Статья "Роль математики в обучении и воспитании молодежи третьего тысячелетия"
Оценка 4.9

Статья "Роль математики в обучении и воспитании молодежи третьего тысячелетия"

Оценка 4.9
docx
05.03.2024
Статья "Роль математики в обучении и воспитании молодежи третьего тысячелетия"
статья.docx

Медведева Е.Н. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ МОЛОДЕЖИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 

В настоящее время отмечается резкое усиление влияния математики на прогресс науки и производства. Расширение сферы применения математических знаний и умений усиливают значение полноценного математического образования для каждого студента учреждения среднего профессионального образования и требуют достижения всеми выпускниками гарантированного уровня подготовки по математике с использованием усовершенствованной учебной программы.

Обучать значит вооружать знаниями и в то же время учить мыслить, диалектически подходить к предметам и явлениям, воспитывать у студентов любовь к познанию, стремление применять теорию на практике.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить студента отдельными знаниями на всю жизнь, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление студентов, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности студентов, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами не всегда возможно.

Реализуемые в нашем образовательном учреждении программы подготовки квалифицированных рабочих / служащих и специалистов среднего звена требуют серьёзных знаний по математике, а студенты, поступающие в техникум, как правило, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к данной учебной дисциплине. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично.

В целях повышения эффективности обучения особенно актуально использование разнообразных способов передачи знаний, нестандартных форм воздействия на личность, способных заинтересовать студентов, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся педагог, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому студенту обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Поэтому в своей педагогической практике использую следующие современные образовательные технологии или их элементы.

Личностно-ориентированная технология обучения способствует созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей студентов, ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности, творческой атмосферы во время занятия. Таким образом процесс обучения становится направленным не только на усвоение информации, но и на формирование самостоятельности студентов, на раскрытие их личностного потенциала, на повышение их внутренней мотивации.

Технология уровневой дифференциации основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, студент получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

Прежде всего, необходимо, чтобы выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения были открыты для студентов. Знания конкретных целей активизирует их познавательные способности и активность. Иными словами, уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объём материала, мы устанавливаем разные уровни требований к его усвоению. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия, создают условия для продвижения студентов в учебе в соответствии с их возможностями.

Технология проблемного обучения. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью вопросов, подчеркивающих новизну, важность темы.

Проблемные ситуации могут быть использованы на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности студентов, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению в результате приводит к творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных способностей.

Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять студентов на приобретение знаний, умений и навыков, на развитие познавательных и творческих способностей, на усвоение способов самостоятельной деятельности.

Зачетная система позволяет распределить материал в отдельные самостоятельные блоки и проводить контроль по предварительной подготовке студентов.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. При повторении изученного материала позволяет в короткий срок опросить всю группу. При этом студент может побывать в роли преподавателя и в роли отвечающего, что создает благоприятную обстановку на занятии. Также применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. У студента при этом развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Проектно-исследовательская технология обучения математике, как новая инновационная технология, приводит к активному обмену мнениями всех участников образовательного процесса, способствует развитию творческих, интеллектуальных, познавательных способностей обучающихся, так как в её основе лежит системно-деятельностный подход к обучению. С точки зрения образования, проект - это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях. Проектно-исследовательский метод ориентирован на творческую самореализацию личности студента, на интерес, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Практико-ориентированные технологии. Профессиональная направленность является, во-первых, средством для создания процесса обучения профильно-ориентированным с помощью математики, а в некоторых ситуациях и профессионально-ориентированным. Во-вторых, является формой межпредметной связи и взаимосвязью общеобразовательных и профессиональных знаний.

Профессиональную направленность обучения математике осуществляю через специально подобранную систему задач, содержание которых должно быть типичным для технического профиля. При этом формируется техническое мышление, которое позволяет студентам осуществлять математизацию произвольных ситуаций не только при изучении общетехнических, специальных дисциплин, но и в будущей профессиональной деятельности.

Развитию инженерного мышления способствуют задачи по математическому анализу, геометрии и тригонометрии, теории вероятностей и математической статистики, математической логики и т.д.

Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки специалистов технического профиля. Это обусловлено не только тем, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком науки, в целом, но и, главным образом, тем, что она является мощным средством решения прикладных и практико-ориентированных задач.

Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического (профессионального) содержания. Они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.

К задаче на уроках математики следует предъявлять следующие требования:

• задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;

• вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для обучающихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;

• способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

• прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность;

• текст задачи должен отражать реализацию межпредметных связей.

Информационно-коммуникационные технологии.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают все большее пространство в образовательном процессе. Их главным преимуществом является наглядность, так как основная доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на студента. Образовательные и обучающие программы, презентации, электронные учебники, видео по различным темам разделов курса математики – все это стало возможным благодаря мультимедийному оборудованию.

Применение презентации при объяснении нового материала вызывает значительно больший интерес к теме у студентов. Даже пассивные студенты с огромным желанием включаются в работу. Использовать ИКТ также можно на разных этапах учебного занятия: при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более ярким, увлекательным, интересным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности восприятия учебного материала, делая его более понятным и доступным для студентов.

Технология здоровьесбережения. В начале учебного занятия проверяю эмоциональный настрой группы. В соответствии с этим дозировано распределяю учебную нагрузку, строю занятие с учетом работоспособности студентов и их возможностей. Немаловажную роль играет и соблюдение гигиенических требований: чистота, свежий воздух, хорошая освещенность. Во избежание стрессов использую работу в парах, группах, стимулирую студентов. Использование данной технологии позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, чередовать мыслительную деятельность, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении математике, повысить познавательный интерес к учебной дисциплине.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. И моя задача, как преподавателя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные студентами знания были результатом их собственных поисков.

Литература:

1. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики/В.А. Далингер. //Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета»,Выпуск 2007,На сайте: www.omsk.edu

2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. «Современные педагогические технологии в профильном обучении.

3. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии./ М.Ю.Олешков //Нижний Тагил, «НТГСПА», 2011. – 144с.

4. Полат, Е.С. и др. Новые педагогические технологии. / Е.С. Полат и др. //Москва, «АСАDEMA», 2002.- 270 с.

5. http://www.mou-rdu.ru/innovacii.htm

6. http://www.profobrazovanie.org/t1110-topic


 

Медведева Е.Н. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ

Медведева Е.Н. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся педагог, а теперь – обучающийся

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся педагог, а теперь – обучающийся

Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять студентов на приобретение знаний, умений и навыков, на развитие познавательных и творческих способностей, на усвоение способов самостоятельной деятельности

Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять студентов на приобретение знаний, умений и навыков, на развитие познавательных и творческих способностей, на усвоение способов самостоятельной деятельности

Развитию инженерного мышления способствуют задачи по математическому анализу, геометрии и тригонометрии, теории вероятностей и математической статистики, математической логики и т

Развитию инженерного мышления способствуют задачи по математическому анализу, геометрии и тригонометрии, теории вероятностей и математической статистики, математической логики и т

Применение презентации при объяснении нового материала вызывает значительно больший интерес к теме у студентов

Применение презентации при объяснении нового материала вызывает значительно больший интерес к теме у студентов

Полат, Е.С. и др. Новые педагогические технологии

Полат, Е.С. и др. Новые педагогические технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024