Статья «Условия эффективного применения активных методов обучения»
Оценка 4.7

Статья «Условия эффективного применения активных методов обучения»

Оценка 4.7
docx
28.12.2023
Статья «Условия эффективного применения активных методов обучения»
Статья. Условия эффективного применения активных методов обучения.docx

Статья «Условия эффективного применения активных методов обучения»

Автор: Ивлева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, учитель-логопед

 

 АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. 

  1. Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
  2. Метод усвоен учеником.  Важно, чтобы школьники освоили стратегию не механически, а понимали, что они делают (понимать смысл производимых действий). Используя тот или иной метод, учитель демонстрирует ученику некоторый способ действий. Ни один ученик не в состоянии освоить бесконечное множеств методов, а стратегия работает, когда она освоена обучающимися, Поэтому, нельзя использовать слишком много АМ.
  3. И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Методы усвоены учителем. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам.

 

АМ начала образовательного мероприятия

 

Метод «Удивляй!»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Тема урока «Процессор».  Заинтересовать обучающихся можно следующими фактами: что было бы, если бы процессор работал не со скоростью сотни миллионов байтов в секунду, а в привычном для человека ритме? Как часто получал бы он сигналы? Сигналы от клавиатуры он получал бы один раз в десять лет. Обработка слова «компьютер» занимала бы почти 100 лет. Перемещение указателя мыши из одного угла экрана в другой заняло бы тысячелетие.

 

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

 

Метод «Фруктовый сад»

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Диаграмма Венна – обучающиеся (в парах) заполняют два круга, в каждом из которых перечисляются характерные черты двух понятий (предметов, явлений).  Объединяем обучающихся в малые группы (по 4-5 чел.), чтобы сравнить диаграммы и дополнить их. Представитель другой группы зачитывает черты, объединяющие два понятия (общее). Другие при необходимости предлагают свои варианты.

Приём «Жокей и лошадь». Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Метод «Составление кластера». Кластер - это графическая организация материала, Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Метод «По порядку становись» группа получает элементы алгоритма. Алгоритм необходимо восстановить.

Метод «Ромашка». Обучающиеся отрывают лепесток, на котором написан вопрос, на который нужно дать ответ.

Метод «Хочу спросить». Способствует формированию умения формулировать вопросы и выявлять затруднения. Обучающиеся задают друг другу вопросы по теме в парах, начиная фразу словами «Хочу спросить…»

 

Уроки с использованием АМО интересны не только для обучающихся, но и для учителей.

Любой метод активным делает тот, кто его применяет.

 


 

Статья «Условия эффективного применения активных методов обучения»

Статья «Условия эффективного применения активных методов обучения»

Метод «Составление кластера».

Метод «Составление кластера».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023