РЯ-7 за 5.09.2022, урок 1
Дата |
|
|||||
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||
Тема урока |
Погода. Язык как развивающееся явление. Урок - лекция |
|||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
7.1.1.1 - понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную; 7.1.3.1- пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование) с изменением лица; 7.3.3.1 - представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм |
|||||
Цель урока |
Все учащиеся смогут: понять содержание прослушанного текста Некоторые учащиеся смогут: |
|||||
Критерии успеха |
Понимают основное содержание высказываний, определяют их основную мысль. Поясняют смысл высказываний и используют эмоционально-окрашенные слова и именные части речи (прилагательные), согласуя в роде, числе и падеже. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этапы урока Организационный этап |
Деятельность учителя 1. Знакомство с уроком и требованиями в нему. 2. Число и тема урока. Язык живет вместе с жизнью народа В.Г.Белинский 3. Как вы понимаете слова Белинского?
|
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
Изучение нового материала |
1. Прочитайте текст и ответьте : в какую группу славянских языков входит русский язык? ТЕКСТ 1
ТЕКСТ 2
-Что вы узнали нового, прочитав тексты? -Как оформлен текст 1 (сплошной), 2? (несплошной) - Какой текст был более понятен? (1) -А дополнил или обобщил его ? (2) 3. Слово учителя: Факторы, влияющие на лексические изменения в языке, разные. Новые слова появляются в связи с новыми открытиями и событиями, расширение связей с другими странами и народами, развитие техники и науки. Так, М.В Ломоносов в 18 веке ввел в РЯ такие слова , как АТМОСФЕРА, ГОРИЗОНТ, ТЕМПЕРАТУРА. В конце 18-начале19в Карамзин вводит в лексикон такие слова, как БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВЛИЯНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ. Постепенно на второй план уходят слова АРМЯК, КАМЗОЛ, КАФТАН. Архаизмы (слова, связанные с историей , устаревшие) находят себе замену: ОТРОК – ПОДРОСТОК, СЕЙ- ЭТОТ, ЗЕЛО – ОЧЕНЬ... В связи изменения быта и развития науки и техники появляются слова ЛУННИК,РАКЕТОДРОМ,КОСМОНАВТ, ИНОПЛАНЕТЯНИН, КОМПЬЮТЕР и др. Изменяются слова и с грамматической стороны .так ученые обнаружили, что [Ф]и буква Ф пришли к нам из Греции Þ появились слова ФАБРИКА, МОРФОЛОГИЯ, ... . в грамматике тоже происходт постоянные изменения , так во времена А,С,Пушкина и М,Ю,Лермонтова можно найти такие формы : ЕДУ В МАСКЕРАД, ПОЙДУ ПО ГРИБЫ, ВСТРЕТИМСЯ НА МАГАЗИНЕ.и В 1942 употребление буквы Ё стало обязательным, но уже в 1956 ее стали использовать для уточнения произношения, что и делается по сей день. В том же 1956 году «двойные» прилагательные стали писать через дефис, а до этого все было слитно, только посмотрите: темнокрасный, синезеленый — именно так до этого времени было грамматически правильно. Изменилось написание и некоторых других слов — адэкватный/адекватный, диэта/диета, цынга/цинга, жолудь/желудь, итти/идти и т. д. Благодаря реформе 1918 изучать русский язык стало проще. А в условиях того времени это было самой актуальной задачей. По переписи 1919 года лишь 41,7% населения страны от 8 лет и старше умели читать, писать — и того меньше. То есть больше половины жителей страны были тотально неграмотными, не могли писать ни писем, ни заявлений, не могли прочесть название родного города или даже своей фамилии. Таким образом: язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу, благодаря этому язык служит не только средством общения между людьми, но и средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире. Прав был Белинский , утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа»и как продолжение этой фразу – потеряв свой язык, потеряется народ, потеряется и человек как личтность. |
|
Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер |
|
||
Рефлексия |
Рефлексия: Осталось несколько минут. Опираясь на услышанное , напишите эссе «Русский язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее» (К.Д.Ушинский) |
Учащиеся проводят рефлексию, психологического комфорта,оценивают |
качество работы, уровень усвоения (повторения), |
определяют совместные результаты работы |
||
АТМОСФЕ¢РА
ГОРИЗО¢НТ
ТЕМПЕРАТУ¢РА
ЛИ¢ЧНОСТЬ
ВЛИЯ¢НИЕ
СОСРЕДОТО¢ЧЕННОСТЬ
БЛАГОТВОРИ¢ТЕЛЬНОСТЬ
ПРОМЫ¢ШЛЕННОСТЬ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.