Смешанное обучение: факторы успеха.
Вопрос о том, эффективно ли смешанное обучение, волнует многих специалистов в области образования. Ответом на данный вопрос будет – все зависит от баланса. Итак, что такое смешанное обучение, что мы смешиваем и почему оно привлекает так много внимания в последние годы?
Что такое смешанное обучение?
Смешанное обучение – это подход к обучению, сочетающий в себе обычное обучение под руководством учителя и интерактивное обучение. В отличие от полноценного электронного обучения, онлайн-часть обучения не заменяет очное обучение с педагогом. Учителя используют различные технологии, чтобы улучшить процесс обучения и расширить понимание определенных тем. Например, они могут поделиться ссылкой на видео и предложить ученикам посмотреть его дома, отправить свой отзыв учителю по электронной почте, а затем обсудить его в классе.
Вот еще несколько примеров того, как это работает:
Деятельность |
Личный подход |
Чтобы смешать… |
Учащиеся работают в группах над проектами. |
Учащиеся встречаются в классе, чтобы сотрудничать и вносить свой вклад в проект. |
Учащиеся используют каналы в мессенджерах, онлайн-сообществах и диспетчерах задач для планирования своей работы и управления потоком. Они также используют службы обмена файлами (например, Google Docs) для совместной работы и обмена отзывами о проекте. |
Учащиеся практикуют разговор на иностранном языке в парах или небольших группах. |
Во время урока учащиеся делятся на группы и обсуждают определенную тему. |
В дополнение к обсуждениям в классе учащиеся используют онлайн-сервисы для текстового и голосового чата (например, Discord). |
Оценка. |
Учащиеся пишут эссе и сдают промежуточные тесты и выпускные экзамены. |
Успеваемость учащихся оценивается по статистике их активности; они проходят онлайн-викторины и тесты, отправляют цифровые элементы и принимают участие в экспертных обзорах. |
Однако было бы ошибкой сказать, что смешанное обучение – это просто обучение в реальном времени, дополненное некоторыми дополнительными онлайн-ресурсами.
Зачем смешивать?
За последние несколько лет быстрое развитие технологий привело к увеличению практики электронного обучения во многих областях. Мы видим, что все больше и больше обучающего контента размещается в сети и становится доступным в любое время и в любом месте с любого типа устройства.
Однако для сотрудников образования цифровизация предлагает больше возможностей не только для обучения на ходу и в режиме 24/7, но и для повышения квалификации в удобной для пользователя среде, когда они почувствуют в этом необходимость. Такая обучающая платформа, полная актуальной информации, которая всегда у них под рукой, побуждает людей к самостоятельности: они чувствуют контроль над своим обучением и приобретают навыки самоорганизации.
С другой стороны, у организаций образования все еще есть несколько веских причин для проведения хотя бы части обучения в офлайн режиме. При смешанном обучении учащиеся выбирают время и место для самостоятельной работы, но темп регулируется учителем и расписанием занятий в классе.
Кроме того, для действительно трансформирующего процесса обучения должна быть возможность физически отойти от повседневной работы, отключиться от сети и обновить набор навыков. Хорошо организованная оффлайн-сессия – это возможность встретиться с внутренними и внешними экспертами, познакомиться с передовыми практиками, познакомиться с корпоративной культурой и пообщаться с коллегами.
Полная интеграция офлайн и онлайн имеет решающее значение для улучшения результатов обучения.
Онлайн-обучение включено в рабочий процесс и помогает сотрудникам получать нужную информацию в нужное время. Обучение под руководством специалиста позволяет им выйти из своей зоны комфорта и вернуться к работе с новой точки зрения.
Смешанные модели обучения.
Самое сложное в запуске смешанного обучения – это то, что методика чрезвычайно гибкая. Разнообразие стратегий, инструментов и баланс всего, вероятно, заставят даже опытных профессионалов в области обучения чувствовать себя ошеломленными и сбитыми с толку.
Выделяют четыре основных модели смешанного обучения:
1. Ротация станций – модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон.
2. Ротация лабораторий – модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
3. Расширенная виртуальная модель – является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
4. Перевернутый класс – модель, в которой учитель предоставляет учебный материал для изучения дома, а на уроке проводит практическое подкрепление знаний учащихся.
Какие инструменты нужны для смешивания?
1. Платформа облачного обучения
Системы управления обучением (СОУ) используются для размещения учебных материалов, доставки их учащимся и создания отчетов, которые помогут вам увидеть, насколько успешно обучение. Некоторые СОУ могут предоставлять учащимся только назначенные электронные курсы (так называемое асинхронное обучение); другие решения позволяют проводить онлайн-тренинги в реальном времени, например, вебинары. Если вы новичок в электронном обучении, при выборе СОУ следует руководствоваться тремя практическими правилами:
- Выбирать удобство использования. Чем более интуитивно понятным является платформа, тем больше вероятность, что она будет принята учителями и обучающимися, и тем быстрее вы можно приступить к работе.
- Выбирать платформу, позволяющую начать с малого. Вначале лучше выбрать СОУ, которая не требует слишком больших предварительных вложений, таких как наем технических специалистов для ее настройки, оплата обучения настройке или покупка дорогостоящих дополнительных модулей, чтобы иметь возможность использовать ее должным образом.
- Выберите платформу, которая предоставит вашим учащимся мобильное приложение. Возможность учиться на любом устройстве имеет решающее значение для успеха проекта смешанного обучения.
2. Сбор учебных материалов
Эта тема заслуживает отдельной статьи, поэтому просто имейте в виду, что контент – это король, и вам нужно будет приложить некоторые усилия, чтобы создать коллекцию учебных материалов, которые эффективно дополняют живое обучение.
Хорошая новость в том, что вы можете использовать то, что у вас уже есть. Например, некоторые инструментарии могут легко превратить существующие презентации в электронные курсы с викторинами и другими интерактивными элементами.
Плохая новость заключается в том, что вам все равно придется потратить некоторое время на инвентаризацию и выяснение того, что можно обновить и повторно использовать, и что вам нужно будет создать с нуля. Это удобно делать с помощью интеллект-карты, метода, используемого для визуальной организации информации.
3. Инструмент для разработки
Для эффективного смешанного обучения важно иметь инструмент для разработки. Учитывая гибкий и настраиваемый характер смешанного обучения, этот инструмент должен позволить вам быстро создавать и обновлять элементы цифрового обучения с помощью викторин, видео и интерактивных симуляций, не добавляя слишком много дополнительной работы.
Вам также может потребоваться некоторое оборудование в дополнение к компьютеру для создания онлайн-курсов.
4. Инструменты для совместной работы
Работа, общение и взаимодействие с другими людьми ускоряют обмен передовым опытом и развивают культуру сотрудничества. Смешанное обучение позволяет учащимся сотрудничать вне класса. Существует множество бесплатных услуг, которые помогут вам создать сильное обучающееся сообщество.
5. Социальные сети
Например, создавайте группы в Facebook, чтобы облегчить работу над групповыми проектами, а также инициировать обсуждения и поощрять неформальное общение. Обменивайтесь короткими мгновенными сообщениями в Twitter, проводите сеансы вопросов и ответов в реальном времени, публикуйте ссылки и мультимедиа, делитесь отзывами и делайте объявления. Создавайте и делитесь мудбордами и визуальными идеями в Pinterest.
6. Инструменты для совместной работы
Например, документы, таблицы, презентации и формы Google. Это похоже на MS Office, но позволяет группе людей совместно работать над одним документом, обмениваться комментариями, редактировать и просматривать историю изменений.
7. Чаты
Например, Telegram. Это мессенджер, который позволяет создавать публичные и частные каналы (вы пишете, другие читают) или группы (писать может каждый). В Telegram также можно использовать специальных ботов для создания опросов или добавления кнопок реакции.
Внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.