Статья: Условия формирования положительного отношения младших школьников к учению
Оценка 4.7

Статья: Условия формирования положительного отношения младших школьников к учению

Оценка 4.7
doc
12.03.2024
Статья: Условия формирования положительного отношения младших школьников к учению
Положительное отношение к учению у младшего шкоьника.doc

 

 

 

Статья: Условия формирования положительного отношения младших школьников к учению

 

По мнению П. Бондарева, М.Е. Дуранова, А.Г. Ковалева, А.К. Марковой, положительное отношение к учению у школьников не возникает сам по себе. Для его развития, поддержания необходимы условия, в которых бы личность способна была их реализовать. Поэтому следует рассмотреть понятие условий [9].

Под педагогическими условиями понимаются: обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие достижение поставленных целей, среда, в которой педагогические условия возникают, существуют и развиваются. Наряду с условиями следует рассмотреть понятие фактор.

Латинское слово «фактор» означает «делающий, производящий», по сути – объект, изменяющий своими действиями собственные или (и) других объектов признаки.

Факторы – элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последствие стадии действия механизма.

Исследователь проблемы М.В.Матюхина выделяет факторы развития интереса как обстоятельства, определяющие меру совпадения достигаемых результатов с педагогическими и социальными целями и подразделяет их на три группы:

внутренние факторы – адекватность предлагаемых образовательных услуг структуре и содержанию образовательных потребностей: содержание, организация и технология образовательной деятельности, уровень квалификации педагогических кадров;

внешние – образовательный потенциал социальной среды: стимулы, исходящие от сферы труда: востребованность результатов образования, система льгот и поощрений;

личностные – уровень и устойчивость мотивации к учению обучаемых; готовность их к системной учебной деятельности, волевые качества [12].

Еще к факторам позитивного отношения к учению относят: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания – самовоспитание.

Следовательно, кроме объективных факторов возникновения положительного отношения к учению, можно говорить и о субъективных (особенности обучения, складывающиеся взаимоотношения, административные воздействия).

Б.Г. Ананьев, Г.И. Щукина выявили и разработали наиболее благоприятные условия формирования позитивного отношения к учению учащихся. К ним относятся:

·                   использование средств, возбуждающих интерес к знаниям как мотивам познавательной деятельности;

·                   применение методов активизации отдельной деятельности;

·                   создание на занятиях ситуаций, требующих более широких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже учащихся;

·                   самостоятельное чтение учащимися научной, методической, художественной литературы с ее последующим анализом на занятиях;

·                   привитие навыков самообразования;

·                   создание ситуации успеха в обучении и практической деятельности [].

Кроме того, как отмечает Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко, интерес к процессу деятельности может возникать и развиваться не только в связи с интересами цели, но и результата. Так, не ожидая награды или какого-то материального поощрения, мы принимаемся решать кроссворд, потому что нам интересен процесс деятельности, нам доставляет удовольствие сам процесс поиска нужного слова в «словесной руде» нашего лексикона [20].

Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения. Причинами могут быть:

•чувства: 1) личного участия, ответственности, чувство, что можно чего-то достичь; 2) познания, получения нового знания; 3) любопытства; 4) ощущения активности, энергии; 5) чувство, что ты нужен; 6) наслаждения чем-либо; 7) другие.

•мысли: 1) привлекающие ясностью, эффективностью, логичностью; 2) связанные с желанием получить новые знания; 3) об определённом лице; 4) о форме деятельности; 5) о жизни и будущем; 6) о личных достижениях и выгодах; 7) о приятных людях и формах деятельности; 8) о том, что ты нужен; 9) об учебном предмете и связанных с ним вопросах; 10) другие.

•действия и отношения: 1) реализуемые совместно с определённым лицом; 2) приятное действие; 3) успешное действие; 4) новое, творческое действие, открытие чего-либо; 5) интересные вещи; 6) что-то, представляющее собой трудную задачу; 7) работа с энтузиазмом 8) другие [6].

Следует также отметить, что развитие мотивов осуществляется через саму учебную деятельность учащегося. Интерес к изучению предмета зависит от содержания обучения.

Одним из средств, способствующих возникновению позитивного отношения к учению, является проблемность обучения, которая должна присутствовать на протяжении всего курса обучения, так как без проблем невозможно научиться никакой деятельности. В теории П.Я. Гальперина, которая дает представление об основных этапах процесса усвоения знаний, в качестве первого этапа выступает наличие интереса. Основная задача учителя при организации этого этапа – обеспечить необходимую мотивацию личности для принятия формируемой деятельности и входящих в нее знаний. Именно с этой целью здесь вводятся проблемы, решение которых связано с формируемой деятельностью [4].

Об эмоционально-познавательном отношении речь идёт в том случае, когда позитивное отношение к обучению перерастает в интерес личностный, а эмоционально-познавательное отношение переходит в эмоционально-познавательную направленность личности.

Роль эмоционального момента в проявлении позитивного отношения к обучению весьма многогранна: он выступает и как психологическая предпосылка (это симпатия, любовь к педагогу, к сверстникам, к объекту деятельности, это радостные переживания, переживание успеха, перспективы работы), и как собственно «интеллектуальная эмоция» (это радость познания, сплав эмоции с умственной деятельностью), и как средство для закрепления эпизодического интереса и перевода его в стойкий (это чувство удовлетворения от решения поставленной задачи).

Интеллектуальный момент столь же многогранен, на первом этапе он выступает как подготовка внутренней почвы, обеспечивая хотя бы минимум знаний для дальнейшей познавательной деятельности; на втором этапе интеллектуальный момент выступает как предпосылка позитивного отношения к обучению, ибо обеспечивает понимание смысла деятельности как основы сознательного отношения к ней и желание ею заниматься. На третьем этапе интеллектуальный момент проявляется с наибольшей силой, ибо анализ фактов, выявление противоречий, постановка вопроса, поиск его решения требуют активной интеллектуальной деятельности.

Роль волевых процессов сводится к преодолению конфликтных состояний, возникающих вследствие сопоставления противоречивых фактов, к стремлению найти выход из этого противоречия, поставить цель, преодолеть трудности и т.п.

Таким образом, для эффективного формирования позитивного отношения учащихся к учению необходима целенаправленная деятельность педагога по созданию соответствующих условий, а именно, организация процесса обучения, предполагающего свободный выбор форм, видов учебной деятельности, сотрудничество, внутренне раскрепощение школьников для творческой совместной деятельности.

 

 

 

 

Методы и приёмы работы по формированию положительного отношения к учебной деятельности в начальной школе

 

Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию [1]. Таким образом, её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Наличие у школьников позитивного отношения к учению – один из критериев эффективности педагогического процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации учебной деятельности, их основой является разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Данные методы и приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.

 



Статья: Условия формирования положительного отношения младших школьников к учению

Статья: Условия формирования положительного отношения младших школьников к учению

Еще к факторам позитивного отношения к учению относят: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания – самовоспитание

Еще к факторам позитивного отношения к учению относят: социальную среду, деятельность, общение, обучение, активность самосознания – самовоспитание

Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения

Американский психолог К. Изард составил следующий перечень причин и следствий позитивного отношения

Об эмоционально-познавательном отношении речь идёт в том случае, когда позитивное отношение к обучению перерастает в интерес личностный, а эмоционально-познавательное отношение переходит в эмоционально-познавательную направленность личности

Об эмоционально-познавательном отношении речь идёт в том случае, когда позитивное отношение к обучению перерастает в интерес личностный, а эмоционально-познавательное отношение переходит в эмоционально-познавательную направленность личности

Методы и приёмы работы по формированию положительного отношения к учебной деятельности в начальной школе

Методы и приёмы работы по формированию положительного отношения к учебной деятельности в начальной школе

В педагогической практике используются различные пути активизации учебной деятельности, их основой является разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях…

В педагогической практике используются различные пути активизации учебной деятельности, их основой является разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024