Статья "Современные приемы и принципы, способствующие формированию УУД на занятиях социально-гуманитарного профиля (Из опыта работы)"

  • Педсоветы
  • docx
  • 17.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные требования образования предполагают использование различных не только форм и методов обучения, но и принципов, каждый из которых возможно реализовать с помощью конкретных приемов обучения, а педагогические приемы, в свою очередь, помогают формированию универсальных учебных действий. Современное занятие включает в себя различные этапы в зависимости от цели и задач занятия. Поэтому одни и те же приемы могут быть использованы на разных этапах занятия, что помогает разнообразить учебный процесс.
Иконка файла материала статья.docx

Современные приемы и принципы, способствующие формированию УУД на занятиях социально-гуманитарного профиля

(Из опыта работы)

Современные требования образования предполагают использование различных не только форм и методов обучения, но и принципов, каждый из которых возможно реализовать с помощью конкретных приемов обучения, а педагогические приемы, в свою очередь, помогают формированию универсальных учебных действий. Современное занятие включает в себя различные этапы в зависимости от цели и задач занятия. Поэтому одни и те же приемы могут быть использованы на разных этапах занятия, что помогает разнообразить учебный процесс. 

Таким образом, выделяют пять основных принципов педагогических техник:

1.                 Принцип открытости;

2.                 Принцип деятельности;

3.                 Принцип идеальности;

4.                 Принцип свободы выбора;

5.                 Принцип обратной связи (рефлексии).

 

1.                  Принцип открытости. Древнегреческая пословица гласит: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но современные студенты зачастую говорят, что они всё знают и им неинтересно. А задачей преподавателя является не только давать знания, но и показывать их границы и метапредметность каждого нового явления и понятия.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы сталкивать студента с проблемами, лежащими за пределами той или иной области знаний, то есть за пределами изучаемой дисциплины. Этот принцип реализуется при помощи, например, приемов «проблемной ситуации» или приема «удивления», которые способны вызвать неподдельный интерес обучаемых и тем самым оставить вопрос или проблему открытой для их самостоятельного обучения. Так, повышение интереса к занятию можно достичь, используя привлекательную цель через такие приемы как:

Прием «Удивляй!»: при изучении темы «Словообразовательные нормы русского языка» обращается внимание на то, что существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть. Следовательно, данный прием формирует интерес к теме и занятию в целом.

Прием «Отсроченная отгадка»: вначале занятия дается загадка (притча или удивительный факт), отгадка которой будет открыта на занятии при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Морфологические нормы русского языка» возможно использование загадки в сказочной манере: «Волк придумал несуществующее слово «рочь», затем спросил у трех поросят, к какой части речи это слово относится. Ниф-Ниф ответил, что это имя существительное женского рода; Нуф-Нуф сказал, что это имя существительное мужского рода; а Наф-Наф сообщил, что это глагол. Кто из троих поросят оказался неправ?»

(Ответ: Нуф-Нуф, так как в именах существительных мужского рода на конце после шипящих Ь не пишется).

Так, при изучении темы «Пунктуационные нормы русского языка» возможно использование следующего удивительного факта:

 «Катастрофа» - так назвал статью о крушении поезда молодой журналист, принёсший редактору текст на правку. Тот, не изменив в статье ни слова, сделал так, что полиция начала расследование происшествия. Что именно сделал редактор: добавил многоточие; добавил подзаголовок; добавил знак вопроса?

(Ответ: добавил знак вопроса. При умелом использовании знаков препинания можно иногда сказать больше, чем словами. Добавив в заголовок знак вопроса, опытный редактор выразил сомнение в случайности произошедшего, результатом чего и стало расследование истинных причин случившегося крушения).

Изложенный выше прием направлен на активизацию мыслительной деятельности студентов.

Прием «Фантастическая добавка»: предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду, перенос литературного героя в современное время; рассмотрение привычной ситуации с необычной точки зрения.

Например, в курсе русской литературы при изучении творчества Ф.М. Достоевского - Представьте себе, что вы можете встретиться с Раскольниковым за день до преступления. Что бы вы сказали ему? Попробуйте предсказать его реакцию на ваши аргументы.

Данный прием формирует интерес к теме урока.

Прием «Практичность теории» основан на использовании жизненной истории, подтверждающей важность знания новой темы, связи творчества писателя с историческими событиями, примеров нарушения языковых норм в СМИ и т.д.

2.                  Принцип деятельности. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».  Правомерность этого высказывания подтверждает то, что вся наша жизнь состоит из постоянного познания чего-то нового и умения использовать знания в различных сферах жизнедеятельности.

Суть этого принципа в том, что преподаватель привлекает студентов к получению новых знаний. Поэтому на каждом занятии студент должен заниматься осмысленным видом деятельности, в ходе которой получает ожидаемо верный результат, так как только через осознанную деятельность возможно обучение чему-либо.

Прием «Логические поисковые задания»: например, при изучении темы «Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка» целесообразно использовать форму «анализ через синтез»

Объект изучения – части речи, а раздел - …

Объект изучения – части слова, а раздел - …

Объект изучения – знаки препинания, а раздел - …

Объект изучения – слово и его значение, а раздел - …

      Объект изучения – словосочетание и предложение, а раздел - …

3.                  Принцип идеальности. Любое действие процесса познания характеризуется не только пользой, но и быстротой и эффективностью использования методов достижения результата.

В основе настоящего принципа лежит максимальное использование возможности знания, интересы самих студентов с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. А если согласовать темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями студентов, тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее мотивировать и подкрепить. Также данный принцип подразумевает активное вовлечение студентов в обучение друг друга.

Прием «Хорошо-плохо» направлен на активизацию мыслительной деятельности студентов и основан на понимании того, как построено противоречие. Например, при описании образа главного героя: учебная группа делится поровну и одна команда доказывает положительные (хорошие) стороны героя, а вторая отрицательные (плохие). Так, в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» характеристику Ивана Флягина можно представить с разных позиций, учитывая его разные роли. Продуктом данного приема, используемого при анализе поступков Ивана Флягина», является противоречивость его характера, представленная в виде таблицы:

добрый

чёрствый

по-детски наивен

неумён

откровенный

замкнутый

бесстрашный

жестокий

гармония с окружающим миром

нет покоя в душе

чувство собственного достоинства

покорность судьбе

напоминает былинного богатыря

похож на героя авантюрного романа

 

Или в романе Достоевского «Преступление и наказание» в образе Родиона Романовича Раскольникова можно выявить положительные и отрицательные стороны.

Положительными сторонами Раскольникова являются способность к состраданию (помощь незнакомой девушке на улице, дает деньги на похороны Мармеладова, сочувствует Соне в ее жертве) и любовь к родным (привязанность и любовь к матери и сестре, стремление избавить сестру от брака по расчету).

Отрицательной чертой является гордость, вследствие этой черты Раскольников относит себя к типу «право имеющих» людей, которым ради достижения благих целей позволено сотворить зло и оставаться безнаказанными.

Прием «Рецепт приготовления героя (правила, произведения, тропа)» актуализирует субъективный опыт студентов. Составляется своего рода список ингредиентов. Если использовать образ героя, то ингредиентами становятся черты портретной характеристики, черты характера и речевые особенности героя. Затем записывается способ приготовления. Например, для героя романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова способ приготовления включает следующие действия: одеть в старый замасленный халат; опустить в комнату, загроможденную большим количеством потрепанной дорогой мебели; положить на старый диван; погружать периодически в сон и так далее.

 

4.                  Принцип свободы выбора. Никто не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети, так как им свойственны полет мысли и фантазии. Суть такового принципа заключена в подготовке нескольких или целого массива заданий, из которых студенты выбирают приемлемые для себя.

Вышеизложенный принцип наглядно представлен в приеме «Задание массивом».

Прием «Задание массивом»: например, при изучении раздела «Морфология Орфография» по теме: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне возможны следующие дифференцированные задания:

Уровень 1

Спишите, написав проверочные слова

Окрес..ность, звёз..ный, сол..це, здра..ствуй, радос..ный.

Уровень 2

К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным - имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час.       

Цветы, горячее, человек, сильное, сельское.

Уровень 3

Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ. 

Прием «Верные-неверные утверждения» активизирует познавательную деятельность студентов. В основе данного приема лежит ряд утверждений по новой теме. В ходе обучения студентами оцениваются как верные, так и неверные ответы и аргументируется их выбор. Например, задание, в котором необходимо выбрать только соответствующие действительности факты биографии В.В. Маяковского.

1.       Родился в 1893 г. в селе Багдади в Грузии.

2.       Происходил из семьи зажиточного знатного винодела.

3.       С 13 лет был вовлечен в подпольную революционную деятельность.

4.       В 14 лет вступил в партию РКПБ.

5.       Несколько раз арестовывался и был сослан в Нарымский край.

6.       Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

7.       Добровольцем ушел на фронт Первой мировой войны.

8.       В годы гражданской войны работал в окнах РОСТА.

9.       Совершил путешествия по странам Европы и побывал в Америке.

10.   Был сценаристом и актером в немом кино.

11.   Памятник поэту Маяковскому стоит в Москве.

Также приём «Верные и неверные утверждения» можно применять и при повторении домашнего задания или при самостоятельном изучении нового материала, а в качестве его проверки предложить поработать с утверждениями.

Данный прием формирует мыслительные операции анализа, сравнения при выборе верного утверждения.

Прием «Карта путешествий героя в произведении»: мотив путешествия способствует созданию целостных образов и раскрытию смысла поступков героя. Установка читателя на путешествие помогает воспринимать образ героя и пространство, в котором он находится, в динамике. И результатом анализа образа героя служит карта, план, схема путешествий или духовных исканий героя. Например, при изучении творчества Л.Н.Толстого по теме «Духовно-нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского в эпопее «Война и мир»» студентам предоставляется возможность составить карту их нравственных поисков смысла жизни: Пьер Безухов

hello_html_m57060a57.jpg

 

Например, план странствий Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»:

1. Село Г. в Орловской губернии.

2. Город Карачев.

3. Город Николаев.

4. Город Пенза

5. Степь - татарский плен.

6. Город Астрахань.

7. Орловская губерния.

8. Кавказ - служба в армии. 

 9. Петербург – карьера артиста.

10. Монастырь на Ладожском Озере на острове Коневец.

11. Святые места.

Рассмотренные приемы способствуют формированию личностных качеств, помогающих студенту реализовать себя в соответствии со своими внутренними законами и потребностями своего развития.

5.                  Принцип обратной связи (рефлексии).  В основу данного принципа положено отслеживание преподавателем личных параметров студентов: настроение, степень их заинтересованности, уровень понимания материала.

Прием «Создание литературных произведений» (сказок, рассказов) помогает студенту оценить качество работы, развивать рефлективные способности.  Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина в качестве домашнего задания можно дать написать сказку в духе Салтыкова-Щедрина.

Этот прием способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий.

Приём «Сообщи свое Я» организует эмоциональный отклик на занятии. Так, перед выполнением задания студент сообщает свою точку зрения или алгоритм его выполнения: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности сообщается, насколько ожидания студента совпали с реальностью.

Прием способствует умению оценивать деятельность и способы решения проблемы, учит сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи.


 

Посмотрите также