СТАТЬЯ: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.9

СТАТЬЯ: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.9
docx
22.03.2024
СТАТЬЯ: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Е.Л. Морозова, учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 4 с. Самашки »

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития памяти младших школьников средствами техники эффективного обучения. Особое внимание уделяется графическим помогаторам информации.

Ключевые слова: знаково-символические УУД, техники эффективного обучения, младшие школьники.

 

DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF EFFECTIVE TEACHING TECHNIQUES

Annotation. The article reveals the features of the development of memory of younger schoolchildren by means of effective teaching techniques. Special attention is paid to graphic information helpers.

Keywords: symbolic and symbolic UUD, effective teaching techniques, junior schoolchildren.

 

Важность формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся, в том числе знаково-символических, не вызывает сомнений у современного учителя. Но при работе с современными детьми эта проблема становится еще более острой из-за преобладания так называемого клипового мышления, когда восприятие мира происходит с помощью ярких коротких образов - «увидел и забыл». У учащихся с таким мышлением с трудом формируется умение выделять главное, делать выводы, они плохо запоминают и быстро забывают то, что изучали на уроках. Следствием этого становятся низкие образовательные результаты учащихся.

К решению данной проблемы обращались многие психологи и педагоги,как у нас в стране, так и за рубежом.Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и опыта учителей начальных классов,развитие памяти детей и формирование его знаково-символических УУД может осуществляться с помощью различных образовательных технологий. Но, на мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией является технология эффективного обучения. Данная технология теснейшим образом связана с развитием памяти учащихся,включающий запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации.Память человека многообразна, а в младшем школьном возрасте имеет свои особенности[3; 8; 10]. Технология эффективного обучения направлена на решение главной проблемы развития памяти, которая заключается не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо.

Разработчиком технологии эффективного обучения и запоминания является британский психолог Т. Бьюзен[1]. Его интеллект-карты по способу построения отражают процесс ассоциативного мышления, результатом которого является образование некоторой понятийной структуры, напоминающей семантическую карту понятий.  Суть технологии заключается в развитии у школьников способности воспринимать и перерабатывать различные виды информации  в разных графических и текстовых формах. Освоение информации учениками осуществляется через использование   визуальной структуры: цвета, образов, графического представления информации.

Технология построения логико-смысловых моделей, также направленная на развитие памяти в процессе обучения, была разработана в 90-е годы ХХ века доктором педагогических наук В.Э. Штейнбергом [11]. Сам автор определяет дидактические многомерные инструменты как «универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний во внешнем и внутреннем планах учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии».

Техники запоминания на основе визуальных образов являются самыми эффективными вне зависимости от того, какую информацию надо запомнить:слова, тексты, термины, что-либо другое. Для этого могут быть использованы опорные схемы [2; 5], графические организаторы информации – графорги [6; 9] и др.

Современные техники эффективного обучения разрабатывают и другие авторы. Так,Рената и Сергей Кирилины предлагают для этой цели графические органайзеры – «помогаторы», позволяющие учителям грамотно организовать работу с информацией на уроках[4]. Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ и применение. В процессе визуализации информации ученик вдумывается, осмысляет, пропускает информацию через себя. Графические органайзеры помогают ученику схематично представить сложную информацию простым для понимания образом.

Для реализации техники эффективного обучения в качестве основной формы организации образовательного пространства мною были выбраны урок, внеклассное занятие, групповое занятие.На своих уроках и занятиях я использую такие схемы-рисунки, которые содержат только главную информацию, поэтому она легко запоминается учащимися.

     Задача моя и детей таким образом изложить информацию на листе бумаги, чтобы  она была доступной и понятной. И самое главное, чтобы ребенок, посмотрев на рисунок, сразу вспомнил материал. Создавать схемы-рисунки можно в начале изучения темы,сразу «расставляя по полочкам» новую информацию, или в конце изучения темы, систематизируя материал.

      Наиболее эффективными вариантами шаблонов-«помогаторов», которые могут, в зависимости от поставленных задач и содержания, видоизменяться.

В соответствии с ними учащиеся составляли собственные их варианты:

3 пом.jpg

Такие схемы-рисунки можно составлять на уроках окружающего мира, русского языка, чтения, математики, во внеурочной деятельности.Технологические приёмы эффективного обучения помогают переносить алгоритм работы с интеллект-картами, логико-смысловыми моделями на самые разные объекты и ситуации. Ребенок,успешно освоивший логику построения «помогаторов»,сможет применить этот опыт в повседневной жизни(постановка целей, расписание, планирование).

 Для диагностики этих характеристик памяти младших школьников могут быть использованы следующие методики, предлагаемые Р.С. Немовым:

методика на узнавание «Узнай фигуры». Узнавание как вид памяти появляется и развивается у детей одним из первых. От уровня развития узнаваниясущественно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения;

методика «Запомни рисунки», предназначенная для определения объема кратковременной зрительной памяти;

методика «Запомни цифры», направленная на определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка;

методика «Выучи слова», с помощью которой определяется динамика процесса запоминания.

Совместно со школьным психологом была проведена диагностика учащихся моего класса. Результативность применения технологии эффективного обучения можно определить как по положительной динамике в плане сформированности различных видов памяти, так и в достижении учащимися более высоких образовательных результатов. 

      Проанализировав данные диагностики, сделала вывод, что развитие памяти младших школьников возможно при применении в учебной деятельности различных способов и техник запоминания, связанных с графической организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала.

Список литературы

1. Бьюзен, Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен. Пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.: Попурри, 2007.

2. Волкова, Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. –М.: Сфера, 2010.

3. Житникова, Л. Учите детей запоминать / Л. Житникова. – М.: Просвещение, 1985.

4. Кирилина Р. Техники эффективного обучения от А до Я. Энциклопедия для родителей. Создано в интеллектуальной системе Ridero, 2018.

5. Колесова О.В. Развитие информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения // Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 64-68.

6. Молодцова, Н. Г. Использование графических организаторов информации в процессе формирования психологической грамотности будущих педагогов / Н. Г.Молодцова // Нижегородское образование. 2020.  № 1. С. 135-141.

7. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика / Р.С. Немов. – М.:Владос, 2020. – 631 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Психология памяти/ Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и

В.Я.Романова –М.:ЧеР, 1998.

9. Тивикова, С. К. Управление процессом формирования читательской грамотности учащихся с помощью графических организаторов / С.К.  Тивикова, Н.Н. Деменева, О.В. Колесова // Нижегородское образование. 2017.  № 2. С. 71-76.

10. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

11. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: монография / В.Э. Штейнберг. – Уфа, 1999. – 86 с.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 373.2 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ

УДК 373.2 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ

Разработчиком технологии эффективного обучения и запоминания является британский психолог

Разработчиком технологии эффективного обучения и запоминания является британский психолог

Создавать схемы-рисунки можно в начале изучения темы,сразу «расставляя по полочкам» новую информацию, или в конце изучения темы, систематизируя материал

Создавать схемы-рисунки можно в начале изучения темы,сразу «расставляя по полочкам» новую информацию, или в конце изучения темы, систематизируя материал

Запомни рисунки», предназначенная для определения объема кратковременной зрительной памяти; – методика «Запомни цифры», направленная на определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка; – методика «Выучи слова»,…

Запомни рисунки», предназначенная для определения объема кратковременной зрительной памяти; – методика «Запомни цифры», направленная на определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка; – методика «Выучи слова»,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024