Статья "СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБВАНИЕМ ДЕТЕЙ"

  • docx
  • 24.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word.docx

содержание образовательной и воспитательной деятельности лагеря с дневным пребванием детей

 

 

В статье предлагается алгоритм создания программы лагеря дневного пребывания детей, как модели образования, воспитания, оздоровления и развития детей. Кроме того, в ней рассмотрены некоторые аспекты образовательной деятельности в лагере такого вида.

Статья актуальна, как для разработчиков программ, так и для педагогов, которые их реализуют.

 

Образовательная и воспитательная деятельность лагеря   – это целостная  система, реализуемая в интересах развития и саморазвития детского коллектива и каждого ребёнка.

Пребывание в лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно только при наличии продуманной организованной системы планирования лагерной смены.

Программа лагеря дневного пребывания – это основной документ, отражающий содержание, сущность, систему работы лагеря на определённый период.  Программа должна отражать, как с учётом конкретных условий в лагере создаётся своя модель образования, воспитания, оздоровления и развития детей.

Приступая к созданию программы лагеря дневного пребывания детей разработчику необходимо принять во внимание следующий алгоритм её  разработки:

-       анализ возможностей учреждения и мониторинг потребностей детей, родителей и постановка проблемы;

-       определение принципов деятельности лагеря;

-       постановка целей и задач;

-       ресурсное обеспечение программы (материальные, учебно-методические, интеллектуальные ресурсы);

-       механизм реализации программы с определением форм и методов организации деятельности;

-       отбор дополнительных общеобразовательных программ; 

-       разработка плана мероприятий;

-       формулирование ожидаемых результатов и их оценки;

-       учёт возможных рисков;

-       организация контроля за исполнением программы;

-       рефлексия результатов выполнения программы.

Содержание, форм и методов работы лагеря определяется  в соответствии с принципами гуманности, развития национальных и культурно-исторических традиций, с учётом возрастных и индивидуальных потребностей и интересов детей,  взаимного уважения прав каждого ребёнка. Оно должно быть направлено на развитии   познавательной и творческой активности детей, укрепление их здоровья, формирование безопасного поведения   во время летних каникул.

Основными методами могут быть следующие:

-     метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений);

-     соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);

-     метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические викторины, беседы и др.);

-     интерактивные методы (сюжетно-ролевая игра, квест, акция, КТД).

Особое внимание при этом необходимо обращать на использование форм и методов, направленных на укрепление здоровья детей:

-      подвижные игры на свежем воздухе;

-      спортивные игры и соревнования;

-      солнечные и воздушные ванны;

-      правильная организация прогулки, её образовательной и воспитательной составляющих;

-      соблюдение необходимых гигиенических и профилактических мер. 

Образовательная деятельность в лагере с дневным пребыванием является неотъемлемой частью и должна логично вписываться в  программу лагеря. Она решает целый комплекс задач:

-       выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

-       обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-       приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-       укрепление психического и физического здоровья ребенка;

-       выбор индивидуального образовательного пути;

-       самореализация личности ребенка и педагога.

Образовательная деятельность строится на основе программ, разработанных в соответствии с приказом  Министерства просвещения от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», и  должна быть направлена на:

-     формирование и развитие творческих способностей учащихся;

-     удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

-     формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

-     обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

-     выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

-     создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

-     социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся.

Содержание дополнительных общеобразовательных программ  может формироваться по одной или нескольким направленностям:

-       техническая;

-       естественнонаучная;

-       физкультурно-спортивная;

-       художественная;

-       туристско-краеведческая;

-       социально-гуманитарная.

Кроме того, при разработке содержания дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в детском лагере с дневным пребыванием, следует учитывать  тематику программы лагеря.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ  в условиях  лагеря дневного пребывания необходимо придерживаться следующих принципов:

-       принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, лидерские);

-       принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности, форм и способов организации жизни в коллективе, участия в образовательных, воспитательных, досуговых мероприятиях;

-       принцип добровольности включения детей в активную деятельность;

-       принцип социальной активности через включение детей в социально значимую деятельность при проведении образовательных, воспитательных, оздоровительных, спортивных, досуговых программ и мероприятий;

-       принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп из числа  детей и педагогов по организации, проведению, освещению образовательной и воспитательной деятельности лагеря.  

И, наконец, самый главный принцип – это принцип безопасности. При этом необходимо вести речь не только о безопасности с точки зрения сохранения физического здоровья, но, что особенно важно, – о психологической безопасности, о сохранении нравственного и психического здоровья ребёнка.

Использование образовательных программ расширяет воспитательные возможности детского лагеря, способствует устранению образовательных дефицитов, самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях, а также интеллектуальному и творческому развитию через включение детей в различные виды образовательной и творческой деятельности.


 

Скачано с www.znanio.ru