Статья «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;
практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.
Методические приёмы:
1. Доклад: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»
2. Игра с педагогами «Развитие речи как средство общения»
3. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики»
Оборудование и средства: грецкие орехи, карандаши, дидактическая игра с прищепками, компьютер для просмотра презентации: «Развитие мелкой моторики»
Ход
1. Доклад «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
1 часть: историческая.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.
Влияние мануальных, т.е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.
В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук.
Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
2 часть: теоретическая.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В своей группе, работая с детьми, мы отметили, что дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому мы считаем, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания.
Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добиться чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи. Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук; складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.
Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.
Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приёмы исследования – игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.
Занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки, лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим - с карандашами и т.д.).
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
3 часть – практическая.
Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка?
Чем раньше, тем лучше. Вернемся к нашей старой доброй «Сороке» или «Ладушкам». Эти незамысловатые забавы весьма полезны.
По данной теме мы провели родительское собрание, познакомили их с играми на развитие моторики, пальчиковой гимнастикой, некоторыми видами нетрадиционного рисования (пальчиками, ватными палочками, губками).
Родителям были представлены следующие игры: игра с прищепками, игры с шишками, которые нужно катать между ладонями 3 - 4 минуты в день; фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки»; изготовление бус из макарон; мешочки с крупами (Д/и «Угадай, какая крупа?»), различные сортеры, пластилин, тесто, бизиборд, игры с шестигранными карандашами, мячи су-джок; рисование пальчиковыми красками, помимо основной цели – развития моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.
Для этого насыпаем на поднос крупу или муку, и пальчиком создаем шедевр, если что-то не понравилось, встряхнули и у нас снова чистый лист для творчества.
Для развития моторики много игр и одной из них является очень интересная игра «Золушка» смешиваем фасоль и горох и просим ребенка перебрать их по разным баночкам. Такими играми родители могут занять ребенка и дома. На личном опыте могу сказать, что дети очень любят пальчиковые игры из пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет, автор Е.Б.Шмелева «Пальчиковые игры».
Примеры пальчиковых игр.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Теперь разогреем пальчики
1. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого) и энергично встряхивать.
«Пальчик крепко я держу
И легонька потрясу».
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.
Давайте и мы попробуем:
«Рисуем щепотками снежинки»,
«Рисуем кулачком узоры»
«Собираем фасолинки»
При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Скворечник»
Мы строим скворечник
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож (М. Гусева.)
«Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
(рисуем штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(рисуем карман.)
И платочек положить.
(Вкладываем в карман платочек.)
В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая из на нитку как бусы, фасоль белую и красную, перемешав ее и предложив ребенку перебрать по цвету и многое другое.
Следующий вид пальчиковых игр – игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники, вы все прекрасно знаете такие игры как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.) .Я покажу вам игры, которые я использую в своей работе.
«Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
Изучаем названия пальцев»:
В гости к пальчику большому
(загибаем большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
(загибаем указательный и средний)
Безымянный и последний.
(загибаем)
Сам мизинчик-малышок
Показался на порог.
Вместе пальчики друзья
(разгибаем и сгибаем все пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Заюшкина избушка»
Наша цель:
- Учить детей драматизировать знакомую сказку «Заюшкина избушка».
- Развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и инсценировку сказки с помощью пальчиковых поз;
- Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в течении необходимого времени.
- Учить выражать голосом характер героев сказки;
- Учить оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение сказки;
- Воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовыручку, смелость.
ОБОРУДОВАНИЕ: столы
Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вам представить себя детьми старшего дошкольного возраста и принять активное участие в драматизации сказки.
3. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Ребята, давайте расскажем все вместе сказку «Заюшкина избушка.» Просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку рассказывают и показывают. Правильно? А как же мы покажем сказку, если у нас нет масок, нет кукол? Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальцами)
— Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим и потренируем немножко.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
1.Стоит в поле теремок –
На двери висит замок.
Открывает его волк –
Дёрг – дёрг, дёрг – дёрг.
Пришёл Петя – петушок,
И ключом открыл замок.
2.Бежали по дорожке две сороконожки.
Бежали – бежали, друг дружку увидали.
Стали вот так обниматься.
Обнимались, обнимались –
Еле – еле их разняли.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ.
— Ну что, разбудили пальцы, размяли. Давайте вспоминать, кто в сказки «Заюшкина избушка» живет. Дети называют героев сказки и показывают пальчиковые позы, соответствующие данному герою.
— Всех героев вспомнили? Можно начинать?
Далее педагог начинает рассказ сказки, дети говорят, сопряжено с ним, по возможности педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать рассказ. Все дети участвуют в рассказе сказки и показе всех героев (одновременно двух, диалог; распределения по ролям между детьми нет), оперев руки локтями на стол.
Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка
ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!
Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, к себе жить!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и простил, а она его из избушки и выгнала.
Сидит
зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут мимо собаки:
— Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заинька, мы ее выгоним!
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли
собаки к избушке:
— Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугались собаки и убежали.
Зайчик
опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел волк
к избушке и завыл страшным голосом:
— У – у – у. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугался волк и убежал.
А заиньке
делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет мимо медведь:
— О чем это ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел
медведь к избушке и закричал страшным голосом:
— Р – р – р. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
Испугался медведь и убежал.
Опять сидит
заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу.
— Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не горюй, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел
петушок к избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных
сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Шубу надеваю …
Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечи: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.
А заюшка с петушком стали жить да
поживать.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
— Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело) Почему?
— А герои какие были? Кто был хитрым, злым, нехорошим? (лиса). Кто оказался трусливым? (собаки, волк, медведь) А каким был петушок? (смелым)
— А вы какими хотите быть?
— Что мы сегодня показывали и рассказывали? (мы показывали и рассказывали сказку)
— Какую сказку? («Заюшкина избушка»)
— Что нам помогало показывать сказку? (Нам помогали наши пальцы)
Таким образом мы можем рассказывать многие сказки, развивая одновременно речь, память, мелкую моторику рук, детские фантазию и творчество.
На самом деле, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много.
При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.