Успех каждого ребёнка
«У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определённому виду деятельности. Как раз
эту индивидуальность и надо умело распознать,
направить затем жизненную практику ученика
по такому пути, чтобы в каждый период
развития ребёнок достигал, образно говоря,
своего потолка».
В.А. Сухомлинский
Успех – мы часто произносим это слово в жизни, желаем это своим близким и знакомым, если задать вопрос родителям воспитанников – «Каким вы хотите видеть своего ребёнка?», то скорее всего каждый родитель в числе прочих пожеланий, скажет – «успешным».
Так что же такое успех? Успех – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо. Успех ребёнка – это совершённое дело, за которое он получит похвалу, его конкретное реальное достижение. Каждый ребёнок хочет слышать в свой адрес похвалу, получать грамоты, испытывать гордость, а значит быть успешным.
Потребность в ощущении себя успешным, тесно связана с потребностью в принятии, одобрении. Осознавая себя как личность, ребенок постепенно начинает оценивать себя и других, неизбежно сравнивая успехи. Начинается становление самооценки, развиваются эмоционально-волевые качества, амбициозность, уверенность в себе и своих силах. Будет ли ребенок чувствовать себя «звездой» или «отверженным» в дошкольном возрасте напрямую связано с окружающими ребенка взрослыми. Именно поэтому успех каждого ребёнка завит от внимательного и доброжелательного педагогического сопровождения в лице воспитателя в дошкольном детстве и активной поддержки семьи.
Поддержать малыша, выстроить положительное отношение к самому себе, ощутить себя полноценной личностью – какая огромная ответственность лежит на воспитателе! Конечно, начинается это становление в семье и самые важные люди для ребенка – родители, но поступая в дошкольное учреждение, ребенок намного больше времени начинает проводить со сверстниками и воспитателем.
Успех каждого ребёнка, это в первую очередь улыбка воспитателя, заинтересованность педагога, желание в развитии не только воспитанника, но и своём тоже! А уже потом творческая деятельность. Ведь добиваясь успеха со своими малышами каждый педагог растёт профессионально сам!
Детское творчество – это новый мир. Это нечто таинственное, которое есть в каждом ребёнке с его рождением. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы, только талант припрятан и задача педагога откопать его. Талант можно развить, а можно и загубить. Перед воспитателем двадцать первого века стоит задача вырастить из дошкольника не только здорового и крепкого ребёнка, но инициативного, успешного, даже креативного человека, способного на творческий подход к любому делу. Эффективность работы воспитателя определяется тем, каким ребёнок выйдет из детского сада, в какой мере организована творческая деятельность, способствующая развитию талантов и умений ребёнка. Ведь, в отличии от учителя, воспитатель с детьми проводит весь день в детском саду, и образовательные занятия – это не ограничительное время для рассмотрения и развития талантов, есть режимные моменты, в которых ребёнок гораздо чаще раскрывается как личность, нежели в образовательной деятельности. Именно в эти моменты педагог и должен обратить внимание на ребёнка и составить план по развитию его способностей. И обязательно каждый воспитатель должен оказывать поддержку, а порой и убеждение на родителей для поддержки и развития ребёнка.
Кому-то этот путь дается легко в силу темперамента, большой поддержки семьи или иных причин. Такие дети могут уже поступить в детский сад «звездочками», их заметно сразу. Но мастерство настоящего воспитателя состоит в том, чтобы рассмотреть талант в каждом ребенке, дать ему проявится, бережно поддерживая этот огонек. Я уверена – не бывает не неуспешных детей, бывают равнодушные взрослые… Слово, жест, взгляд, а самое главное – внимание, умение слушать и слышать ребенка. Дети должны иметь возможность творить, пробовать, экспериментировать… а РЯДОМ с ними должен быть воспитатель – единомышленник, соавтор, помощник, иногда даже просто внимательный слушатель.
Семейная поддержка очень значима для ребёнка. Нам, как педагогам наиболее важно помочь родителям понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям, оценкам поступков, поведению и реакциях в тех или иных ситуациях. Не все это понимают, да и не каждый обратится к педагогу за помощью, поэтому воспитатель должен действовать на опережение и проводить разъяснительную работу среди родительской общественности. Заставить мам и пап поверить в успешность своего ребёнка и наметить стратегию по поддержке этого успеха, или просто сформировать доброжелательное отношение к интересам своего ребёнка.
Тандем родитель-педагог в достижении цели – успех ребёнка – даст положительный результат и из успешного ребёнка вырастет личность, с адекватной самооценкой, способная двигаться к своей цели, креативно решать нестандартные ситуации и просто быть счастливым человеком!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.