Статья "Урок литературы в 10 классе "Роль детали в романе И.А.Гончарова "Обломов".
Оценка 4.6

Статья "Урок литературы в 10 классе "Роль детали в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
10 кл
06.06.2020
Статья  "Урок литературы в   10 классе "Роль детали в романе И.А.Гончарова "Обломов".
В статье представлен опыт работы учителя литературы над трудной для учащихся темой об особенностях стиля писателя.
Роль детали в романе Обломов.docx

                                                             Урок литературы в 10 классе.

                                         Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

     Чему и как учить детей, когда введен новый ФГОС, когда каждодневно падает интерес к чтению, когда появилось поколение визуалов, предпочитающее смотреть картинки, нежели читать книги?  Достойный ответ на него дает преподаватель  московской школы,   редактор журнала «Литература» С.Волков: «Детей нужно учить всему тому, чему их учили всегда. Есть хорошая метафора о том, что мы детям передаем некое наследство, за время школьной жизни ребенок должен узнать, «хозяином» чего он становится, что накопила человеческая культура».»  («Директор школы» №7, 2012. Записано 01.06.2012). А вот КАК учить, зависит от самого учителя, от его знаний и опыта, от умения критически оценить своё профессиональное мастерство и профессиональный багаж, от творческого, как обычно говорят, потенциала, от  желания учить и учиться самому.

     Совершенно очевидно, что литература в школе должна занимать особое место:  это не просто учебный предмет в ряду других – это искусство слова, и приобщение к нему «должно носить предельно «практический» характер: через реальное  погружение в его лучшие образцы». Пусть текст будет на экране планшета, ридера – главное, чтобы это был полный текст художественного произведения, а не краткий пересказ содержания. Безусловно, чтение и изучение больших произведений требует значительных усилий и учащихся, и учителей. Чтобы эта совместная работа была плодотворной, необходимо взаимопонимание, своеобразный союз единомышленников, искренняя  заинтересованность  (хотя бы части учащихся) в приобщении к самым значительным произведениям русской и мировой литературы. Результатом такого сотрудничества явился итоговый урок в 10 классе «Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». В ходе подготовки к нему  учащиеся  обращались к   критической и  справочной литературе, создавали  небольшие  сообщения о результатах литературоведческих и культурологических исследований и презентации на заданную тему. Такая работа позволила расширить и углубить представления  о том, что в художественной ткани произведения  каждое слово, каждая деталь не бывают случайными – всё несёт огромную смысловую нагрузку, всё подчинено авторскому замыслу, разгадать и понять который – наша задача.

    Главная особенность авторского стиля И.А.Гончарова сразу была подмечена современниками: «Своеобразие… писателя в равномерном внимании ко всем мелочным подробностям воспроизводимых им типов и всего образа жизни», - писал Н.Добролюбов. Да и сам писатель утверждал: «Я увлекаюсь больше всего…  своею способностью рисовать». Выразительная, «счастливо найденная» деталь – свидетельство мастерства писателя, а умение «замечать детали и наслаждаться ими» - свидетельство читательской культуры. Учащимся предлагается назвать яркие детали, запомнившиеся во время  чтения романа,  и определить их роль в эпизоде. (Куриная косточка на тарелке, фестоны паутины, сломанный диван – свидетельство пассивности, инертности и самого Обломова, и Захара; повисшая над обрывом изба, обрушившаяся галерея, упавшая изгородь –доказательство того, что труд обломовцы  воспринимали  как наказание; лежащий  за околицей, в канаве, незнакомец, полученное из города  письмо символизируют страх перемен, замкнутость мира Обломовки, где ничто не нарушает покой; снег, как саваном покрывающий землю после объяснения Обломова и Ольги, сапоги и плащ Андрея Штольца, проданный Агафьей Матвеевной жемчуг…). Учащиеся легко определяют, какими являются детали в тематическом отношении: бытовыми, портретными, пейзажными... Пояснения требует понятие «психологическая деталь» - так называют детали действия и состояния. Своеобразие поэтики Гончарова в том, что, по словам А.Григорьева, «голый скелет психологической задачи слишком резко выдается из подробностей», поэтому в романе, как правило,  любая деталь несёт психологическую нагрузку.  

       А.И.Гончаров строит своё произведение  таким образом, что читателям приходится сравнивать героев-антиподов. Психологически значимы  портретные описания Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.  После чтения фрагментов текста учащиеся делают вывод о том, что автор намеренно обращает внимание читателя на одни и те же детали: у Ольги - пушистые брови, над одной из них «лежала маленькая складочка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль»; у Агафьи Матвеевны «бровей почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосками». У Ольги  «присутствие говорящей мысли  светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз»; у вдовы Пшеницыной «глаза серовато-простодушные, как всё выражение лица». Характерной повторяющейся деталью в облике вдовы являются круглые белые локти, которые вызывают интерес и симпатию Ильи Ильича.  Эта портретная деталь, с одной стороны, становится символом неустанной хозяйственной деятельности, с другой - отсутствия какого бы то ни было духовного начала. Интересны замечания десятиклассников о сцене объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны, которое происходит на кухне.  В руках у героини не ветка сирени, как у Ольги,  а ступка с пестиком, «влюбленные» с одинаковым чувством говорят о корице, халате, любви, поцелуе.    Вдова Пшеницына вся в быте, при вещах. Её «человеческое лицо» обнаружится лишь в самом конце романа, когда Агафья Матвеевна предстанет перед читателем любящей и скорбящей женщиной, с «затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль села невидимо на её лицо… когда она сознательно и долго вглядывалась в мёртвое лицо своего мужа, и с тех  пор не покидала её», потому что она поняла, «что проиграла и просияла её жизнь…  что засветилось в ней солнце  и померкло навсегда…  она знала, зачем она жила и что жила не напрасно». В трогательном описании подчёркнуты совсем другие детали, свидетельствующие о духовном и нравственном прозрении героини, и теперь она не противопоставляется Ольге, а сопоставляется с ней.

     Следующий этап урока предполагает введение новых литературоведческих понятий – деление деталей в зависимости от композиционной роли на  повествовательные и описательные. Повествовательные детали указывают на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера; описательные – изображают, рисуют картину, обстановку, характер в ДАННЫЙ момент. Повествовательные, как правило, не единичны, они появляются в разных эпизодах повествования, подчёркивая развитие сюжета. Они могут различным образом «распределяться» в тексте: равномерно присутствовать на всем его протяжении или могут быть сосредоточены в каких-то его частях и отсутствовать или почти отсутствовать в других. Многое зависит от индивидуального стиля автора.

     Учащимися называются описательные детали из первой части романа: тяжёлые, аляповатые стулья, шаткие этажерки, осевший вниз задок дивана с отклеивающимся деревом, покрытое слоем пыли зеркало, ковры в пятнах, тарелка с обглоданной косточкой; две-три книги, покрытые пылью; чернильница, в которой обитают мухи… После приведённых примеров легко устанавливается сходство в приёмах характеристики Обломова с гоголевскими героями, особенно с Маниловым. Наиболее  ярко это проявляется в портретном описании: «Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…». Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально  раскрывается через быт. Многочисленные бытовые детали используются автором для типизации образа, они составляют  важный элемент типических обстоятельств. Вслед за Гоголем Гончаров рисует не столько личность, сколько человеческий тип.  После второй и третьей части, в которых описывается предельно духовный роман Обломова и Ольги с его бесконечными психологическими ремарками, бурными диалогами, взволнованными исповедями, автор вновь обращается к неторопливому повествованию.  В «выборгских главах» Гончаров  рисует «целые ряды огромных пузатых и миньятюрных чайников и несколько рядов фарфоровых чашек, простых, с живописью, с позолотой, с девизами», полки, загромождённые «пачками, склянками, коробочками с домашними лекарствами, травами…». Учащиеся делают вывод о том, что в доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застаёт его читатель на Гороховой улице, что описательные детали быта и обстановки призваны подчеркнуть такие черты характера героя, как бездеятельность, апатичность, инертность, то есть то, что названо таким ёмким и «ядовитым» словом – «обломовщина».

     На следующем этапе уроке учащиеся представляют результаты своих наблюдений над композиционной ролью таких ярких повествовательных деталей, как халат и чулки Ильи Ильича Обломова, с помощью которых автор рисует те изменения, которые происходят в душе  (да и в жизни) заглавного героя.

     Уже в  первой части романа  звучит ода, гимн халату, в котором лежит на диване Илья Ильич. Удалось поднять Обломова с дивана его другу, Андрею Штольцу. После поездок со Штольцем, дома, Обломов ворчит, надевая халат: «Целые дни не снимаешь сапог, ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» Может быть, халат  становится здесь символом той жизни, которая Обломову нравится: тихой, наполненной «невозмутимым покоем».

          Но вот Обломов влюбился  в Ольгу Ильинскую. Он деятелен, энергичен,  «халата не видать на нём: Тарантьев увез его к куме на Выборгскую сторону».  Но умная Ольга прекрасно понимает, сколь сильна тяга Ильи Ильича к покою. Недаром в самый разгар любви она спрашивает: «А если вы устанете от любви, как устали от книг, от службы, от света; если … халат вам будет дороже?..»  «Это невозможно», - отвечает Обломов. Но он ошибся, потому что хозяйка Агафья Матвеевна, в доме которой он поселился,  уже нашла его старый халат.  Он ещё надевает  «свой дикий сюртучок, что носил на даче», ещё халат спрятан в шкаф, но Илье Ильичу  уже не очень хочется ездить к Ольге, он уже почувствовал прелесть жизни в доме вдовы Пшеницыной. Поэтому столь многозначительны слова Агафьи Матвеевны: «… я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть… Он долго послужит». Надевает свой халат Илья Ильич после решительного объяснения с Ольгой. Любовь как одухотворяющее, движущее начало ушла из жизни Обломова: «Сердце в нём убито». И в этот момент Захар накидывает на плечи барина халат. Таким образом, халат становится символом возвращения к прежней жизни. В домике на Выборгской стороне  Обломов вновь обретает покой, о котором мечтал и к которому стремился. Заключительная часть романа  повествует о физическом и духовном угасании Обломова, о торжестве «обломовщины», и символом этого страшного явления выступает халат, который Ильи Ильич не снимает уже до самой смерти.

      Многозначность понятия «обломовщина» помогает раскрыть ещё одна деталь – чулки главного героя. Уже взрослый Обломов видит  себя во сне семилетним мальчиком: «Ему легко, весело… няня ждёт его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами…». Картины  сменяют одна другую: «Он только что проснётся у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. Захар, как бывало нянька, натягивает ему чулки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу, а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

      Не приученный к труду и самостоятельности в детстве, Обломов оказывается совершенно беспомощным в тридцать лет. Поэтому и смеётся над ним приехавший Штольц: «Что это на тебе          один чулок нитяной, а другой бумажный?» А в ответ слышит: «Этот Захар мне в наказание послан! Измучился я с ним!»  В чём виноват Захар? В том, что чулки на барина не надел. Так  чулки становятся символом  социального иждивенчества Обломова. Кроме того, в третьей части романа автор  рассказывает, что заботу о чулках Обломова, а следовательно, и о нём самом взяла на себя Агафья Матвеевна. Илья Ильич относится к этому как  должному. Он не замечает её подчас героических усилий и не ценит их. Следовательно,  чулки в романе становятся символом не только социального, но и нравственного иждивенчества.

     Так писатель  органически соединил мельчайшие детали с тонким психологическим анализом, наполнил «вещный» мир глубоким смыслом.

      Во второй части романа описывается  бурный и предельно духовный любовный роман, недаром его постоянным аккомпанементом служит пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её артистической красотой, природа в свой летней прелести. Вместо «обытовления» человека совершается «одухотворение» быта. Мастерски раскрывает Гончаров чувства Обломова и Ольги через две яркие повествовательные детали. Учащимся предлагается вспомнить эпизоды из второй части романа  с веткой сирени. Называется сцена встречи Обломова и Ольги после первого объяснения в любви:  «Ольга молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос.

- Понюхайте, как хорошо пахнет!» - сказала она и закрыла нос и ему».

     Илья Ильич пока не придаёт значения этому символу любви. Однако уже вечером Обломов поймёт движение сердца Ольги и явится к ней утром с веткой сирени в руках. Именно сирень поможет героям понять чувства друг друга.

      Многозначителен ещё один эпизод, который раскрывает взаимоотношения героев. Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит: «Всё здесь!».

«Ольга покачала головою.

- Нет, не всё… половина.

- Лучшая.

- Пожалуй, - сказала она.

- Где же другая? Что после этого ещё?

- Ищите.

- Зачем?

- Чтоб не потерять первой, - досказала она…».

     Что это за вторая половина? Учащиеся понимают: Ольга намекает Обломову, что нужно быть деятельным, нужно определить для себя цель жизни.

     В том же саду после нескольких дней разлуки, после письма  о необходимости разорвать отношения, стараясь успокоить плачущую Ольгу, загладить вину, Обломов вновь вспоминает о сирени:

«- Дайте знак какой-нибудь… ветку сирени…

- Сирени… отошли, пропали! – отвечала она. – Вон, видите, какие остались: поблеклые!

- Отошли, поблекли! – повторил он, глядя на сирени».

     Почему символом любви автор избирает сирень? Учащиеся высказывают предположение о том, что сирень буйно, пышно цветёт и быстро отцветает, подобно чувствам Ильи Ильича. В книге  «Цветы в легендах и преданиях» Н.Ф.Золотницкий  пишет, что «на востоке,  откуда … происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания». И хотя для Ольги ветка сирени была символом, олицетворяющим «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств, она исполнила своё роковое предназначенье: влюблённые обречены на разлуку.

     После замечания о том, что писатели 19 века хорошо знали «язык цветов» и часто пользовались им, учащимся предлагается вспомнить, в каких прочитанных произведениях авторы  использовали символику цветов. Сразу же называется эпизод из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»,  когда в беседке Базаров просит Фенечку подарить ему из срезанного букета «красную и не очень большую» розу.  Знает ли тургеневский герой  «язык цветов»? Писатель оставляет на волю читателя делать различные предположения.  Так или иначе, но  после того  как  Базаров полюбил Одинцову и был отвергнут ею,  он с помощью красной розы иносказательно просит любви, хоть небольшой, хоть на миг.

     В повести «Ася» упоминается цветок гераниума: героиня бросает его из окна господину Н.Н.  Для того чтобы понять, почему именно этот цветок  выбирает сам автор, необходимо вспомнить строчки из заключительной главы: «Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, её  (Аси) записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издаёт слабый запах…». Гераниум становится символом постоянства и верности. Это подтверждает и печальная поэтическая легенда,  в которой герань называют «журавлиной травой».

     Не менее яркой музыкальной деталью, символизирующей душевные взлёты и падения Обломова, является его любимая ария из оперы «Норма» итальянского композитора-романтика Беллини. Ария начинается словами «Casta diva» («Пречистая дева»). Учащимся предлагается вспомнить, в какой ситуации первый раз звучит  эта фраза. Зачитывается отрывок, когда Обломов излагает Штольцу свой идеал жизни: «В доме уже засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды … тут музыка… Casta divaCasta diva! – запел Обломов.- Не могу равнодушно вспомнить Casta diva, - сказал он, пропев начало каватины, - как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг. Она одна… Тайна тяготит её; она вверяет её луне…». Казалось бы, этот идеал наполнен материальными предметами, и вдруг рядом с котлетами и грибами – музыка. Как можно объяснить эту странную смесь гастрономии и музыки? Упоминание оперной арии рядом с жизненно необходимым делает её насущной, чрезвычайно важной для Обломова. Его тоска по «обломовскому раю»  есть тоска по изобилию – ИЗОБИЛИЮ МАТЕРИАЛЬНОМУ И ДУХОВНОМУ. Это подтверждает и испытанное Ильёй Ильичом потрясение во время исполнения этой же арии Ольгой Ильинской, и как следствие – неожиданное  для самого Обломова признание в любви.

     Но почему именно это музыкальное произведение выбирает Гончаров? Как оно связано с сюжетом романа? Для понимания  необходимо обратиться к либретто, или краткому содержанию  «Нормы». Сюжет оперы прост: галльская жрица-прорицательница Норма, нарушив обет целомудрия, полюбила римского проконсула Поллиона и подарила ему двух сыновей.  Но Поллион разлюбил Норму, им овладела новая страсть к юной Адальдживе – прислужнице в храме жрецов. Адальджива, узнав о греховной и тайной любви Нормы к проконсулу, готова уйти с её пути. Но страсть Поллиона  так сильна, что он решает похитить прислужницу прямо из храма. Священный храм поруган, поскольку в него вошёл воин-иноверец. Осквернителю храма полагается смерть.

     В священной роще пылает жертвенный костёр. На него должен взойти Поллион. Однако Норма объявляет истинной виновницей всех бед себя и восходит на костёр. Потрясённый благородством и силой души Нормы, Поллион следует за ней. Символика финала оперы очевидна: герои сгорают в пламени любви.

     Можно ли провести какие-то сюжетные параллели? Сгорают ли в пламени любви герои Гончарова? В романе всё наоборот: чувства Ольги и Обломова, поначалу достаточно пылкие, но укрощённые разумом, проявляются впоследствии сдержанно, а потом и вовсе угасают. Однако вариант страстной, безрассудной любви рассматривается героями романа. В кульминационной сцене  (часть вторая глава 12) Илья Ильич говорит Ольге о такой любви: «Иногда любовь не ждёт, не терпит, не рассчитывает… Женщина вся в огне, в трепете, испытывает разом и муку и такие радости…». Но Ольга благоразумно отвергает этот путь. У самого же Обломова после объяснения «кипела кровь»,  глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы».

        Однако в дальнейшем никакого горения любви не будет. Возможно, победить «обломовщину» и сделать Ольгу счастливой можно было только «сильными средствами». Таким «средством» могла бы стать  безрассудная, греховная любовь, подобная любви Нормы и Поллиона. Таким образом, сюжет оперы глубоко запрятан в сюжет романа, и  Casta diva становится символом  страстной, всепоглощающей любви, на которую не способны герои Гончарова.

     Но Casta diva – это ещё знак избранничества и принадлежности к особой касте, которую составляют даже не влюблённые, а одухотворённые, способные жить жизнью чувства и сердца люди. И как страшно, когда Илья Ильич, поселившись в доме на Выборгской стороне, открещивается от  жизни души и сердца.  Учащимся предлагается прочитать отрывок из разговора Обломова со Штольцем, когда  в последний раз в романе упоминается каватина Нормы. Штольц, уже став мужем Ольги, навещает Обломова и зовёт его к себе в гости, в деревню: «Будешь считать, хозяйничать, читать, слушать музыку. Какой у неё теперь выработался голос! Помнишь Casta diva?

     Обломов замахал рукой, чтоб не напоминал».

    А затем во время обеда следует многозначительное замечание Ильи Ильича, который угощает Штольца: «Да выпей, Андрей, право выпей: славная водка! Ольга Сергевна тебе эдакой не сделает!.. Она споёт Casta diva, а водки сделать не умеет так! И пирога такого с цыплятами и грибами не сделает!»  Происходит переоценка ценностей, духовное заменяется материальным. Теперь Обломову дорога не музыка, а водка и пироги, то есть всё то, что насыщает тело, а не душу, вызывая лень, мечтательность и сонливость. Происходит подмена «обломовского рая», где насущное дополнялось высоким духовным содержанием, «раем» на Выборгской стороне. Сложный вариант   заменяется более простым, что свидетельствует о духовном и физическом угасании главного героя.

      Множеством деталей автор показывает, что жизнь в доме на Выборгской стороне движется по кругу. Учащиеся находят доказательства этой мысли: живущие в этом круге герои и сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела Агафья Матвеевна; даже предметы   в этом доме круглые: в кухне – пузатые чайники, в столовой – круглый стол, в кладовой – головы сахару, кадки, корчаги, корзины… Жизнь на Выборгской стороне – это возвращение к началу. Круг жизни Обломова замкнулся. Недаром и сама фамилия намекает не только на человека, обломанного жизнью, но и на округлого – от древнерусского «обло». Так что же такое это О? Символ круглого, цельного мира Обломова? Или О тождественно нулю? Автор даёт возможность читателю самому ответить на эти вопросы.

     Безусловно, работа на уроке убеждает учащихся в том, что «счастливо найденная деталь» - свидетельство мастерства писателя, потому что с помощью выразительных подробностей, несущих значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, читатель постигает авторский замысел, художественную идею произведения.

     Заключительным на уроке становится замечание Д.С.Мережковского о своеобразии творчества писателя: романы Гончарова – «один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться – красотой   ли всего гигантского растения или  этими мелкими каплями, в которых отражается солнце, земля и небо».

 

 

 Литература.

    

1.Гончаров И.А. Обломов. Роман в четырёх частях.   Лениздат, 1969.

2.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1996.

3. Краснощёкова Е.И. «Обломов» И.А.Гончарова. М.: Художественная литература. 1970

4. Янушевский В.Н. Музыка в тексте. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 1998 – 4.

5. Грачёва И.В. «Каждый цвет – уже намёк». О роли художественной детали в русской классике. Литература в школе. Научно-методический журнал. 1997 – 3.

 

 

 

Аннотация.

     Автор предлагает вариант итогового урока по роману И.А.Гончарова «Обломов». Главное внимание уделено отличительной особенности стиля писателя – вниманию к художественным подробностям, деталям. Их важность и значимость в художественной ткани произведения рассматривается на конкретных  примерах.

 

Ключевые слова.

     Художественная деталь, авторский замысел, композиционные части романа, мастерство писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературы в 10 классе.

Урок литературы в 10 классе.

У Ольги «присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз»; у вдовы

У Ольги «присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз»; у вдовы

Может быть, халат становится здесь символом той жизни, которая

Может быть, халат становится здесь символом той жизни, которая

Где же другая? Что после этого ещё? -

Где же другая? Что после этого ещё? -

Священный храм поруган, поскольку в него вошёл воин-иноверец

Священный храм поруган, поскольку в него вошёл воин-иноверец

Литература. 1.Гончаров

Литература. 1.Гончаров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2020