ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Раиса Ивановна Моисеева, Татьяна Николаевна Дутова
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томска
Одним из главных утверждений российского дефектолога, директора Учреждения Российской Академии образования «Институт коррекционной педагогики» Н.Н. Малофеева, «Стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, является ранняя психолого-педагогическая помощь, представляющая надёжный путь к инклюзивному образованию детей»[1 Малофеев].
На этапе современного образования от уровня овладения связной речью зависит общее интеллектуальное развитие, познавательная активность, благоприятное обучение в школе, умение вербально контактировать с окружающими. Публичные высказывания известного физиолога И.П. Павлова дают направления для коррекционно-педагогической деятельности: «Видя отклонения от нормы и глубоко вникнув в их механизмы, желать повернутьих к норме» [2]
В дошкольном возрасте дети с нормой слуха принимают активное участие в сюжетно-ролевых играх, представляющих платформу театрализованной деятельности. К пяти-шести годам сюжетно-ролевая игра в жизнедеятельности дошкольников достигает расцвета, они знакомятся с диалогической и монологической речью, при помощи театрализованных игр, у нихпополняется речь за счёт литературных терминов.
У детей с дефицитарным развитием слуха, имеющих вторичные нарушения - недоразвитие речи, переступивших порог школы, отсутствуют элементарные правила сюжетно-ролевой игры. Театрализованная деятельность – это эмоционально-благоприятная среда, способствующая возникновению желания активно участвовать в речевом общении, а посему являющаяся важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности младших школьников с дефицитарным развитием слуха. Уже доказано на практике, именно театрализованная деятельность помогает создавать социально-психологические ситуации, в которых малообщительные, замкнутые дети с недоразвитием речи вступают в речевое общение, показывают открытость. Кроме этого, театрализованная деятельность активизирует слуховое восприятие, формирует произносительную сторону речи, развивает мыслительные процессы, подводит детей к осознанию необходимости вербального общения.
Стоит также отметить, на первом этапе платформой театрализации является активное знакомство детей со сказками и художественными детскими произведениями, с использованием методов и приёмов:
Словесные: артикуляционная гимнастика; чтение произведений со звукоподражаниями; вопросы; договаривание слов, словосочетании, коротких фраз; использование текстов с повторяющимися элементами; похвала.
Игровые: игры – этюды; пантомимы; сюрпризные моменты; имитационные движения с элементами звукоподражания; использование элементов подвижной игры.
Наглядные: использование игрушек, персонажей кукольного театра; использование иллюстраций к текстам; ритмичное сочетание текста с движениями (прибаутки, потешки, стихотворения).
В процессе обыгрывания коротких русских народных сказок, используются такие виды театрализованных игр как «Настольный и настольно-плоскостной театр», с изготовлением сказочных персонажей изготовленных из бумаги и дерева; «Магнитный театр», с использованием героев сказок, на оборотной стороне которых крепится магнит, герои располагаются на магнитной доске; «Фланелеграфный театр», с изготовлением сказочных героев собственноручно из фетра. относятся сказочные герои и мини атрибутика, изготовленная из фетра собственноручно. А также плоскостные картинки, которые крепятся к фланелеграфу при помощи липучек. Таким образом, по мере развития сюжета, ребёнку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф, что положительно влияет на развитие мелкой моторики [3]. 41 К пальчиковому театру относятся пальчиковые куклы и игрушки — «перчатки» (би-бабо). С данными видами театра вместе с ребятами мы обыграли игру-драматизацию с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка»). Испытали свои силы, обыгрывая произведения А. Барто «Зайка», «Бычок», имитируя движения, звуки и повадки различных животных (зайку, кошечку, лисичку, медведя, волка и других животных). А ещё испытали себя в сказке – «Курочка ряба». Конечно же, малышам ещё не совсем удаётся передать образы героев, но они очень стараются, а самое главное, что исполняют образы героев дети с удовольствием. Чтобы дети развивались творчески в играх-театрализациях, каждый день предлагаю им поиграть с куклами «би-ба-бо», пофантазировать, обыграв различные ситуации [4]. Чтобы не ослаб интерес малышей к театрализованным играм, рекомендуется ежедневно включать их во все этапы педагогического процесса. А также придерживаться определённых требований к содержанию и разнообразию тематики. И конечно благодаря родителям наш театральный уголок пополняется атрибутикой, масками, костюмами, сделанными родителями для реализации театральной деятельности в ДОУ.
Таким образом, говоря о достигнутых целях моей работы, по применению театрализованной деятельности, в работе с дошкольниками, можно отметить следующее: у детей вырабатываются речевые навыки и навык общения, а также у воспитанников и их родителей проявляется большой интерес к организации и проведению театрализованных представлений. Играя в такие игры, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски; запасаясь новыми впечатлениями, умениями, знаниями. Дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, активно вступают в диалог со сверстниками и педагогом. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности, и интересы детей, можно уверенно сказать, что данный вид деятельности позитивно влияет на уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста и предполагает дальнейшую работу в этом направлении.
Список использованных источников:
1. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». - М.: Владос.
4. Сорокина, Н. Ф. «Играем в кукольный театр»: Программа «Театр-творчество-дети». – Москва: АРКТИ, 2004
Традиционно
выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная,
эмоциональная и
социальная.В процессе театрализованных игр дети опосредовано знакомятся с
окружающим миромво всем его многообразии, а умело поставленные вопросы,
заставляют их думать, анализировать,делать выводы и обобщать. Благодаря театру,
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем,и выражает свое собственное
отношение к добру и злу. Таким образом, развиваетсяэмоциональная сфера ребенка.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолетьробость, неуверенность
в себе, застенчивость, а также учит ребенка видеть прекрасное в жизни ив людях,
зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В игровой
формедети учатся замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли,
приобретаютосновные навыки общения, качества, необходимые для установления
контакта со сверстникамии взрослыми. Во время игры у ребенка формируется
произвольность [6].В начальной школе, согласно ФГОС НОО, неотъемлемой частью
образовательного
процесса является
организация внеурочной деятельности, где дети и родители могут по
желаниювыбрать направления деятельности: спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,научно-познавательное или духовно-нравственное.
Дополнительное образование длясегодняшнего школьника, выбранное по желанию
ребенка и родителя, является близким и
понятным, поэтому
ребенок становится более успешным и уверенным в своих силах, чтоспособствует
формированию преемственности. Многие выпускники нашего детского сада,70продолжили
заниматься театрализованной деятельностью в школе, что помогло им не только
мягко адаптироваться к
школьной жизни, но и раскрыть свой творческий потенциал [7].Эти результаты были
получены во время наблюдения за достижениями нашихвыпускников и общении с их
родителями, с учителями начальной школы.Новизна нашей работы заключается в том,
что она исходит из интересов детей, являетсячастью педагогического процесса,
где учитывается комплексный подход в развитии творческого
потенциала детей. Наша
деятельность включает в себя четыре этапа.На первом этапе, мы с детьми
выясняем, что мы желаем узнать о том или ином событииявлении, во время
круга общения, обмениваемся мнениями, планируем свою дальнейшуюдеятельность.Второй
этап предполагает составление, изучение и анализ материалов и подводит нас к
работе над итоговым
продуктом (например, придумывание сказки, обсуждение героев,проектирование
сценария и т.д.) Необходимым условием на данном этапе является
вовлечениеродителей в предлагаемую деятельность.На следующем этапе дети,
родители и педагоги занимаются продуктивной деятельностью:готовят декорации и
атрибуты к сказке и проигрывают роли.При выстраивании педагогического процесса,
в игровую деятельность детей вводитсяприем театрализованного этюда, с помощью
которого дети в игровой форме могут проигратьсвои роли, определиться с
движениями, жестами, эмоциями героя.Также применение театрализованного этюда
имеет ряд преимуществ:- позволяет ребенку раскрепоститься, избежать боязни
«большой» сцены;- позволяет опосредованно решать образовательные задачи:
развитие памяти,
воображения, речи,
двигательных и коммуникативных навыков, эмоциональных состояний;- не требует
длительной подготовки и репетиций, все ситуативно;- не требует большого
пространства, декораций;
- способствует
успешности детей.Заключительным этапом является театрализованный показ
(настольный театр игрушек,верховых или перчаточных кукол, спектакль, сценка,
инсценировка и др.), где дети и родителииграют роли и героев, и зрителей.Данная
форма работы позволяет реализовать у детей ведущий вид деятельности –
игровой,не нарушая их потребности в игре и решая свои педагогические задачи,
формируяпреемственность между дошкольным и начальным школьным образованием с
привлечениемсемьи.Все выше изложенное, позволяет нам сделать вывод, о том, что
театрализованнаядеятельность помогает успешному формированию преемственности.71
Список
использованных источников
1.
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL:
http://минобрнауки.рф/документы/6261 (дата
обращения: 20.11.2019г.)
2.
Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности:
учебное
пособие
/ В.Г. Леонтьев. – Новосибирск: НГПИ, 1987.
3.
Роготнева, А.В., Щедова Т.Л., Кочедыкова Н.А. Театральная педагогика в
начальной
школе.
Поурочные разработки. – Владос, 2018.
4.
Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные
подходы/
О.Л. Зверева. – М.: ГПИ, 2003.
5.
Воробьева, И.А. Социализация как условие реализации педагогических практик в
дошкольном
образовательном учреждении/ И.А. Воробьева // Дошкольник. 2008. - №2.
6.
Смирнова, Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство / Е.
Смирнова
//Дошкольное
воспитание. 2006. - №4.
7.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. URL:
https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата
обращения: 18.11.2019г.)
в
1.
Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения.//
Альманах
Института коррекционной педагогики Российской академии образования. - 2019. -
№
36
171
2.
Павлов И.П. Полное собрание сочинений: публицистика / И.П. Павлов. – 2-е изд.,
доп. –
Москва;
Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. – Т. 2, Книга 2. – 589 с. - с. 356
3.
Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания,
ориентиры
и
ожидаемые результаты./ Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л.
Гончарова//
Альманах Института коррекционной педагогики Российской академии
образования.
- 2019. - № 36
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.