Статья "Технология педагогического сотрудничества"
Оценка 4.6

Статья "Технология педагогического сотрудничества"

Оценка 4.6
docx
10.01.2023
Статья "Технология педагогического сотрудничества"
Технология сотрудничества.docx

Учитель и ученик растут вместе.
Конфуций

https://eua.biz/files/images/items/5/5866zf8bc712c.jpgПедагогика сотрудничества – это одна из наиболее эффективных технологий в преподавании филологических дисциплин. Она относится к технологиям на основе личностной ориентации педагогического процесса.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

*    по уровню применения - общепедагогическая технология;

*    по философской основе - гуманистическая;

*    по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

*    по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

*    по типу управления: система малых групп;

*    по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

*    по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

http://berchenko.esy.es/wp-content/uploads/2016/01/group_session.pngВ обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

*    Гуманно-личностный подход к ребенку.

*    Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

*    Концепция воспитания.

*    Педагогизация окружающей среды.

*    Гуманно-личностный подход.

 

Гуманно-личностный подход

 

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

*    новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

*    гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

*    отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

*    новую трактовку индивидуального подхода;

*    формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

*    личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;

*    личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

*    личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

*    каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

*    приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

*    педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

*    оптимистическую веру в ребенка;

*    сотрудничество, мастерство общения;

*    отсутствие прямого принуждения;

*    приоритет положительного стимулирования;

*    терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

*    уравнивание ученика и учителя в правах;

*    право ребенка на свободный выбор;

*    право на ошибку;

*    право на собственную точку зрения;

*    соблюдение Конвенции о правах ребенка;

*    стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

*    требовательность без принуждения, основанная на доверии;

*    увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

*    замена принуждения желанием, которое порождает успех;

*    ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

*    применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

*    отказ от ориентировки на среднего ученика;

*    поиск лучших качеств личности;

*    применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

*    учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

*    прогнозирование развития личности;

*    конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

http://www.logicoolsolutions.com/learnDoMasterChallenge/wp-content/uploads/2011/07/CLIPART_OF_18537_SM_2.jpgФормирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

*    видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);

*    создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;

*    исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

*    предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

 

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

*    содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

*    обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

*    идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

*    вариативность и дифференциация обучения;

*    используется положительная стимуляция ученья.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф.Шаталова, в идее свободного выбора Р.Штейнера, в опережении С.Н.Лысенковой, в идее крупных блоков П.М.Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А.Сухомлинского, развитии личности по Л.В.Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П.Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С.Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б.Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н.Ильина, Б.М.Неменского и др.

 

 

Концепция воспитания

 

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

*    превращение школы Знания в школу Воспитания;

*    постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

*    гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

*    развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

*    возрождение русских национальных и культурных традиций;

*    сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

*    постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

 

Педагогизация окружающей среды

 

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

https://s.pfst.net/2013.02/200999788064134367ef477143b931fd1a33887fdbd_b.jpgГлавная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый  учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученики затрачивают максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с друг ими людьми.


 

Учитель и ученик растут вместе

Учитель и ученик растут вместе

Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Если один упадет, второй поможет ему подняться

Если один упадет, второй поможет ему подняться

Я-концепции. Новый взгляд на личность представляют следующие позиции: личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а…

Я-концепции. Новый взгляд на личность представляют следующие позиции: личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а…

Конвенции о правах ребенка; стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать;…

Конвенции о правах ребенка; стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать;…

Формирование положительной Я-концепции личности

Формирование положительной Я-концепции личности

Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!»

Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!»

Концепция воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы

Концепция воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023