влияние неблагополуных семей на психологическое здоровье детей.
K.З.Кафарова,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А.Кадырова»
И.С.Гетаева,
студент 3 курса филологического факультета
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А.Кадырова»
М.А.Косумхажиева,
студент 3 курса филологического факультета
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А.Кадырова»
Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос, связанный с неблагополучной семьей и о периодах проблемы и их решениях, а также с какими проблемами сталкиваются их дети. Что служит приоритетом развития конфликтов в семье. Какие решения помогут им в дальнейшем проживании. Рассмотрены компоненты устранения проблем– это: действия и причины неблагополучных семей.
Ключевые слова: благополучная семья, неблагополучная семья, влияние, взаимосвязь, дети, социализация, семья, внутрисемейные отношения, психологическое здоровье.
THE INFLUENCE OF DYSFUNCTIONAL FAMILIES ON THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF CHILDREN.
K.Z.Kafarova,
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology
«A.A.Kadyrov Chechen State University»
I.S.Getaeva,
3rd year student of the Faculty of Philology
«A.A.Kadyrov Chechen State University»
M.A.Kosumkhazhiyeva,
3rd year student of the Faculty of Philology
«A.A.Kadyrov Chechen State University»
Abstract: This paper examines the issue related to a dysfunctional family and the periods of the problem and their solutions, as well as what problems their children face. Which serves as a priority for the development of conflicts in the family. What solutions will help them in their future stay. The components of problem solving are considered: actions and causes of dysfunctional families.
Keywords: prosperous family, dysfunctional family, influence, relationship, children, socialization, family, intra-family relations, psychological health.
Введение. Уклад внутрисемейных отношений имеет самое непосредственное влияние на психологическое здоровье ребенка. Это является неоспоримым фактом в области психологического воспитания детей. В свою очередь и психическое, и психологическое, и физическое здоровье детей взаимозависимы и неблагополучие в одном так или иначе отражается на другом виде здоровья. На сегодняшний день проблема психологического здоровья молодого поколения является актуальной, и, в большинстве случаев, она бывает связана с семейным воспитанием детей.
Семья определяется как малая ячейка общества, которая основанная на браке двух супругов (по ситуации включает их холостых детей), где все члены тесно связаны и взаимодействуют по своим социальным ролям. Но несмотря на данное раннее лаконичное определение, семья — это круг людей, который очень важны друг другу, ценимы друг другом, их связывает внимание, забота, поддержка и любовь. Соответственно если отношения и строй в кругу людей, которые являются для ребенка самыми близкими и первостепенными, скалываются не лучшим образом, это отразиться на нем.
Завышенные требования, которые предъявляются к ребёнку, потому что таковы надежды семьи, которые он не в силах удовлетворить, но груз ответственности ему приходиться нести; частые сравнения как с сиблингами, так и с другими детьми дескать они смогли, почему ты не можешь? Следствием этого становится низкая самооценка, тревожность, депрессия, что в худшем случае может сопровождаться и физическими недомоганиями.
Но отрицательное влияние может оказать не только плохое отношение, также и чересчур хорошее или, другими словами, излишняя избалованность может формировать у детей завышенную самооценку, эгоцентричное мышление, не способность переносить критику и испытывать эмпатию.
Неблагополучная семья препятствует гармоничному протеканию каждого этапа жизненного развития детей и формированию у них хороших личностных качеств. Но какая это семья - неблагополучная?
Неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются дети «группы риска». Важно отметить, что данное определение не может выразить все аспекты, касающиеся данного термина.
Рассматривая данный вопрос, нужно учитывать множество особенных моментов. Например, если в собственной семье взрослого человека, который вырос в неблагополучной семье, такой же семейный уклад, какой был у него в семье с родителями, потому что для него это норма, то для ребенка с более выносливой психикой такой семейный уклад может послужить примером того, каким он не должен быть! И такой человек будет стараться делать все, чтобы в отношениях с его детьми не было таких ошибок, которые были у его родителей с ним.
Нужно учитывать и такие особенности как то, что неблагополучные семьи встречаются на всех уровнях общества, независимо от их социального, финансового или интеллектуального статуса. Например, отсутствие одного из родителей или же материальный недостаток в семье не являются характеристиками неблагополучной семьи. Любая из таких семей может быть намного благополучнее, чем семья с обоими родителями или семья с хорошим материальным достатком.
Часто встречаются случаи завуалированного неблагополучия, т.е. когда семья на первый взгляд выглядит как благополучная, а на деле такой не является. Родители в таких семьях ставят неправильные приоритеты. Например, сосредотачивают все свое внимание на получение материальных средств, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым, но про само воспитание они забывают. В итоге детям не хватает внимания, заботы, чувства тепла, также у них могут сформироваться неправильное представления о ценностях.
Возможны случаи, когда ребенок из неблагополучной семьи может не перестать быть «ребенком» даже повзрослев, но наиболее часто встречаются случаи, когда детям приходиться рано взрослеть, сталкиваться с трудностями взрослой жизни, брать на себя ответственность. В частности, во всех случаях «под удар» попадаются старшие дети. Данное явление, конечно, не проходит бесследно. В будущем у таких детей появляется чувство неудовлетворённости детством, которое они пытаются возмещать во взрослой жизни, но данные попытки, конечно же, будут тщетны.
Влияние неблагополучной семьи также может послужить причиной неуспеха в школьном образовании: дети вырабатывают вредные привычки еще до поступления в школу, не имеют ни хорошего характера, ни школьной мотивации и дисциплинированности. Родители - первые учителя своих детей, а семьи - первые классы их детей. Если родители будут обеспечивать прогрессивное обучение своих детей знаниям, навыкам и методам, качество взаимодействия родителей и детей улучшится, и это также будет иметь долгосрочное влияние на дальнейшее обучение детей. В то же время это может также способствовать саморазвитию родителей и детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Также родителям стоит обеспечить своим детям стабильную, теплую и любящую среду, чтобы они могли чувствовать себя в безопасности. В противном случае он не сможет доверять другим, ему будет трудно устанавливать хорошие отношения с окружавшими, не доверяя другим, и процесс социализации будет затруднен. В то же время из-за отсутствия безопасности и уверенности в себе они не могут свободно исследовать окружающую среду, узнавать новое, а также будет затруднено их эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Наиболее часто встречающиеся причины возникновения неблагополучных семей может стать наличие в семье:
- родителей в возрасте;
- разногласия с детьми в расширенной семье;
- одного или нескольких бунтующих детей;
- интенсивных разногласий;
- непросвещённости родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
- алкоголизм родителей.
Действия, которые часто можно наблюдать в неблагополучной семье:
- отсутствие эмпатии по отношению к одному члену семьи, в то время как к другому члену семьи оно может проявляться чрезмерно;
- отказ родителей от ответственности признания неправильного воспитания;
- неадекватные или отсутствующие самоограничение;
- несоблюдении личных границ других членов семьи;
- экстремальные конфликты;
- несправедливое обращение с одним или несколькими членами семьи из-за их порядка рождения, пола, возраста и т.д.
Материалы и методы исследования. Чтобы выявить воздействие неблагополучных семей на детей, было проведено исследование их социализации и адаптации в обществе как показатель психологического здоровья. Для проведения эксперимента с целью сделать сбор данных касаемо психологического климата в семье и семейного статуса испытуемых в целом были использованы методики: «Родительское отношение» (ОРО) авторы которого А.Я.Варга, В.В.Столин и «Шкала семейной адаптации и сплочённости» (Д.Х.Олсон, Дж.Портнер, И.Лави). Выявленная информации в последующем поможет нам сверить полученные данные с результатами оценки уровня социализации и адаптации участников эксперимента и выявить их зависимость.
Данное исследование проводилось с 30 испытуемыми (детьми 8,9,10 классов и их родителями).
Перед началом исследования, создавалась атмосфера взаимного доверия между испытуемыми и исследователем с соблюдением этических принципов проведения диагностической работы. Испытуемые получали бланки со стимульным материалом, затем исследователь проверял понятен ли материал задания для участников и в ходе исполнения эксперимента в непонятных моментах давались необходимые пояснения. Испытуемые хорошо реагировали, не было никаких затруднений в выполнении задания.
Тест опросник «Родительское отношение» (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столина представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие - отвержение, социальная желательность поведения ребёнка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребёнком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребёнка.
«Шкала семейной адаптации и сплочённости» Олсон Д.X., Портнер Дж., И.Лави представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры.
Обобщение результатов проведенных методик помогло выявить процентное соотношение благоприятного психологического семейного климата в семьях:
С предложенными данными группу испытуемых разделили на подгруппы «А» и «В». В группу «А» входят испытуемые с хорошими показателями по результатам проведенных ранее методик (47%) – благополучные семьи, а в группу «В» входят, наоборот, испытуемые с плохими показателями (20%) – неблагополучные семьи по результатам методик. Данная операция была выполнена для облегчения и организованности сверки с результатами проведение дальнейших методик.
Далее была использована «Методика для изучения социализации личности (Рожкова А.М.)», которая позволяет определить степень социальной зрелости детей, их готовности к самостоятельной взрослой жизни и в то же время выявить детей из семей группы социального риска.
В качестве завершающей методики был использован тест «Размышления о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, который предлагает 31 жизненную ситуацию и 3 варианта поведения в этих ситуациях. Данная полу проективная методика была использована для проверки объективности результатов методики «Изучение социализации личности учащихся».
Результаты. Обобщив результаты методик на выявления уровня социализации, было выявлено, что группа «А» имела в целом хорошие результаты, как и в проведенных методиках на выявление психологического климата в семье. Данные группы отличались лишь разницей 47% к 40%. В группе «В», наблюдалась та же картина, но с противоположными низкими результатами социализации 20% к 28%. Сопоставив результаты, была выяснена принадлежность испытуемых, у которых наблюдалась низкая социализация к группе «В» по результатам благоприятности семьи, у испытуемых с хорошей социализацией соответственно принадлежность к группе «А».
Статистические данные проведенных методик на социализацию можно наблюдать с следующей диаграмме:
Исходя из полученных данных и проведённой работы можно сделать вывод, что социализация и адаптация подростков зависит от семейного благополучия и благоприятного психологического климата. Семья влияет на социализацию подростков; неблагополучная семья, неправильное воспитание или же воспитание не в полной мере могут стать причиной дезадаптации и социальной депривации подростков.
По выявленным данным можно утверждать, что психологическое здоровье детей не косвенно связано с особенностями внутрисемейных отношений и общего уклада семьи. Благополучная семья способствует формированию психологического здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».- М.: Социальное здоровье России, 2017.-224 с.
2. Бим-Бад Б. М. «Природа ребенка в зеркале автобиографии».- М.: УРАО, 2017.-431 с.
3. Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».- Москва: Просвещение, 2018. — 167 с.
4. Градинарова, А. Е. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка / А. Е. Градинарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66872/ (дата обращения: 07.05.2022).
5. Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе».- Новосибирск, 2019. — 97 с.
6. Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И.,Шалова С. Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 356 с.
7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Психология и психотерапия семьи». -СПб., 2018. — 652 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
табл.№1
Результаты теста опросника "Родительское отношение" А.Я.Варга, В.В.Столин
Баллы |
Количество человек |
Шкала принятие и отвержение |
|
Высокие |
5 |
Средние |
10 |
Низкие |
0 |
Шкала кооперация |
|
Высокие |
6 |
Средние |
9 |
Низкие |
0 |
Шкала симбиоз |
|
Высокие |
7 |
Средние |
8 |
Низкие |
0 |
Шкала контроль |
|
Высокие |
2 |
Средние |
10 |
Низкие |
3 |
Шкала отношение к неудачам ребенка |
|
Высокие |
0 |
Средние |
9 |
Низкие |
6 |
табл.№2
Результаты методики «Шкала семейной адаптации и сплочённости»
Количество человек |
показатели |
Результаты опроса родителей |
|
9 |
высокая адаптация и высокая сплочённость |
2 |
высокая адаптация и низкая сплочённость |
2 |
низкая адаптация и высокая сплочённость |
1 |
низкая адаптация и низкая сплочённость |
Результаты опроса детей |
|
6 |
высокая адаптация и высокая сплочённость |
3 |
высокая адаптация и низкая сплочённость |
2 |
низкая адаптация и высокая сплочённость |
4 |
низкая адаптация и низкая сплочённость |
табл.№3
Результаты по «Методике изучения социализированности личности учащегося»
Показатель |
Количество человек |
Адаптивность |
|
высокий |
5 |
средний |
6 |
низкий |
4 |
Автономность |
|
высокий |
9 |
средний |
4 |
низкий |
2 |
Социальная активность |
|
высокий |
3 |
средний |
5 |
низкий |
7 |
Подверженность нравственному влиянию |
|
высокий |
8 |
средний |
7 |
низкий |
0 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.