содержание образовательной и воспитательной деятельности лагеря с дневным пребванием детей
В статье предлагается алгоритм создания программы лагеря дневного пребывания детей, как модели образования, воспитания, оздоровления и развития детей. Кроме того, в ней рассмотрены некоторые аспекты образовательной деятельности в лагере такого вида.
Статья актуальна, как для разработчиков программ, так и для педагогов, которые их реализуют.
Образовательная и воспитательная деятельность лагеря – это целостная система, реализуемая в интересах развития и саморазвития детского коллектива и каждого ребёнка.
Пребывание в лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно только при наличии продуманной организованной системы планирования лагерной смены.
Программа лагеря дневного пребывания – это основной документ, отражающий содержание, сущность, систему работы лагеря на определённый период. Программа должна отражать, как с учётом конкретных условий в лагере создаётся своя модель образования, воспитания, оздоровления и развития детей.
Приступая к созданию программы лагеря дневного пребывания детей разработчику необходимо принять во внимание следующий алгоритм её разработки:
- анализ возможностей учреждения и мониторинг потребностей детей, родителей и постановка проблемы;
- определение принципов деятельности лагеря;
- постановка целей и задач;
- ресурсное обеспечение программы (материальные, учебно-методические, интеллектуальные ресурсы);
- механизм реализации программы с определением форм и методов организации деятельности;
- отбор дополнительных общеобразовательных программ;
- разработка плана мероприятий;
- формулирование ожидаемых результатов и их оценки;
- учёт возможных рисков;
- организация контроля за исполнением программы;
- рефлексия результатов выполнения программы.
Содержание, форм и методов работы лагеря определяется в соответствии с принципами гуманности, развития национальных и культурно-исторических традиций, с учётом возрастных и индивидуальных потребностей и интересов детей, взаимного уважения прав каждого ребёнка. Оно должно быть направлено на развитии познавательной и творческой активности детей, укрепление их здоровья, формирование безопасного поведения во время летних каникул.
Основными методами могут быть следующие:
- метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений);
- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
- метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические викторины, беседы и др.);
- интерактивные методы (сюжетно-ролевая игра, квест, акция, КТД).
Особое внимание при этом необходимо обращать на использование форм и методов, направленных на укрепление здоровья детей:
- подвижные игры на свежем воздухе;
- спортивные игры и соревнования;
- солнечные и воздушные ванны;
- правильная организация прогулки, её образовательной и воспитательной составляющих;
- соблюдение необходимых гигиенических и профилактических мер.
Образовательная деятельность в лагере с дневным пребыванием является неотъемлемой частью и должна логично вписываться в программу лагеря. Она решает целый комплекс задач:
- выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- выбор индивидуального образовательного пути;
- самореализация личности ребенка и педагога.
Образовательная деятельность строится на основе программ, разработанных в соответствии с приказом Министерства просвещения от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», и должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ может формироваться по одной или нескольким направленностям:
- техническая;
- естественнонаучная;
- физкультурно-спортивная;
- художественная;
- туристско-краеведческая;
- социально-гуманитарная.
Кроме того, при разработке содержания дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в детском лагере с дневным пребыванием, следует учитывать тематику программы лагеря.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях лагеря дневного пребывания необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, лидерские);
- принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности, форм и способов организации жизни в коллективе, участия в образовательных, воспитательных, досуговых мероприятиях;
- принцип добровольности включения детей в активную деятельность;
- принцип социальной активности через включение детей в социально значимую деятельность при проведении образовательных, воспитательных, оздоровительных, спортивных, досуговых программ и мероприятий;
- принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп из числа детей и педагогов по организации, проведению, освещению образовательной и воспитательной деятельности лагеря.
И, наконец, самый главный принцип – это принцип безопасности. При этом необходимо вести речь не только о безопасности с точки зрения сохранения физического здоровья, но, что особенно важно, – о психологической безопасности, о сохранении нравственного и психического здоровья ребёнка.
Использование образовательных программ расширяет воспитательные возможности детского лагеря, способствует устранению образовательных дефицитов, самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях, а также интеллектуальному и творческому развитию через включение детей в различные виды образовательной и творческой деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.