Статья "Творчество как условие модернизации образования"
Оценка 4.7

Статья "Творчество как условие модернизации образования"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
администрации +2
05.12.2020
Статья "Творчество как условие модернизации образования"
Статья. Современный человек сам должен уметь учиться и выбирать, чему учиться. VUCA – мир с высокой «волатильностью» всех процессов, в котором сложно не только прогнозировать, но и ориентироваться в процессах, происходящих в настоящее время. Мир открыт. И наши выпускники должны быть готовы быть в этом мире успешными и счастливыми. Именно в этом, по мнению автора, заключается миссия образования.
Статья Творчество.docx

Ярцева Н. Ш.

yartsevanat@mail.ru

 

ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Термины: VUCA – мир, «Атлас новых профессий», творчество, креативная педагогика.

Движущей силой человечества на всех этапах его развития были творческие, креативные личности.

Для современной экономики, направленной на развитие рыночных отношений, характерной чертой является условие неопределенности. Высокие темпы развития науки, технологий изменяют наш мир во всех сферах настолько быстро, что ученик, который провел за школьной партой 11 лет, начинает свое образование в одной экономической, социальной ситуации, а заканчивает в другой. В связи с этим, наиболее успешным будет только человек творческий, способный быстро адаптироваться к ситуации, самостоятельно принимать решения, легко менять социальные роли.

Современный человек сам должен уметь учиться и выбирать, чему учиться. VUCA – мир с высокой «волатильностью» всех процессов, в котором сложно не только прогнозировать, но и ориентироваться в процессах, происходящих в настоящее время.

         Мир открыт. И наши выпускники должны быть готовы быть в этом мире успешными и счастливыми. Именно в этом, по мнению автора, заключается миссия образования.

К сожалению, большинство среднеобразовательных учреждений в России до сих пор, пытаясь сохранить все лучшее, что было в советском образовании, ориентируется на потребности индустриального общества, которое уже осталось в истории. Примером может служить «иерархия предметов» в сознании не только родителей, но педагогов. «Математика» - «главный предмет», во всяком случае, по сравнению с географией, историей, а уж если сравнивать с МХК, ИЗО, музыкой, то и говорить не стоит. Оценка, выставляемая ученику, вполне конкретна, отражает уровень знаний по предмету. Кроме того, считается, что один учитель способен подготовить ребенка к жизни в современных реалиях, дать знания «на всю жизнь». Получив диплом ВУЗа, ребенок может быть уверен в завтрашнем дне, т.к. получив определенный социальный статус, можно не беспокоиться о том, что его потеряешь.

Мы живем давно в другом мире. Постиндустриальное общество, общество переживающее четвертую промышленную революцию, требует от человека новых компетентностей. Перед школой стоит задача помочь ребенку овладеть компетенциями и навыками, которые позволяют быстро менять профиль деятельности, не снижая при этом уровень благосостояния. Профессиональная мобильность сегодня является положительной оценкой личности, в отличие от индустриального общества, где работа на одном месте поощрялась обществом и государством.

Девиз современного образования: «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь» не должен пугать ребенка. Напротив, правильная его трактовка позволит помочь ребенку снизить уровень тревожности, т.к. позволяет дать возможность ощутить свободу корректировки профессиональной деятельности в будущем, позволит спокойней выбирать профессиональные учебные заведения.

Узко дисциплинарные знания не позволяют сегодня говорить о грамотности человека. В связи с обозначенными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, NBIC конвергенцией, на первое место в образовательном процессе выходят междисциплинарные компетенции школьника. Подготовить его к взрослой, профессиональной жизни может теперь только группа наставников, в которую входят не только педагоги, но и представители бизнеса, учреждений культуры, науки и т.д.

Однако выше сказанное не означает, что мы отказываемся от формирования конкретных дисциплинарных знаний. Меняется лишь способ их освоения.  

Несмотря на то, что на практике глобальные изменения происходят пока лишь в мегаполисах, необходимо помнить, что система образования формирует будущее.

 Как бы ни пафосно это звучало, но какой учитель, таково и будущее. В связи с этим, учитель не должен быть «лотателем дыр», закрывая ежедневно те или иные «социальные прорехи». Учитель – творец. Он, не зависимо от возраста,  должен мечтать, должен быть любопытен, у него должно быть желание и возможность создавать осознанное «новое», вовлекая ребенка в сотворчество.   

Мир меняется, меняются дети, должна меняется и школа, и учитель. Для ответа на вопрос «куда меняться?» есть подсказка. Агентством стратегических инициатив подготовлен «Атлас новых профессий». В нем представлены профессии, которые станут наиболее востребованными в будущем, и специальности, которым предстоит «уйти на пенсию». Этот атлас – результат масштабного российского форсайта «Компетенции 2030». Данная публикация, безусловно, не аналог справочника «Куда пойти учиться», так как не конкретен, но он показывает вектор движения общества, экономики.

Можно эмоционально оценивать наше время, ситуацию в образовании и многое другое, но мы, педагоги, должны принять реальность и понять, что современный учитель должен начать работать в команде не только профессионалов, но и творческих людей; кроме того, должен принять и то, что с ребёнком он тоже стоит на пути сотворчества.

         Рассматривая вопрос творчества, креативной педагогики необходимо обратить внимание на ряд вопросов.

Один из которых - определение творчества. Несмотря на популярность данной темы в исследованиях педагогов и психологов, до сих пор нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации. Является ли творчество самостоятельным процессом или оно характеризует совокупность либо особенное протекание других процессов, возможны ли законы, позволяющие описывать творчество? Данную проблему поднимает в своей работе «Психология творчества, креативности, одаренности» Е.П. Ильин[1].

         Также перед педагогом встает вопрос «формирования творческих способностей» (вспомним цель, задачи, которые пишем в рабочих программах и в которых используем данную формулировку). Карл Роджерс, американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу) утверждает, что «сформировать» творческие способности нельзя. Можно лишь создать внешние условия, которые позволят раскрыться внутренним способностям человека. Какие же это внешние условия?

Во-первых, искреннее, а не формальное признание безусловной ценности индивида. Необходимо дать возможность человеку быть Собой, а, следовательно, проявлять себя по своему усмотрению (не путать с вседозволенностью). Безусловно, такой подход к личности требует долгой кропотливой воспитательной работы, которая даст понимание и принятие ребенком социальных норм и ценностей. В связи с этим, все чаще и чаще мы говорим о самооценке ребенка в урочной деятельности, т.к. внешняя оценка воспринимается человеком как угроза и приводит к защитной реакции, что ограничивает творчество. Причем здесь не важно, какой характер оценки: позитивный или негативный. Ожидание внешней оценки дает ощущение психологической незащищенности. Современное образование уходит даже от формулировки «работа над ошибками». Ребенок совместно с учителем или самостоятельно предлагает новые варианты решения, для того, чтобы оно было более интересным, а сам ребенок почувствовал себя «победителем».

Когда речь заходит об ошибках, мы можем вспомнить и про себя. Как часто мы стараемся избегать ситуации, в которой можем получить негативную оценку своей работы, мы «не хотим рисковать», взяв класс с детьми, требующими особого внимания, так как по их успешности будут оценивать «наши» профессиональные, да и человеческие качества, и т.д.

Когда мы пытаемся понять, почему ребенок не хочет учиться, ответ психологов прост: безразличие к учению – оборотная сторона (и симптом) отсутствия отношения к себе как к личности. Можно привести аналогию с работой крестьянина. Свое поле крестьянин будет возделывать с любовью и заботой, на чужом – работать без лишнего энтузиазма. И у человека, у которого «Я-личность» «отчуждена», не является «собственной», зависит от мнения других, нет особого энтузиазма ее «возделывать».

Возможно, автор не поднимал бы эту проблему, если бы не сталкивался в своей работе с нежеланием ряда детей заниматься творчеством. Главным побудительным мотивом, чаще всего для таких детей, является получение дополнительной положительной оценки, улучшение оценки в четверти, допуск к ОГЭ (проект). То есть здесь работает принцип «Ты - мне, я - тебе» или «Сделай то — и получишь вот это». Интерес к творчеству у детей начинает снижаться на уровне основного общего образования (5-9 класс) и среднего общего образования (10-11 класс).

Отсутствие отношения к себе как личности у детей в средней школе доказывает выбор такими детьми директивного метода преподавания, что, в свою очередь, затрудняет реализацию требований нового стандарта образования и подготовку детей к самостоятельной успешной жизни. Что же потом жаловаться на то, что молодое поколение отличается инфантилизмом. Вспомним характерные черты психического инфантилизма: эгоцентризм, мечтательность, капризность, непослушание, впечатлительность и пренебрежение коллективными интересами.

Во-вторых, психологическая свобода. Свобода выражения в учебной (для детей) и профессиональной (для педагога) деятельности позволяет искать новое в неожиданных сочетаниях образов, понятий, значений, что и есть творчество. Но мы знаем, что оборотная сторона свободы – ответственность. Умение брать на себя ответственность, правильно воспринимать и делать выводы из допущенных ошибок формирует дополнительное, внутреннее, условие творчества[2].

Условием для развития творческих способностей учащихся, по мнению  многих представителей администрации школы, педагогов, стал проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся, выведенный во внеурочную работу, в кружковую работу ОДОД. Такой формат работы, безусловно, имеет свои плюсы, но развитие творческих способностей, как и воспитание – процесс непрерывный. В противном случае расписание учителя по «развитию творческих способностей учащихся» будет напоминать расписание знаменитого  Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «6:00 – Подъем. 7:00 - Разгон облаков. 8:00 – Подвиг (в нашем случае - развитие творческих способностей учащихся). 16:00 - Война с Англией».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что модернизация образования предполагает творчество не только детей, но и педагогов. Педагогика сегодня - это наука и искусство творческого обучения. Современная креативная педагогика - это новый шаг после педагогики принуждения, педагогики сотрудничества, критической педагогики.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Илин Е.П.,Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009 ISBN 978-5-49807-239-5

[2] Роджерс Карл, К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 419-422.

 

Ярцева Н. Ш. yartsevanat@mail

Ярцева Н. Ш. yartsevanat@mail

Кроме того, считается, что один учитель способен подготовить ребенка к жизни в современных реалиях, дать знания «на всю жизнь»

Кроме того, считается, что один учитель способен подготовить ребенка к жизни в современных реалиях, дать знания «на всю жизнь»

Несмотря на то, что на практике глобальные изменения происходят пока лишь в мегаполисах, необходимо помнить, что система образования формирует будущее

Несмотря на то, что на практике глобальные изменения происходят пока лишь в мегаполисах, необходимо помнить, что система образования формирует будущее

Данную проблему поднимает в своей работе «Психология творчества, креативности, одаренности»

Данную проблему поднимает в своей работе «Психология творчества, креативности, одаренности»

Когда мы пытаемся понять, почему ребенок не хочет учиться, ответ психологов прост: безразличие к учению – оборотная сторона (и симптом) отсутствия отношения к себе как…

Когда мы пытаемся понять, почему ребенок не хочет учиться, ответ психологов прост: безразличие к учению – оборотная сторона (и симптом) отсутствия отношения к себе как…

Условием для развития творческих способностей учащихся, по мнению многих представителей администрации школы, педагогов, стал проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся, выведенный во внеурочную работу,…

Условием для развития творческих способностей учащихся, по мнению многих представителей администрации школы, педагогов, стал проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся, выведенный во внеурочную работу,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020