Статья "Современные проблемы физического воспитания дошкольников"

  • docx
  • 11.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Современные проблемы физического воспитания дошкольников.docx

Чернова Надежда Юрьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 83»,

г. Каменск-Уральский.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Люди все больше времени проводят у мониторов телевизоров и компьютеров, за разговорами по телефону, даже для того что бы купить еду не обязательно идти в магазин — достаточно заказать доставку... В общем, образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается. Современные дети — это продукт нашего современного мира. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад.

Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья. [5

Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2016 г. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [7] 

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30–40 % детей имеют избыточный вес). Естественно, для того, чтобы научить ребенка чему либо, нужен пример в первую очередь — родительский. [5] 

Основными принципами в работе с семьей по формированию здоровьесберегающего поведения выступает единство, систематичность и последовательность работы, индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, учет способностей, состояние здоровья ребенка и интересов семьи. [1] 

 Чтобы у детей было хотя бы малейшее желание проводить время в физически активных играх и заниматься спортом необходимо, чтобы они понимали, сколько удовольствия и позитивных эмоций они от этого могут получить. [3]  Если родители с детьми играют в мяч, волейбол, футбол, баскетбол, бадминтон или просто догонялки, делают зарядку, посещают спортзал или спортивную площадку, ходят в бассейн — то хотя бы одно из этих занятий будет прекрасным примером для подрастающего поколения. Если мама и папа все выходные лежат на диване у телевизора — то и ребенку не будет никакого дела до спорта. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения — важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой, а двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. [5]

Выделяют следующие формы организации физического воспитания детей:

- физкультурные занятия;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры);

- повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений). [4]  

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. [5]

Дошкольное воспитание создает условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Выполнение подвижных игр и упражнений, ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником (от игр, где дети не зависят от других участников, до игр, в которых прослеживалась необходимость согласованного исполнения игрового задания, и игр, где явно видна роль каждого участника в достижении общего результата). Формирование дружеских взаимоотношений проходит под влиянием правил совместной игровой деятельности, способов взаимодействия при решении двигательных задач, оценки воспитателем поведения играющих. Все это обеспечивает высокий развивающий эффект в нравственном совершенствовании детей. [8]

Большое значение в обеспечении успешности работы имеет применение методов и приемов стимулирования волевых усилий: контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения физических упражнений и др. [8]

При выполнении физических упражнений рекомендуется создать ряд условий (внутренних и внешних), обеспечивающих воспитание самостоятельности ребенка:

• накопление информации в виде идеомоторных образов физических упражнений, двигательного опыта, имеющего личностный смысл;

• овладение эталонами техники физических упражнений;

• овладение разнообразными двигательными моделями, которые ребенок может выбрать для себя в момент становления «Я»;

• получение оценки, сравнение задуманной цели и результата выполнения физического упражнения;

• прогнозирование, контроль своих действий и действий товарищей. [8]

Использование тренажеров на занятиях с дошкольниками обеспечивает управление и гарантированные преимущества контролируемой воспроизводимости требуемых режимов двигательной деятельности и при этом сводится к минимуму вероятность травмирования.

Целью проведения физкультурно-оздоровительных занятий на тренажерах является повышение уровня физической подготовленности детей. Специализированные детские тренажеры позволяют дозировать нагрузку с учетом возраста и физических данных занимающихся, улучшают функциональное состояние организма, повышают уровень физической подготовленности занимающихся. [6]                                                                               

Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                 Журнал «Воспитатель ДОУ» 12/2015 ТЦ «Сфера» Громыко Т.В. «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»

2.                 Журнал «Воспитатель ДОУ» 9/2015 ТЦ «Сфера» Слезина А.А., Дубинецкая С.Г. «Традиции народной культуры в физическом воспитании дошкольников»

3.                 Журнал «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XII Междунар. науч.–практ. конф.» (Чебоксары, 11 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (12). — 204 с. Снигур М. Е. Анализ организации физического воспитания детей дошкольного возраста в семье.

4.                 Журнал: «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» Издательство Научное издательство «Институт стратегических исследований», 2015г., № 9-2, стр. 122-124

5.                 Мещерякова Е. А., Воронина Н. М. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 60-62.

6.                 Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы 2-ой международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 7 марта 2013 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. – пед. ун-т». Под общей редакцией канд. пед. наук, доц., С.В. Гурьева.

7.                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

8.                 Шебеко В. Н. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», «Вышэйшая школа», 2015 — (ВУЗ. Студентам высших учебных заведений)