Статья "Театрализованная деятельность как направляющий фактор развития творческих способностей слабослышащего ребёнка"

  • doc
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Театрализованная деятельность.doc

Театрализованная деятельность как направляющий фактор развития творческих способностей слабослышащего ребёнка

 

Автор: 

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель-сурдопедагог

rimoiseeva@list.ru

ТОМСК

 

 

Учащиеся младших классов с особенностями в развитии – (с нарушениями слуха) более чем другие дети, нуждаются в речевом развитии, снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсомоторного пространства.

Современная педагогика рассматривает возможности театральной деятельности в качестве реального средства художественного воспитания обучающихся. Театральное искусство – одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания в школе и одним из направлений формирования художественной культуры у детей.

У обучающихся с нарушениями слуха на начальных этапах обучения формируется интерес к окружающему миру, познанию предметов и явлений, различных связей между ними. Основой познания в первую очередь является чувственные  процессы восприятия, наглядные формы мышления.

         Дети с нарушениями слуха с трудом постигают смысл воспринимаемого материала, у них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами. У таких детей сужен объём восприятия, оно характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. В процессе театрализации или игры возникает стремление воплотить всё, что они увидели в жизни: деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления социальной  жизни, оказание помощи друг другу и красоту окружающей действительности.

Однако, поскольку круг впечатлений ребёнка ограничен тем, что он видит, а его представления о жизни не пополняются за счёт общения с другими детьми и  взрослыми, то у него преобладают в основном стереотипные игры. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой. В младшем школьном возрасте у большинства детей наблюдаются действия по образцу, где взрослый выступает помощником. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в младшем школьном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, но она не достигает уровня слышащих сверстников.

Именно поэтому,  наиболее эффективным методом работы в ходе целенаправленного обучения детей с нарушениями слуха и развития у них познавательного интереса является театрализация. Элементы театрализации, драматизации сказок, перевоплощение ребёнка в того или иного персонажа сказки или  героя произведения  открывают детям широкие возможности для использования игровых ситуаций и  решения специальных речевых задач, включают в себя широкое и вместе с тем целенаправленное ознакомление детей с миром вещей и отношений.

Актуальность: развитие творческих  и познавательных способностей неслышащего ребёнка. Формирование коммуникаций, развитие слухового внимания, ассоциативной памяти.

Театрализация должна помочь ребёнку стать более активным и свободным в выборе театрального замысла, способствовать усвоению правил поведения в обществе, помочь познать нормы общественной морали, повысить артистичность ребенка с ОВЗ.  Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Внеклассные мероприятия, проводимые в течение года, предполагают  знакомство с содержанием русских народных сказок, произведениями детских писателей, использование различных методов театрализации: настольный, пальчиковый, кукольный театры, игры-импровизации, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

Содержание и формы обучения соответствуют возрастному уровню развития и познавательным потребностям детей, предполагают широкий простор для детской фантазии, способствуют формированию творческих возможностей обучающихся и развивают эмоциональную сферу и артистизм.

Цель: развитие творческих и познавательных способностей у детей  младшего школьного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

- пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

-учить детей  играть роль своего героя;

- использовать остатки слуха детей для формирования устной речи;

- активизировать речевые возможности, развивать силу голоса;

- вызывать устойчивый интерес к актерскому мастерству;

- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу в ходе творческой работы;

- создавать эмоциональный настрой, вырабатывать умения выражать свои чувства.

Ожидаемый результат.

По окончании работы с материалами сказок школьник  с нарушениями слуха должен уметь:

-  правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать свои речевые возможности;

- не стесняться участвовать в различных творческих мероприятиях;

- воспроизводить действия характерные героям сказки;

- вступать в диалог с окружающими людьми;

- привлекать родителей и детей к посещению театров города.

 

Приблизительный план работы по театрализации сказки «Рукавичка»

Таблица № 1

Вид деятельности

Цель

Содержание

1. Предварительно - ознакомительный

Изучение литературы.

Составление бесед.

Подборка материала к выбранной сказке.

Разработка сценария, планов занятий.

Определение направлений творческой и игровой деятельности.

Работа по социализации и коммуникации.

Привлечение родителей.

 

Сформировать у участников театрализации психологическую готовность к совместной деятельности.

 

Организовать беседы с родителями, с целью ознакомления проведения театрализации сказки и оказание ими посильной помощи

Осуществить преемственность между уроками по предметам и внеурочными занятиями.

Произвести отбор и апробацию методического материала

Активизировать познавательные процессы детей и их коммуникативные возможности.

2.  Деятельностно-обобщающий

Просмотр сказки  с использование КТ, проведение занятий по знакомству с книжкой «Сказка «Рукавичка», изготовление атрибутов и костюмов по сценарию; разучивание речевого материала по диалогам героев, осуществление метапредметных связей по сказке «Рукавичка» (ИЗО. ОЗМ, Труд)

Погрузить детей в содержание сказки и действия героев

Организовать работу участников театрализации, посредством определения задач для каждого направления творческой деятельности;

Создать условия для изготовления атрибутов и места проведения инсценировки сказки.

Обобщить результаты полученных знаний воспитанников о взаимодействии героев, их поведении и характерах

3.  Презентационно-завершающий

Показ сказки «Рукавичка», приглашение гостей и родительской общественности на премьеру, эмоциональная рефлексия, отзывы.

Подготовка презентации.

Отчет о проделанной работе в виде презентации на МО, ПС

Получение удовольствия детьми от проделанной работы и воспитание чувства достоинства за себя: «Я это сделал (а)!»

Представить результаты театрализованного представления

и отчет в виде презентации.

Систематизировать материал  театрализованной

деятельности посредством

мастер –класса.

 

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов, в полной мере решает проблемы коммуникативной культуры. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит своё отражение в различных формах и направлениях образования.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий (УУД).

Театральная деятельность способствует  формированию коммуникативных навыков младших школьников с особенностями в развитии, что определяется ещё и социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребёнка, умеющего свободно общаться с окружающими. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков является одной из необходимых составляющих готовности ребёнка к восприятию школьной программы, обеспечивает ему возможность успешного её освоения.

Театрализация предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком с нарушениями слуха.

Создание специальных условий способствует позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества (ребёнок + родитель + педагог), приобщает детей к творчеству, развивает их способности (речевые, мыслительные, читательские, литературные).

Театрализация  обобщает техники, методы и приёмы театральной педагогики, позволяющие корректировать психомоторику, сенсорные процессы, слуховой анализатор. Индивидуально-дифференцированный подход позволяет уделять должное внимание каждому участнику, что особенно важно для детей, имеющих вторичные нарушения.

Алгоритм подготовки и проведения театральных постановок с детьми имеющими нарушения слуха состоит в следующем:

  - выбор произведения  

- адаптация материала сказки для  обучающихся с нарушениями слуха

 - знакомство детей с героями сказки, их отрицательными и положительными чертами, их ролью в сюжете

 - распределение ролей детям

 - раздача и отработка речевого материала с педагогами индивидуального обучения

 - привлечение родителей, обучающихся других классов, педагогов в оказании помощи в постановке сказки

 - эмоциональное восприятие образа героя детьми и передача его состояния в действительность

- коммуникативное общение детей при постановке сюжета сказки

- подготовка декораций, костюмов, афиш, выставок рисунков и поделок

- подборка музыкального сопровождения сказки

-  соединение всех элементов театральной деятельности воедино (репетиции)

- показ сказки

- эмоциональная релаксация участников и зрителей

     Планируя работу  по театрализованной деятельности на учебный год, предполагается постановка четырёх сказок (одна сказка в четверть), с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями слуха. В прошлом году были представлены сказки: «Теремок», «12 месяцев», «По щучьему велению», «Рукавичка», что сказалось на развитии творческих и познавательных способностей обучающихся, пробуждение в их душе чувства прекрасного; активизировались речевые возможности неслышащего ребенка и его эмоциональный настрой; сформировалась способность выражать свои чувства и относиться доброжелательно к друг другу в ходе творческой работы.

    Театрализованная деятельность (ТД) ориентирована, прежде всего, на развитие речи, всестороннее развитие и воспитание каждого обучающегося, его психического благополучия; нравственного здоровья, решение проблем социальной адаптации обучающихся; приобщение их к общечеловеческим ценностям.

 


Скачано с www.znanio.ru