Развитие орфографической зоркости
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность»
Н.С. Рождественский
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как
известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать
и слышать то, что говорит преподаватель или, что он сам себе проговаривает.
Поэтому преподаватель должен развивать фонематический слух. Какие орфографические умения необходимо формировать у студентов?
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования: 1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только». 2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. Ø «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд» Ø «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»; Ø «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им преподаватель , тем самостоятельнее должны быть упражнения». 3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят». 4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание. Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках: · Внимательно прочитай предложение. · Повтори его не заглядывая в текст. · Подчеркни в предложении все орфограммы. · Прочитай предложение орфографически. · Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. · Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. · Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: 1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д. 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. 4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 5. Спиши слова определённой части речи. 6. Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. 3. Письмо с проговаривание. Объединяет всю группу, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4.
Письмо с пропуском орфограмм.
5. Какографические упражнения. Предусматривают исправления студентами умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6.
Скоростное письмо.
7. Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме: 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение преподавателем, студентами, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.
8. Диктант · Предупредительный диктант · Объяснительный диктант · Выборочный диктант · Свободный диктант · Самодиктант · Зрительно-слуховые диктанты Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем студентам предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. · Диктант с постукиванием. Во время
диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с
орфограммой. Это постукивание заставляет студента думать. · «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, студенты могут спрашивать у преподавателя, как пишется то или иное слово. · Словарный диктант. 8. Орфографические минутки Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого студента огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Литература: · Русский язык. Теория и практика обучения. М., Пр. 2015 г.. · Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. 1995 год. · Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития. 2001 г. · Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности школьников. – 2015 г. · · http://festival.1september.ru/articles/505175/ · Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка. · http://festival.1september.ru/articles/500057/ · Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. · http://festival.1september.ru/articles/411652/ · Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка. · http://www.edu-eao.ru/images/stories/downloads/2008/chancai-m.pdfeao.ru/images/stories/downloads/2008/chancai-m.pdf · · Л. И. Тикунова. «Сборник диктантов и творческих работ». М., Пр. 2016г, · А. Ундзенкова. «Русский с увлечение». Екатеренбург. АРДЛТД.2017, · Г. Е. Окулова. «Занимательная фонетика». Оса. Росстани. 2015 г,
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.