Статья "Развитие орфографической зоркости"
Оценка 4.8

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Оценка 4.8
doc
15.01.2020
Статья "Развитие орфографической зоркости"
Развитие орфографической зоркости.doc

Развитие орфографической зоркости

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность»

 

Н.С. Рождественский


         Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать
факторы формирования орфографической зоркости, а это:
         1
. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит преподаватель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому преподаватель должен развивать фонематический слух.
         3.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
         4.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
         Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти студент для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у студентов?

 

 

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

Ø     «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

Ø     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

Ø     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им преподаватель , тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

 

 

 

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

 

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 

1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

 

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет всю группу, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Студентам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления студентами умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 

6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с преподавателем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

 

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение преподавателем, студентами, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

 

 

 

8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем студентам  предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет студента  думать.


·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, студенты  могут спрашивать у преподавателя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого студента  огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

 

Литература:

·                Русский язык. Теория и практика обучения. М., Пр. 2015 г..

·               Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. 1995 год.

·       Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития. 2001 г.

·        Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности школьников. – 2015 г.

·         

·             http://festival.1september.ru/articles/505175/

·                Формирование навыков грамотного письма через    разнообразие форм и методов преподавания         русского языка.

·             http://festival.1september.ru/articles/500057/

·                Виды работ над словами с непроверяемыми   орфограммами.

·               http://festival.1september.ru/articles/411652/

·                Выработка орфографической зоркости на уроках    русского языка.

·              http://www.edu-eao.ru/images/stories/downloads/2008/chancai-m.pdfeao.ru/images/stories/downloads/2008/chancai-m.pdf

·               

·         Л. И. Тикунова. «Сборник диктантов и творческих работ». М., Пр. 2016г,

·        А. Ундзенкова. «Русский с увлечение». Екатеренбург. АРДЛТД.2017,

·        Г. Е. Окулова. «Занимательная фонетика». Оса. Росстани. 2015 г,

 

 

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"

Статья "Развитие орфографической зоркости"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020