Статья "Учебная игра как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики"
Оценка 4.7

Статья "Учебная игра как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики"

Оценка 4.7
docx
05.12.2020
Статья "Учебная игра как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики"
Статья.docx

Учебная игра как средство формирования

познавательной деятельности на уроках математики

В наше время, в эпоху компюьтеризации, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле, математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 6 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т.е. правильное определение чему и как учить.

Обратимся к опыту учителей-практиков, которые используют в своей работе игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Е.Е. Кравцова (доктор психологических наук, директор Института им. Л.С. Выготского) для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте предлагает обратиться к анализу их игровой деятельности.

Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия развития игры видоизменяется и сама игра. Во-первых, даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой - от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. К младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. Игры качественно меняются: от структуры игры - в ней на первый план выходят правила - до сюжета игры - дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками. Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Правило оказывается ведущим в играх младших школьников. За любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована. В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры — воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

Д.Б.Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.

Развивая познавательную деятельность младших школьников средствами игровых технологий  создаю в классе мини-группы, где дети могут играть в разные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические с готовыми правилами, игры-экспериментирования.

Наиболее ценным в этом опыте я считаю то, что первоначальное выявление способа достижения результата в каждой очередной серии игр, представленной учителем на уроках, представляется самим детям. Школьники изготавливают игры по образцам и получают на дом задания, характер которых зависел от направленности игр: составь фигуру из определенного количества палочек; придумай конструкцию из кубиков, сравни предметы и найди признаки сходства (отличия) в них; найди недостающую фигуру в ряду фигур и т.п.

Далее на учебных занятиях школьники вместе с учителем подробно разбирали способы действий в играх, при необходимости составляли их алгоритм, рассматривали возможность изготовления различных вариантов игр. Цель данной работы сформировать у детей умения решать познавательные задачи в готовых интеллектуально-творческих играх определенной серии, решить их и объяснить решения в классе, придумать и сделать самому интеллектуально-творческую игру рассматриваемого вида.

Таким образом, учебная игра активизирует все компоненты познавательной деятельности, дети получают мотив - игровую среду. Цель работы сдвигается от научения к созданию условий, дающих детям возможность проявить инициативу, активность и творческую направленность.

 В первом классе, после того как ребята познакомятся с названием, чтением и записью чисел в пределах 100, каждому ученику раздается по одной карточке с числами от 1 до 100 и фишки, чтобы эти числа закрывать. Учитель объясняет, как быстро найти нужное число: от 1 до 10 - в первом столбике, от 10 до 20 - во втором и т.д. Учитель - ведущий достает бочонок и называет число; те, у кого оно есть, закрывают его. Таким образом, идет проверка умения читать записанное число. Выигрывает тот, кто первым закрыл весь ряд чисел, неважно какой - верхний, средний или нижний. Победителей трое (по числу рядов). Призы - красивая открытка, игрушка от «Киндер - сюрприза», карандаш и т.п. Обязательно проводится проверка: выигравшие называют числа в ряду, а учитель по бочонкам проверяет, были ли они названы.

Когда учащиеся познакомятся со сложением и вычитанием однозначных и двузначных чисел, игра меняется. Число 15. Учитель загадывает: 10 + 5, 20 - 5, 9 + 6, 22 - 7, 35 - 20, 30 - 15 и т.д. Пример зависит от темы, по которой идет закрепление знаний учащихся. Каждый ученик считает молча и закрывает нужное число. Эта игра требует предельного внимания, умения контролировать себя.

Использует эту игру учитель и при проверке знаний табличного умножения и деления. Только рекомендует выполнять некоторые правила:

Обязательно начинать с легких примеров

В начале произносить ответы вслух

Не проводить игру часто, чтобы не надоела

           Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии широко используются в практике учителей начальных классов, так как педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов педагогического процесса, характеризующихся учебно-познавательной направленностью. Для того чтобы игры и упражнения эффективно использовать в целях развития, учителю необходимо знать:

- какие психофизические функции этим упражнением  побуждаются к развитию;

- какие умения и навыки формирует данное задание;

- какая степень трудности и абстракции упражнения необходима в данный момент;

- как по мере решения оперативных целей усложнять  упражнения, чтобы поступательно взращивать силу их воздействия;

- какова сила каждого упражнения, его развивающие  признаки;

- как изменить форму упражнения, чтобы упростить  или усложнить ее;

- как они побуждают и направляют воспитательный процесс, протекает ли он через воспитание интеллектуальных чувств;

- в какой последовательности, какие и когда использовать упражнения;

- как построить проблемную ситуацию, опорные сигналы, слово-образ.

     Владение такими знаниями способно обеспечить успех применения методики развития. Вторая половина слагается из самих упражнений, сконструированных под особым углом зрения. Развивающий характер им придает «поворот», в основе которого — проблема, трудность, оригинальность. Чтобы игры и упражнения стали средством интенсивного развития, их необходимо применять системно-хаотично.

   Создавая хаотичную систему развивающих игр и упражнений, мы осуществили их классификацию. (На практике некоторые специалисты различают их по ряду признаков но чаще используют не в комплексе, как мы, а разобщено). Мы подразделяем игры и упражнения на основе первичности-вторичности развивающих признаков на три группы:

1) специальные развивающие;

 2) специфические развивающие;

3) общеспецифические развивающие.

   Разумно сочетая их и образовательной деятельности, можно добиться достаточно весомого педагогического эффекта.

   В основу данных видов положены следующие признаки Специальные развивающие. Игры и упражнения носят чисто предметный характер и направлены в первую очередь на формирование знаний и умений, связанных с данной учебной дисциплиной. Они включают задачи, игры, диктанты, в том числе и цветной, и т.д.

   Формируемые ведущие качества — усвоение предметных знаний, умений и навыков, первичное развитие специальных, а затем и общих способностей.

Специфические развивающие. Игры и упражнения, в основе которых — модифицированные правила учебного предмета, использование различных его элементов. В таких упражнениях специальные знания как бы «разбавлены», они используются не в чистом виде, а несколько измененные, усложненные, упрощенные и т.д., как средство построения новой познавательно-развивающей игры. К ним относятся «Экономическое лото», «Короткой тропой», веселые задачки, загадки, пословицы, поговорки, цветной диктант, анаграммы, сказки, тест-карточки «Запомни и восстанови» и др.

Они направлены на формирование общего развития, умений и навыков, остро необходимых каждому ученику. Специальные знания здесь вторичны.

Общеспецифические развивающие. Игры и упражнения, в которых основной предмет не представлен. На первый взгляд, они никак не связаны с учебной дисциплиной, но на самом деле формируют способность решать многие специальные практические задачи, требующие общего развития. Они учат видеть аналогии, сравнивать, абстрагировать:  тест-карточки «Проверь себя», «Какие слова?», анаграммы, цветной диктант, пословицы, поговорки, загадки, «Делим пополам», «Кто быстрее», «Что вместо цифр?», магический квадрат, шахматы и т.п. Также они воздействуют на общее развитие, интеллект, мыслительные способности, то есть на качества, необходимые для успешной деятельности каждого ученика.


 

Учебная игра как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики

Учебная игра как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики

Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между ее структурными элементами

Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между ее структурными элементами

В первом классе, после того как ребята познакомятся с названием, чтением и записью чисел в пределах 100, каждому ученику раздается по одной карточке с числами…

В первом классе, после того как ребята познакомятся с названием, чтением и записью чисел в пределах 100, каждому ученику раздается по одной карточке с числами…

Владение такими знаниями способно обеспечить успех применения методики развития

Владение такими знаниями способно обеспечить успех применения методики развития

Они учат видеть аналогии, сравнивать, абстрагировать: тест-карточки «Проверь себя», «Какие слова?», анаграммы, цветной диктант, пословицы, поговорки, загадки, «Делим пополам», «Кто быстрее», «Что вместо цифр?», магический…

Они учат видеть аналогии, сравнивать, абстрагировать: тест-карточки «Проверь себя», «Какие слова?», анаграммы, цветной диктант, пословицы, поговорки, загадки, «Делим пополам», «Кто быстрее», «Что вместо цифр?», магический…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020