Статья "Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.8

Статья "Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.8
docx
12.04.2024
Статья "Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
file0-e1153d35757a551378939e347bc35c49a8e2b443.docx

Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности   на уроках русского языка и литературы.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, в концепции социальных взаимоотношений, а также для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.

 Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции.

Мы поговорим о двух видах:

Креативное мышление — это вид мышления, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке.

Этот вид грамотности имеет множество эффективных приёмов работы с текстом. Это такие приемы как: «Рыбий скелет», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Уголки», «Реконструкция текста», «Чтение с остановками», «Словарики», «Опорный конспект» и т.д.

Рассмотрим несколько приемов, которые активно применяются на уроках русского языка и литературы:

Приём – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в тексте. Далее текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения одноклассника  и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными. Здесь же можно использовать прием «Тонкий и толстый»

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием использую для организации взаимоопроса. Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Прием позволяет формировать умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ по факту. Толстый вопрос предполагает ответы развернутые, подробные, более наполненные, обстоятельные и длинные.

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. Если слово вызывает затруднение у всего класса, можно обратиться к  словарю или к помощи учителя. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

 

 

 

Если слово вызывает затруднение у всего класса, можно обратиться к  словарю или к помощи учителя. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

 

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

 Этот прием эффективен при изучении таких тем, как: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на предложения или абзацы. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

 

Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

этот прием рекомендуется для формирования читательского умения понимать и истолковывать сообщения текста. Его можно использовать  в качестве проверки усвоенных ранее знаний. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа по опорным словам.

Карточка 1

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют с  постоянные признаки:

 или ….

 или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют   непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для того, чтобы ученик легко смог находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией, понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема:  Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Также можно привлечь учителей информатики, которые на своих уроках помогут ребятам оцифровать свои конспекты в таблицы, презентации, графики и схемы.

 

Существует еще очень много различных приемов, но все они   помогут учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни, т.е. способствуют формированию функциональной грамотности.

 

Список используемой литературы

1.        Линник, А. А. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка / А. А. Линник // Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов : Сборник статей педагогических работников МБОУ "Гимназия № 17" г.о. Мытищи Московской области в рамках работы региональной стажировочной площадки, представленных на Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 06 июня 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022.

2.        Муратова М. Т. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ //НАУКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ИННОВАЦИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. – 2022. – С. 105-109.

3.        Ханли Н., Оспанова У. А., Баймаханбетов М. А. Развитие функциональной грамотности в школах: тематический дискурс анализ //Вестник КазНУ. Серия педагогическая. – 2022. – Т. 70. – №. 1. – С. 16-30.


 

Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Если слово вызывает затруднение у всего класса, можно обратиться к словарю или к помощи учителя

Если слово вызывает затруднение у всего класса, можно обратиться к словарю или к помощи учителя

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы

Существует еще очень много различных приемов, но все они помогут учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать…

Существует еще очень много различных приемов, но все они помогут учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2024