Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление. Урок - лекция
Оценка 5

Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление. Урок - лекция

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
10.01.2023
Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление.   Урок - лекция
1. РЯ-7 за 5.09.2022, урок 1.docx

РЯ-7 за 5.09.2022, урок 1

Дата

 

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Погода. Язык как развивающееся явление.   Урок - лекция

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

7.1.1.1 - понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную;

7.1.3.1-  пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование) с изменением лица;

7.3.3.1 - представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм

Цель урока

Все учащиеся смогут: 
ученики смогут решать возникающие проблемные вопросы.

 понять содержание прослушанного текста 
 ответить на вопросы по его содержанию 
Большинство учащихся будут уметь: 
Умеет соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты и

 Некоторые учащиеся смогут: 
 подробно пересказать содержание текста 
 использовать термины .

Критерии успеха

Понимают основное содержание высказываний, определяют их основную мысль.

Поясняют смысл высказываний и используют эмоционально-окрашенные слова и именные части речи (прилагательные), согласуя в роде, числе и падеже.

Ход  урока

Этапы урока Организационный этап

Деятельность учителя

1.     Знакомство с уроком и требованиями в нему.

2.     Число и тема урока.                                                                                                                                         

                                      Язык живет вместе с жизнью народа                                                                

                                                                                          В.Г.Белинский

3. Как вы понимаете слова Белинского?

 

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Изучение нового материала

 

1.     Прочитайте текст и ответьте : в какую группу славянских языков входит русский  язык?

ТЕКСТ 1

ТЕКСТ 2

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/c/C8iQmScpsRtv7rMH9Kn0dyN5Ga4AoPBXfI3EOw/slide-2.jpg

-Что вы узнали нового, прочитав тексты?

-Как оформлен текст 1  (сплошной), 2?  (несплошной)

- Какой текст был более понятен? (1)

-А дополнил или обобщил его ? (2)

3. Слово учителя:

Факторы, влияющие на лексические изменения в языке, разные. Новые слова  появляются в связи с новыми открытиями и событиями, расширение связей с другими странами и народами, развитие техники и науки.

Так, М.В Ломоносов в 18 веке ввел в РЯ такие слова , как  АТМОСФЕРА, ГОРИЗОНТ, ТЕМПЕРАТУРА. В конце 18-начале19в Карамзин вводит в лексикон такие слова, как БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВЛИЯНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ. Постепенно на второй план уходят слова АРМЯК,  КАМЗОЛ, КАФТАН.  Архаизмы (слова, связанные с историей , устаревшие) находят себе замену: ОТРОК – ПОДРОСТОК, СЕЙ- ЭТОТ, ЗЕЛО – ОЧЕНЬ...

В связи изменения быта и развития науки и техники появляются слова  ЛУННИК,РАКЕТОДРОМ,КОСМОНАВТ, ИНОПЛАНЕТЯНИН, КОМПЬЮТЕР и др.

Изменяются слова и с грамматической стороны .так  ученые обнаружили, что [Ф]и буква Ф пришли к нам из Греции   Þ появились слова  ФАБРИКА, МОРФОЛОГИЯ, ... .  в грамматике тоже происходт постоянные изменения ,  так во времена А,С,Пушкина и М,Ю,Лермонтова можно найти такие формы : ЕДУ В МАСКЕРАД, ПОЙДУ ПО ГРИБЫ, ВСТРЕТИМСЯ НА МАГАЗИНЕ.и

В 1942 употребление буквы Ё стало обязательным, но уже в 1956 ее стали использовать для уточнения произношения, что и делается по сей день. В том же 1956 году «двойные» прилагательные стали писать через дефис, а до этого все было слитно, только посмотрите: темнокрасный, синезеленый — именно так до этого времени было грамматически правильно. Изменилось написание и некоторых других слов — адэкватный/адекватный, диэта/диета, цынга/цинга, жолудь/желудь, итти/идти и т. д. Благодаря реформе 1918 изучать русский язык стало проще. А в условиях того времени это было самой актуальной задачей. По переписи 1919 года лишь 41,7% населения страны от 8 лет и старше умели читать, писать — и того меньше. То есть больше половины жителей страны были тотально неграмотными, не могли писать ни писем, ни заявлений, не могли прочесть название родного города или даже своей фамилии.

Таким образом: язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу, благодаря этому язык служит не только средством общения между людьми, но и средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Прав был Белинский , утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа»и как продолжение этой фразу – потеряв свой язык, потеряется народ, потеряется и человек как личтность.

 

Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер

 

Рефлексия

Рефлексия:

Осталось несколько минут.

Опираясь на услышанное , напишите эссе «Русский язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее» (К.Д.Ушинский)

Учащиеся проводят рефлексию, психологического комфорта,оценивают

качество работы, уровень усвоения (повторения),

определяют совместные результаты работы

 

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/c/C8iQmScpsRtv7rMH9Kn0dyN5Ga4AoPBXfI3EOw/slide-2.jpg


https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/c/C8iQmScpsRtv7rMH9Kn0dyN5Ga4AoPBXfI3EOw/slide-2.jpg


АТМОСФЕ¢РА

ГОРИЗО¢НТ

ТЕМПЕРАТУ¢РА

ЛИ¢ЧНОСТЬ

ВЛИЯ¢НИЕ

СОСРЕДОТО¢ЧЕННОСТЬ

 

БЛАГОТВОРИ¢ТЕЛЬНОСТЬ

 

ПРОМЫ¢ШЛЕННОСТЬ


 

РЯ-7 за 5.09.2022, урок 1

РЯ-7 за 5.09.2022, урок 1

ТЕКСТ 2 -Что вы узнали нового, прочитав тексты? -Как оформлен текст 1 (сплошной), 2? (несплошной) -

ТЕКСТ 2 -Что вы узнали нового, прочитав тексты? -Как оформлен текст 1 (сплошной), 2? (несплошной) -

Как оформлен текст 1 (сплошной), 2? (несплошной) -

Как оформлен текст 1 (сплошной), 2? (несплошной) -

Изучение нового материала 1

Изучение нового материала 1

Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление. Урок - лекция

Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление.   Урок - лекция

Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление. Урок - лекция

Урок русского языка в 7 классе по теме:Погода. Язык как развивающееся явление.   Урок - лекция

А ТМ О СФЕ ¢ РА Г О Р И ЗО ¢

А ТМ О СФЕ ¢ РА Г О Р И ЗО ¢

С О СР Е Д О ТО ¢ Ч Е НН О СТЬ

С О СР Е Д О ТО ¢ Ч Е НН О СТЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023