонями, тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные движения малой амплитуды.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии и прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.
Значение мелкой моторики:
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
• Поднимает настроение ребенка.
Для реализации цели я определила следующие задачи:
Развивать
тактильную чувствительность рук детей.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Сформировать
элементарные специфические графические навыки. Подготовить руку ребенка к
письму.
Для решения задач использую методы:
Практические (упражнения, игровой, моделирование).
Наглядные (использование пособий, рассматривание картинок).
Словесные (рассказ, беседа, игры).
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.
Для решения задач использую следующие приемы:
I. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые
мелкие предметы). Перемешивает содержимое и старается его отгадать.
2. «Сухой бассейн». Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы) с мелкими предметами. Перемешивает содержимое и старается отгадать «пойманный пример».
3. «Волшебный мешочек». На ощупь определить какие предметы лежат в мешочке.
4.
Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
5. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой
рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный
предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
6. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей
школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем
опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
7.
«Повтори движение». Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами
своей руки какую-либо «фигуру». Ребенок должен точно в такое же положение
привести пальцы своей руки - повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем,
что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив).
Если данное задание вызывает сложности, сначала можно потренироваться, проводя
упражнение сидя рядом.
8.Игры-шнуровки
Марии Монтессори:
- развивают
сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху»,
«внизу», « справ», «слева»;
- формируют навыки
шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
-способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
Также шнуровка развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
II. Игры и
упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
1.
Использование физкультминуток, где движения
детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на
другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки,
тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).
2. Игры с предметами домашнего обихода.
В
играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки,
пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок
запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто, Есть в печи место.
Будут-будут из печи Булочки и калачи».
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
3. При прохождении звуковой дорожки пальчиками проговариваем звуки-слоги-слова, что является для детей сложно, так как выполняется сразу несколько действий.
4. Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
А). Массаж рук.
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
6.Интенсивное растирание каждого пальца.
7.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
Б). Пальчиковый тренинг.
1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
В).Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком.
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Г).Упражнения с массажными мячиками.
Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками:
- способствуют закаливанию организма ребенка;
-воздействуют на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней;
- способствуют развитию мелкой моторики рук;
- хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.
"Развиваем мелкую моторику малышей"
( упражнения из книги Ермаковой И. А.)
Упражнение №1
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Упражнение №2
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
В. Пальчиковые игры - культурное наследие немецкого народа. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.
«Лошадка».
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
(Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом – грива. Большой палец кверху – уши).
«Собачка».
У собачки острый носик,
Есть и ушки, Есть и хвостик.
«Коза».
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«Заяц».
Ушки длинные у зайки, (Пальцы в кулачок. Выставить вверх
Из кустов они торчат. указательный и средний. Шевелить.)
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат,
- Игры позволяют повысить
общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение,
развивают воображение.
- Сюжетно-тематические упражнения по аппликации, конструированию, рисованию
и лепке способствуют развитию познавательных и творческих
способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев
рук, способствуют развитию речи.
- Использование
графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости,
развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к
сознательным, точным, целенаправленным движениям.
III. Развитие графической моторики.
1. Рисование линий.
Прямые дорожки.
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
2.Рисование по точкам.
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
3.Выполнение штриховок.
Штриховки с различным направлением движения руки
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.
4.Силуэтные штриховки.
Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.
5.Копирование узоров.
Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.
Немаловажно при работе придерживаться моторного планирования.
Моторное планирование — это умение выстроить логику действия.
Не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.
Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.
Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка.
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые.
Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет.
Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.
И самое главное: развитие моторного планирования, развитие мелкой моторики даже при правильном подходе, описанном выше всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или даже одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.
Библиографический список:
1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
2. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. - 2005. - № 3. - C. 84-101.
3. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – «Издательский дом «Карапуз», 2004. – 20с.
4. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика. - М.: «АРКТИ», 2010. – 83 с.
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
6. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М.: «ГНОМ», 2015. - 40с.
7. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
8. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с.
9. Небыкова О.Н. Формирование моторно двигательных умений посредством штриховки у детей с ОВЗ 5-6 лет. Программа, планирование, конспекты занятий. ФГОС ДО. – Издательство «Учитель» - 2017 г.
10. Тимощенко Е.Г. Развитие графомоторного навыка у детей: (консультация для родителей) // Логопед. - 2012. - № 5. - С. 91-93.
11. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков; Эксмо - М., 2013. - 48 c.
12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, «Лань», С-Пб, 1997. – 56.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.