Статья «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

  • docx
  • 03.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

Статья «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

           Цель:

теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

 

Методические приёмы:

1. Доклад: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

2. Игра с педагогами «Развитие речи как средство общения»

3. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики»

 

Оборудование и средства: грецкие орехи, карандаши, дидактическая игра с прищепками, компьютер для просмотра презентации: «Развитие мелкой моторики»

Ход

1. Доклад «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

1 часть: историческая.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.

Влияние мануальных, т.е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук.

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

2 часть: теоретическая.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В своей группе, работая с детьми, мы отметили, что дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому мы считаем, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания.

Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добиться чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи. Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук; складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приёмы исследования – игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.

Занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки, лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим - с карандашами и т.д.).

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

3 часть – практическая.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка?

Чем раньше, тем лучше. Вернемся к нашей старой доброй «Сороке» или «Ладушкам». Эти незамысловатые забавы весьма полезны.

По данной теме мы провели родительское собрание, познакомили их с играми на развитие моторики, пальчиковой гимнастикой, некоторыми видами нетрадиционного рисования (пальчиками, ватными палочками, губками).

Родителям были представлены следующие игры: игра с прищепками, игры с шишками,  которые нужно катать между ладонями 3 - 4 минуты в день; фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки»; изготовление бус из макарон; мешочки с крупами (Д/и «Угадай, какая крупа?»), различные сортеры, пластилин, тесто, бизиборд, игры с шестигранными карандашами, мячи су-джок; рисование пальчиковыми красками, помимо основной цели – развития моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.

Для этого насыпаем на поднос крупу или муку, и пальчиком создаем шедевр, если что-то не понравилось, встряхнули и у нас снова чистый лист для творчества.

Для развития моторики много игр и одной из них является очень интересная игра «Золушка» смешиваем фасоль и горох и просим ребенка перебрать их по разным баночкам. Такими играми родители могут занять ребенка и дома. На личном опыте могу сказать, что дети очень любят пальчиковые игры из пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет, автор Е.Б.Шмелева «Пальчиковые игры».

 

Примеры пальчиковых игр.

1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Теперь разогреем пальчики

1. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого) и энергично встряхивать.

«Пальчик крепко я держу

И легонька потрясу».

Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.

Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.

Давайте и мы попробуем:

«Рисуем щепотками снежинки»,

«Рисуем кулачком узоры»

«Собираем фасолинки»

При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.

«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Скворечник»
Мы строим скворечник

У нас есть чертеж,

Чтоб домик наш был

На скворечник похож (М. Гусева.)

«Мой мишка»

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

(рисуем штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(рисуем карман.)

И платочек положить.

(Вкладываем в карман платочек.)

В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая из на нитку как бусы, фасоль белую и красную, перемешав ее и предложив ребенку перебрать по цвету и многое другое.

Следующий вид пальчиковых игр – игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники, вы все прекрасно знаете такие игры как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.) .Я покажу вам игры, которые я использую в своей работе.

«Заготавливаем капусту»

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

Изучаем названия пальцев»:

В гости к пальчику большому

(загибаем большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

(загибаем указательный и средний)

Безымянный и последний.

(загибаем)
Сам мизинчик-малышок

Показался на порог.

Вместе пальчики друзья

(разгибаем и сгибаем все пальцы)

Друг без друга им нельзя.

 

Пальчиковые игры на основе сказокТакие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Заюшкина избушка»

Наша цель:

 - Учить детей драматизировать знакомую сказку «Заюшкина избушка».

 - Развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и инсценировку сказки с помощью пальчиковых поз;

 - Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в течении необходимого времени.

- Учить выражать голосом характер героев сказки;

 - Учить оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение сказки;

 - Воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовыручку, смелость.

 ОБОРУДОВАНИЕ: столы

Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вам представить себя детьми старшего дошкольного возраста и принять активное участие в драматизации сказки.

3. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Ребята, давайте расскажем все вместе сказку «Заюшкина избушка.» Просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку рассказывают и показывают. Правильно? А как же мы покажем сказку, если у нас нет масок, нет кукол? Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальцами)

 — Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим и потренируем немножко.

  ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

1.Стоит в поле теремок –

На двери висит замок.

Открывает его волк –

Дёрг – дёрг, дёрг – дёрг.

Пришёл Петя – петушок,

И ключом открыл замок.

2.Бежали по дорожке две сороконожки.

Бежали – бежали, друг дружку увидали.

Стали вот так обниматься.

Обнимались, обнимались –

Еле – еле их разняли.

  ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ.

 — Ну что, разбудили пальцы, размяли. Давайте вспоминать, кто в сказки «Заюшкина избушка» живет. Дети называют героев сказки и показывают пальчиковые позы, соответствующие данному герою.

 — Всех героев вспомнили? Можно начинать?

  Далее педагог начинает рассказ сказки, дети говорят, сопряжено с ним, по возможности педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать рассказ. Все дети участвуют в рассказе сказки и показе всех героев (одновременно двух, диалог; распределения по ролям между детьми нет), оперев руки локтями на стол.

 hello_html_1889afeb.jpgЖили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

 — У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!

 Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и просится к зайцу:

hello_html_74baab31.jpghello_html_m5470a779.jpg Пусти меня, заюшка, к себе жить!

 — Нет, не пущу: зачем дразнилась?

 Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и простил, а она его из избушки и выгнала.

hello_html_m5470a779.jpghello_html_m740e5076.jpgСидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут мимо собаки:

 — Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?

 — Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не плач, заинька, мы ее выгоним!

 — Нет, не выгоните!

 — Нет, выгоним!

hello_html_m740e5076.jpghello_html_74baab31.jpg Подошли собаки к избушке:

 — Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!

 А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

 Испугались собаки и убежали.

hello_html_m5470a779.jpghello_html_1bc168d4.jpg Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:

 — О чем, заинька, плачешь?

 — Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не плач, заяц, я ее выгоню!

 — Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

 — Нет, выгоню!

 hello_html_1bc168d4.jpghello_html_74baab31.jpgПришел волк к избушке и завыл страшным голосом:

 — У – у – у. Ступай, лиса, вон!

 А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

 Испугался волк и убежал.

 hello_html_m5470a779.jpghello_html_m4519e681.jpgА заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет мимо медведь:

 — О чем это ты, заинька, плачешь?

 — Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не плач, заяц, я ее выгоню!

 — Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не

 выгнал, и ты не выгонишь.

 — Нет, выгоню!

 hello_html_m4519e681.jpghello_html_74baab31.jpgПришел медведь к избушке и закричал страшным голосом:

 — Р – р – р. Ступай, лиса, вон!

 А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

 Испугался медведь и убежал.

 hello_html_m5470a779.jpghello_html_7b9ed0ad.jpgОпять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу.

 — Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?

 — Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не горюй, заяц, я ее выгоню!

 — Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не

 выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.

 — Нет, выгоню!

 hello_html_7b9ed0ad.jpghello_html_74baab31.jpgПошел петушок к избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»

 Услыхала лиса, испугалась и говорит:

 — Шубу надеваю …

 Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечи: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»

 Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.

  hello_html_7b9ed0ad.jpghello_html_m5470a779.jpg   А заюшка с петушком стали жить да поживать.

  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

 — Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело) Почему?

 — А герои какие были? Кто был хитрым, злым, нехорошим? (лиса). Кто оказался трусливым? (собаки, волк, медведь) А каким был петушок? (смелым)

 — А вы какими хотите быть?

 — Что мы сегодня показывали и рассказывали? (мы показывали и рассказывали сказку)

 — Какую сказку? («Заюшкина избушка»)

 — Что нам помогало показывать сказку? (Нам помогали наши пальцы)

Таким образом мы можем рассказывать многие сказки, развивая одновременно речь, память, мелкую моторику рук, детские фантазию и творчество.

 

 

На самом деле, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.

При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.