СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АНИМАЛОТЕРАПИИ
Моисеева Р.И.
ГОУ школа-интернат №15 I, II вида
г. Томск
В процессе всей жизни человек находится в состоянии адаптации, приспособления, прилаживания, т.е. способности сохранять свою целостность при изменении параметров среды к окружающему миру. Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в особенности с сенсорно-перцептивной депривацией (дефектами слуха, зрения, речи) испытывают особые трудности, как в социальной, так и в психологической адаптации.
Стоит отметить, что у детей с нарушением слуха процессы адаптации протекают гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников, а состояние дезадаптации возникает легче [3]. Когда возникают сбои в процессе адаптации, наблюдаются неадекватные психологические реакции: проблемы со здоровьем, проблемы в психическом развитии, при общении и взаимодействии и т.д. Чтобы помочь детям в дальнейшем облегчить или избежать подобных проблем, мы поставили перед собой цель:
адаптировать учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ к различным жизненным ситуациям посредством взаимодействия с образами животных, т.е. использовать в педагогической деятельности некоторые аспекты анималотерапии, которая теснейшим образом связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, с применением компьютерных технологий. Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, маски и т.д.
Исходя из цели, были намечены следующие задачи:
Ÿ расширять поведенческие механизмы адаптации;
Ÿ формировать положительное отношение к себе и к окружающим в различных играх, включающих образы животных;
Ÿ развивать личность ребенка, его эмоционально-волевую, когнитивную, социальную, психологическую сферу.
В условиях школы-интерната нет возможности напрямую взаимодействовать с живыми объектами (домашними животными), а взаимодействие с образами животных вполне приемлемая деятельность и весьма перспективное направление в работе. Данное направление формирует способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, а это необходимые качества для успешного общения, для социально-психологической адаптации. Обратимся к сказкотерапии.
Почему сказки о животных так привлекательны для психокоррекции? Потому что в русских народных сказках о животных звери-герои наделены общепринятыми человеческими чертами характера. Через характерологические образы животных младший школьник лучше знакомится с жизнью и её проблемами, осознаёт суть победы добра над злом, что и обеспечивает ребёнку психологическую защищённость.
Почему наши дети лишены ценнейшего опыта общения и взаимодействия, опыта разрешения загадок? Потому что родители не читали и не читают сказки детям, значит, в подсознании детей отсутствует банк жизненных ситуаций. Этот банк не может быть активизирован при каких-либо жизненных ситуациях, его просто нет. Поэтому мы приобрели для каждого ребёнка книгу «Сказки. Моя любимая книга» о животных. В процессе изучения содержания данной книги через сказочных героев каждый ребёнок соприкоснётся с жизнью, столкнётся в сказках с такими жизненными ситуациями, с которыми встречается каждый человек: уход от родителей; выбор; взаимопомощь; любовь; дружба; борьба добра со злом и т.д. Ребёнок с нарушениями слуха лучше станет понимать и усваивать нормы поведения, что явно окажет положительное влияние на социально-психологическую адаптацию. В конце концов, сказка разовьёт воображение ребенка [5].
Поговорим о куклотерапии. Как метод, куклотерапия основана на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Кукла используется нами в работе как промежуточный объект, посредник во взаимоотношениях между ребёнком и ребёнком, между педагогом и ребёнком. В основном диалоги выстраиваем на уроках русского языка, развития речи, чтения с большим уклоном на закрепление выражений речевого этикета: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения. При проведении куклотерапии игрушка, с которой работает ребёнок «участвует» в жизненной ситуации, преодолевает различные препятствия, в нашем случае речевые коммуникации. Работа с куклами всегда интересна детям, кукла легко мотивирует ребёнка к продуктивно-речевой деятельности. Куклотерапия используется нами для профилактики дезадаптивного поведения детей, когда необходимо корректировать протестное поведение – через разыгрывание на куклах в паре типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребёнка.
Игротерапия как вид коррекции эффективна при работе с детьми разной диагностической категории, применяется в первую очередь при отставании в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, при агрессивности поведения, как средство улучшения эмоционального состояния, нарушений поведения и социальной адаптации у детей. Игра расширяет диапазон общения и жизненного кругозора. Таким образом, спектр применения психокоррекционной игротерапии очень широк.
Сегодня нет необходимости доказывать, что арттерапия – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от переживаний, тревожности, конфликтов, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты. Рисование напрямую связано с важными высшими психическими функциями: зрением, двигательной координации, мышлением. Стоит отметить, что сам процесс рисования координирует конкретно-образное мышление, которое связано с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логического, за которое отвечает левое полушарие, другими словами в процессе рисования происходит согласование межполушарных взаимодействий. Делаем вывод о важности данного направления в работе. Арттерапия даёт выход своим чувствам и мечтам, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, и как способ моделирования разных эмоциональных состояний, а это важно для социально-психологической адаптации.
В рамках данного подхода мы используем и компьютерные технологии. Данная область органично взаимосвязана с другими составляющими процесса обучения. Разработанные и составленные компьютерные уроки: «Домашние животные», «Дикие животные» наглядно демонстрируют натуральные объекты, поскольку (как выше было сказано), в условиях школы-интерната нет возможности напрямую взаимодействовать школьникам с живыми объектами (животными).
Таким образом, все виды терапии объединяет общий психологический способ воздействия при взаимодействии с образами животных – это проекция и перенос. Данные аспекты применяются на основе различных психотерапевтических приёмов с целью достижения положительного эффекта, активизирующего ребенка к общению.
Литература
1. Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст] / В. Агафонычев. − СПб.: Наука и техника, 2006. − 304 с.
2. Анималотерапия [Электронный ресурс] сайт. Статья. 2009 – Режим доступа: http://animaltherapy.ru/
3. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. − М.: ПЕР СЭ, 2002. −192 с.
4. Леонгард Э. Социализация неслышащих. [Текст]: статья. / Э. Леонгард. Режим доступа: http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/3296/
5. Работа с образами животных [Электронный ресурс]: сайт, статья, 2007. Режим доступа: http://elly17.narod.ru/psyc/animther/image.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.