Урок русского языка в 7 классе. Тема: Погода. Морфология.Части речи. Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Склонение. Полная и краткая форма

  • docx
  • 10.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2. РЯ-7 за 5.09.2022, урок 2.docx

РЯ-7 за 5.09.2022, урок 2

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Погода.  Морфология.Части речи. Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Склонение. Полная и краткая форма

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

7.2.1.1 - понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию;

7.3.3.1 −представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм

Цель урока

Все учащиеся смогут: 
ученики смогут понять содержание прослушанного текста 
 ответить на вопросы по его содержанию 
Большинство учащихся будут уметь: 
Умеет соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты и

 кратко пересказывать содержание текста от лица персонажа 
Некоторые учащиеся смогут: 
 подробно пересказать содержание текста 
 использовать эмоционально-окрашенные слова при пересказе 

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельно.собучающ

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

1.Предметная лексика:

Словарная работа:
погода, атмосфера, прогноз, климат, ветер, облачность, облако, осадки, температура, давление.

2.  - На какой вопрос отвечают эти слова?

     - Общее лексическое значение?  (СУЩ.)

     - Какие еще части речи вы знаете?

Существительное – школа,

 Просыпается – глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

 Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

 Соблюдаем мы привычно

 Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

 Их нам надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

 

 

Интерактивное обучение

Изучение нового материала

1.     Изучите несплошной текст. О чем он? (Части речи)

2.     Рассморите имя сущ-ное. Кто может рассказать об этой части речи?

3.     Прочитайте эпиграф к уроку, стр.8, Как вы понимаете слова В.Бианки?

4.     Спишите эпиграф и подчеркните им. сущ-ные одной чертой.

5.     Морфологический разбор

(Занятие )В мире  (В чем? )- им. сущ., т.к. называет предмет.

1.     Н.ф.: что? Мир

2.     ПОСТ. : нариц., неодуш., М.Р., 2 скл,

НЕПОСТ.:  ед.ч.,  П.п. 

3.     С.р.: занятие (где? В чем?) в мире- дополнение. 

6.       Повторим имя прилагательное.

- назовите общее лексическое значение?

-вопрос

-постоянные признаки

-непостоянные

-как определить  Р., Ч., П?

7.     Морфологический разбор прил

Неизведанных (таин) – каких? Прил.,т.к. обозначает признак предм

1.     Н.ф.: какой? Неизведанный

2.     ПОСТ.: кач., полн.форма

НЕПОСТ.: мн.ч. , Р.п. 

3.     С.Р.: таин (каких? )неизведанных – определение

8.      Упр. 2 , стр.8

9.     Ф.О. Диктант «Проверь себя»

           Осень прокрадывается незаметно. Порой сразу и не увидишь  маленький  желтый или оранжевый листик в зеленых кудрях дерева. Еще в конце августа притаился он в листве, вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. Кажется, что пребирается огоньс дерева на дерево и далеко разностися ветром.

             Прячутся в лесу за первыми опавшими листьями грибы. Нагнешься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках остается лист осины. Заденешь желтый березовый листок, а под ним точно такая же цветная сыроежка.

            

1.     Озаглавьте текст.

2.      Подчеркните им. существительные, укажите скл., Р.Ч.П.

3.     Выполните синтаксический разбор           Осень прокрадывается незаметно.    Прячутся в лесу за первыми опавшими листьями грибы.

 

Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер

 

Рефлексия

Рефлексия:

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/15/s_602a173be8cd7/1636497_2.jpeg

Учащиеся проводят рефлексию, оценивают, определяют совместные результаты работы

качество работы, уровень усвоения

(повторения), психологического комфорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ   части репчи

Части речи

Лексическое   значение

вопрос

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксическая роль в предложении

Пример

Имя существительное

Называет предмет

 Кто? Что?

Собственное или нарицательное;

Одушевленное (КТО?)или неодушевленное (ЧТО?);

Род (М.р., Ж.р., Ср.р, Общего р.);

Склонение (1 скл. М.р.,Жр.- а,-я;   2 скл.  М.р., Ср.р.,  - о,-е,)

Число (единственное или множественное);   число (множественное или единственное);     падеж

И.п. кто? Что?

Р.п нет кого?чего?

Д.п.дать кому? Чему?

В.п. вижу кого?, что?

Т.п доволен кем? Чем?

П.п думаю о ком? , о чем?

Подлежащее

Дополнение

Обстоятельство

Сказуемое

В школе – сущ., т.к. называет предмет

1.Н.Ф. кто? Что? Школа

2.ПОСТ.:нариц., неодуш., Ж.Р.  НЕПОСТ.: ед.ч., П.п.

3. В предложении  находиться(где? В чем?) в школе (обстоятельство)

Имя прилагательное

Признак предмета

 Какой ?какая? какое? Каков? Чей?

Разряд (качественное, относительное, притяжательное)

Степени сравнения ( сравнительная и превосходная степень, простая и составная форма)

Полная и краткая форма 

СМОТРЮ НА СУЩ.,

Род (М.р, Ж.р., Ср.р,)

Число

Падеж

Определение

Подлежащее

Сказуемое (каков?)

 

В родной (школе )- им.прил., т.к. обозначает признак предмета

1.Н.ф. М.р. И.п. какой? Родной

2.ПОСТ.: качеств.,  полная форма

НЕПОСТ.: Ж.р.,ед.ч. П.п.

3В школе (какой?)родной – определение

 

 

 

 

Местоимение

Указывает на предмет, признаки и количество, не называя их

Кто? Что? Какой? Чей?

Разряд  (личные,  возвратное, вопросительные,  относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные),

Лицо (1,2,3) у личных местоимений

Падеж,

Число (если есть)

Род (если есть)

Подлежащее

Определение,  дополнение, обстоятельство

 

В самой (родной школе)- местоим.,т.к. указывает на признак предмета

1.Н.ф.:   И.п., ед.ч. – самый

2.ПОСТ.: определит.,

НЕПОСТ.: П.п., ед.ч., Ж.р.

3.С.Р В школе (какой?)  самой - определение

Числительное

Обозначает количество предметов, число, порядок при счете

Сколько?

Какой? Который?

Количественные

Простые или составные; простые, сложные, составные; целые, дробные, собирательные,

Порядковые

Падеж

Число (если есть)

Подлежащее

Сказуемое, определение, дополнение , обстоятельство

В триста шестом (кабинете)- числительное,т.к. указывает на порядок

1.Н.ф.:И.п. триста шесть

2.ПОСТ.: составн., порядковое,

НЕПОСТ .: П.п.

3. В кабинете (каком?) триста шестом - определение

Наречие

Обозначает признак действия,  признак предмета , признак другого признака

Где? Куда? Откуда? Почему?   Зачем?  Как?

Разряд (образ действия, времени, места, причины, цели, меры и степени),

Смысл.группы (указательные, неопределенные, вопросительные, отрицательные)

Степени сравнения

Неизменяемость

Обстоятельство

Находиться (как?)  приятно – наречие, обозначает признак дейсвтия.

1 Н.ф. находиться (как?) приятно

2. МОРФОЛ, ПРИЗН.: неизменяемость

3. находиться (как?) приятно - обстоятельство

Глагол

Действие предмета или состояние

Что делать? Что сделать?

Вид (совершенный – что сделать?. Несоверш. – что делать? )

Спряжение Переходность (переходные   или  непереходные),

Возвратность,

 

Наклонение (изъявительное, условное, повелительное)

 Время (настоящее,  будущее,                                  прошедшее)

Число   (если есть)

Лицо(если есть)

Род (если есть)

Сказуемое

Подлежащее

Находиться- что делать? Глагол  т.к. обозначает действие предмета

1.Н,Ф. Инфинитив (что делать? Что сделать?) находиться

2. ПОСТ.: несов.в., 2 спр., неперех.,

НЕПОСТ.: изъявит.,

3. В школе (что делать? ) находиться - сказуемое

 

 

https://rusinfo.info/wp-content/uploads/5/5/8/5584f990b5bda3bd3b51c9cecd981cdb.jpg