РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
( из опыта работы по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР путем организации внеурочной деятельности)
Аннотация. Данный материал раскрывает механизм приобщения детей младшего школьного возраста к нравственно-духовным ценностям национальной культуры в ходе реализации проекта через все виды деятельности воспитанников. Будет полезен учителям начальных классов, руководителям кружков с целью использования эффективных методов и приёмов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, а также для повышения уровня психолого-педагогической компетенции по вопросам воспитания и позитивного общения с детьми.
Ключевые слова: патриот, гражданин, патриотическое воспитание.
Долг перед Отечеством – святыня человека.
От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит,
чтобы каждый гражданин дорожил этой святыней,
как дорожит честный человек своим добрым именем.
В. А. Сухомлинский
В современных условиях гражданско-патриотическое воспитание является целенаправленным, нравственно обусловленным процессом подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Оно направлено на укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, на максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха [1, с. 4].
Уровень гражданского образования и патриотического воспитания напрямую влияет на становление гражданского общества и правового государства в нашей стране. Сейчас коренным образом меняются отношения гражданина республики с государством и обществом. Каждый гражданин имеет большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. Но в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях исключительно одной из важнейших задач современной школы является патриотическое воспитание учащихся. Ведь самой благодатной порой для привития священного чувства любви к Родине всегда были и остаются детство и юность.[2, с.118].
Организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания, развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству – это то, на что направлено патриотическое воспитание. [5, с. 15].
Любовь к своей малой родине – месту, где человек родился - это истоки любви к своей Отчизне. Огромная страна, гражданином которой, повзрослев, осознает себя маленький человек, начинается с родного уголка земли. Но воспевать свой край недостаточно. Надо внимательно вслушиваться в голос истории, понимать ее связь с современностью. Поэтому огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Гуманизации воспитательного процесса в образовании младших школьников способствует краеведческий подход [7, с.3].
Актуальным для современного человека стало восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной для современного человека. Целесообразно начинать этот процесс с детства: с личности самого ребенка, жизни его семьи, со знакомства с биографией своих родителей, бабушек. Так дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, понимают свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через Осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, выбор активной жизненной позиции, осознание своей значимости, неповторимости - и есть воспитанием патриотических чувств. [8, с.3].
Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Донецкой Народной Республики, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР и новом Республиканском государственном стандарте начального общего образования. Отсюда вытекает необходимость использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям ДНР.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином республики, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации [7, с.5].
В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальных классах МОУ «Шахтерская СШ №1» г. Шахтерска в рамках программы «Тропами Донбасса» с целью апробации программы проходят занятия по внеурочной деятельности, направленные на формирование учащегося-патриота, как человека, преданного своей семье, классу, школе, городу, краю и любящего их; программный материал использовался в системе патриотического воспитания для проведения отдельных занятий и классных часов учителями начальных классов школы.
Целью данного материала является ознакомление с ходом реализации гражданско – патриотического воспитания учащихся начальных классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропами Донбасса» составлена для учащихся 1- 4классов общеобразовательных школ в соответствии с Законом “Об образовании” Донецкой Народной Республики, Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР и Государственным стандартом начального общего образования на 2015-2017 гг., Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).
Курс создан с целью формирования у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Работа курса представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В создании программы, направленной на развитие гражданско – патриотического воспитания школьников начальных классов, шла опора на следующие идеи:
- идею первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев);
- идею опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили);
- идею развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский);
- идею совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. Макаренко);
- идею социального партнерства общества – семьи – школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
Основная идея работы курса заключается в формировании готовности служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.
Цель работы курса по патриотическому воспитанию:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели, в ходе работы курса решаются следующие задачи:
· формируются у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Донецкой Народной Республики;
· развивается чувство гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
· воспитывается интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
· организуются экскурсии по историческим местам ДНР;
· формируется внутренняя потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
· ведется постоянная работа по социализации обучающихся, подготовка их к жизни в современном мире.
Отличительными особенностями работы курса является системно-деятельностный подход к формированию патриотической позиции обучающихся начальных классов (возрастная категория от 6 до 10 лет). При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках данной программы руководствуемся в своей деятельности следующими принципами: последовательность, гуманизация, интеграция, системность, культуросообразность.
Программа курса включает изучение 4 тематических блоков, связанных между собой логикой формирования патриота Родины. В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности. Форма организации работы по программе: коллективная, групповая и индивидуальная, в рамках организации работы кружка.
Направления работы:
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Оценка результативности кружковой работы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика ДНР;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
В результате систематической работы курса у младших школьников вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, формируется уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Происходят качественные изменения:
-в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
-в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Результативность работы курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации становится активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина ДНР[4, с. 1].
То есть, если применить систему гражданско-патриотического воспитания через организацию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ГОС НОО к условиям школы, то это будет способствовать формированию у обучающихся качеств патриотов ДНР.
Список литературы:
1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
2. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
3. Закон «Об образовании» / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/?p=24719#more-24719 (дата обращения: 29. 09. 17)
4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/09/322P.pdf (дата обращения: 29.09.17)
5. .Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)
6. Республиканский государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015 – 2017гг. / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/?p=26076#more-26076 (дата обращения: 29. 09. 17)
7. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.
8. Основные направления патриотического воспитания в школе/ http://festival.1september.ru/articles/625390/ (дата обращения: 30.09.17)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.