Статья "Ученик - всё для него, всё ради него!"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Марафон.doc

УЧЕНИК – ВСЁ ДЛЯ НЕГО, ВСЁ РАДИ НЕГО!

Моисеева Р.И. учитель-сурдопедагог

ГОУ школа-интернат №15  I,II вида, г. Томск

 

Актуальной проблемой сурдопсихологии, сурдопедагогики была и остается интеграция детей, имеющих ограничения жизнедеятельности в общеобразовательную среду. Трудности, которые испытывают дети с нарушением слуха в развитии познавательной сферы, влияют на их социальное и личностное развитие, на протекание процессов социализации.

В российской сурдопсихологии, сурдопедагогики постоянно ведётся поиск и разработка адекватных методик, направленных на оценку уровня социального развития детей с нарушениями слуха, на изучение эффективности процесса их социализации.

Такие видные деятели сурдопедагогики как Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др. занимались выше указанной проблемой. Развивая идеи Л.С. Выготского, они рассматривали интеграцию как одно из важных направлений подготовки детей с особыми образовательными потребностями к будущей самостоятельной жизни. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения

Ученик – главная фигура в образовательном процессе, где всё для него, всё ради него. Ещё только набрасывая приметные контуры урока, внеурочного мероприятия,  вдруг почувствуешь неодолимое погружение в своё школьное прошлое...

Должно быть, память потому так благодарно хранит и поныне не потускневшую яркость школьных праздников, что моя первая учительница создавала праздники вместе с нами не только для нас, но и для себя тоже. Тогда мне казалось, нет, я была уверена, что её настоящая жизнь – в школе, а домашняя – всего лишь приложение к ней, её малозначащее продолжение.

Я никогда не слышала, не видела, чтобы моя первая учительница, моя Мария Ивановна тяготилась нами и необходимостью быть в школе. Я была уверена, что ей, как и нам, тоже не хочется уходить домой...

Было счастьем – быть рядом с ней, было счастьем бродить по осеннему ковру, держась за её руку; было счастьем наблюдать за тем, как ловко она справляется со всеми делами. Как хотелось быть похожей на неё, заслужить её одобрение, оправдать уважительное и потому требовательное ожидание.

Каждый день той далёкой жизни был настоящим праздником. Мария Ивановна дарила радость, давала мощный энергетический заряд, запас светлых чувств на долгий путь. И как можно было не любить её? Она была и всегда останется любимой первой учительницей!

Спустя много лет я, Моисеева Раиса Ивановна,  сама заряжаю энергией своих подопечных, детей с особенностями в развитии.. Дарю тот негасимый свет, который когда-то получила от своей первой учительницы. Вселяю в них уверенность, учу управлять собственным поведением, работать с полной отдачей, интересно отдыхать, радоваться общим победам и сочувствовать друг другу при поражениях, смеяться над собственными промахами и ошибками, отличать главное от второстепенного.

Когда компьютерные технологии (далее КТ) стали широко внедряться во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование, появился термин «новая информационная технология обучения». Эта технология обучения с каждым годом преобразуется в нашей школе, где компьютер выступает в качестве современного средства коррекционно-развивающего обучения, с помощью которого реализуются компенсаторные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с детьми проживаю и переживаю всё, что происходит каждый день в школе, за её пределами, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, и освоение КТ, методами и приёмами информационного образования, и всю многообразную деятельность сотрудничества своих подопечных с общественностью.

Школа – это часть общества, а на современном этапе развития – это информационное общество.  Сегодняшние школьники будут жить в мире новых технологий. Владение инновационными технологиями так же важно для детей с особенностями в развитии, как умение читать и писать,  и стоит заметить, является одним из условий подготовки учащихся к жизни.

В стенах нашего образовательного учреждения информационные компьютерные  технологии осуществляются как «проникающие» технологии.  По отдельным темам, разделам,  для отдельных дидактических задач, во внеурочное время, на уроках математики, развития речи, русского языка, природоведения и др. КТ предоставляют очень широкие возможности для того, чтобы разнообразить жизнедеятельность детей, сделать более эффективным и современным учебный процесс и тем самым достичь:

Ÿ снижения трудоёмкости процесса подготовки наглядного материала к уроку (ведь для подготовки к уроку в зависимости от темы необходимо 15-20 иллюстраций, речевых карточек и таблиц);

Ÿ развития плодотворного сотрудничества педагога с обучающимися детьми;

Ÿ использования педагогического опыта и методических разработок;

Ÿ тиражирования собственного творческого педагогического опыта;

Ÿ повышения авторитета среди обучающихся и коллег и т.д.

Младший школьник с нарушениями в развитии не может в полной мере овладеть программным речевым материалом, который изложен в учебниках, а затем применить его на практике. Почему? Потому что отклонения в речевом развитии слабослышащего ребенка, как следствие первичного дефекта, не позволяют воспринимать смысловую нагрузку речевого материала природоведческих представлений, математических терминов, речевых оборотов и т.д.

Здесь необходимо подключить к восприятию информации в большей степени зрительный анализатор, выполняющий компенсаторную функцию слухового, а именно, дать возможность  увидеть, к примеру,  явления природы собственными глазами, что можно сделать только с помощью технических средств обучения, причем, необходимо помнить о требованиях СанПиНов – не более 15 минут.

Поэтому, внедрение КТ в собственную педагогическую деятельность является важной ступенью в формировании личностных характеристик школьников. Хочется процитировать слова Крейга Баррета о том, что «все технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!», и это так, и это абсолютная   правда!

Всякую деятельность, включая КТ, организую с улыбкой, задором, с эмоционально-позитивным настроем, что даёт возможность каждому ученику с ограниченными возможностями здоровья в непринуждённой форме реализовать свои желания, возможности и способности.

Выше означенные компоненты педагогической деятельности поддерживают состояние психологического комфорта,  создают платформу, с помощью которой слабослышащий ученик в дальнейшем будет ненавязчиво интегрирован в мир слышащих людей и будет  полезен обществу. 

Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мышление, выявляет и систематизирует ранее накопленные знания об изучаемом материале,  позволяет формировать новые представления и понятия с меньшими затратами и осуществляется с широким привлечением разнообразных наглядных средств обучения, экранных пособий, чему в полной мере отвечает использование инновационных компьютерных технологий.

Целесообразность применения медиапродукта по коррекционно-развивающей работе с детьми весьма эффективна, поскольку переводит часть информации в зрительное поле, разгружая тем самым аудиоканал, что позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья приобретать знания на зрительной основе,  т.е. «работать в охранительном  режиме».

Таким образом, создание организационно-педагогических условий с целью внедрения и развития инновационных технологий и методик в образовательный процесс – это психологическая помощь ребёнку с дефицитарным развитием,  включающая  в себя  общеразвивающее и специальное коррекционно-восстановительное направление, обращённое к зрительному, кинестезическому анализатору, предусматривающее индивидуальную траекторию развития.

Ученик – всё для него, всё ради него!

 

Литература

1.    Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.


2.   

Посмотрите также