Статья "Возможности современного урока в формировании субъектной позиции глухого школьника в процессе обучения"
Оценка 4.7

Статья "Возможности современного урока в формировании субъектной позиции глухого школьника в процессе обучения"

Оценка 4.7
docx
30.03.2021
Статья "Возможности современного урока в формировании субъектной позиции глухого школьника в процессе обучения"
Статья. Макарова Н.А..docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Тема: Возможности современного урока

в формировании субъектной позиции глухого школьника в процессе обучения.

 

 

Автор: Макарова Наталья Александровна,

учитель математики

 

 

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Плутарх

 

Под субъектностью ученика в обучении мы понимаем:

·         способность занимать в обучении активную позицию;

·         сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

·         способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

·         способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.

Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «я – учеником», и «я – учителем». Для формирования субъектной позиции ученика в обучении учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ученик переходил от управления со стороны учителя учебной деятельностью к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке.

 

В педагогике понятие «позиция учащегося» связывается с высоким уровнем развития учебной мотивации и самосознания, что способствует появлению у детей нового типа отношения к учению, к взрослым, делает их истинными субъектами мотивированной и увлекательной учебной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что формирование у учащихся мотивации на учебную деятельность – это одна из главных педагогических задач.

 

«Позиция школьника, – как пишет Даниил Борисович Эльконин, – не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». В этой мысли Д. Б. Эльконина прослеживаются предпосылки формирования субъектной позиции школьников и определяется ее основная характеристика – устремленность личности растущего человека на самосовершенствование.

Таким образом, под субъектной позицией школьника мы будем понимать такую форму его учебной активности, в рамках которой он выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, как активно действующий участник образовательного процесса с устойчивой внутренней мотивацией, способный осознанно планировать и регулировать свои действия, осуществлять анализ своей учебной деятельности и давать адекватную оценку ее результатов. Проявляется субъектная позиция ученика в умении проектировать такую учебную деятельность, новообразованием которой становится действительное умение учиться.

 

Эффективному формированию субъектной позиции школьника способствует комплекс следующих педагогических условий:

- создание педагогом в учебной и внеурочной деятельности ситуаций, позволяющих учащимся проявить свой субъектный опыт в обучении и познании, в организации собственных действий, в проявлении отношений, в рефлексии, самооценке и самокоррекции, в накоплении способов и средств, способствующих активному, творческому взаимодействию с миром;

- использование на начальном этапе обучения системы альтернативного безотметочного контроля и оценивания достижений младших школьников, стимулирующей осознание ими способов действий и результатов деятельности с последующей корректировкой по необходимости;

- организация психолого-педагогического сопровождения ребёнка при прохождении им индивидуального образовательного маршрута, которое предполагает совместное с педагогом конструирование индивидуальной образовательной траектории, позволяющей ученику быть успешным в различных видах деятельности;

- развитие навыков сотрудничества в ходе реализации особой адаптационной программы.

 

Основной дидактической единицей учебного процесса на данный момент является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы.

 

Одним из доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Учащиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для них необходимый материал.

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, и урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, обеспечивает развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества. Ведущим требованием становится выполнение государственного образовательного стандарта: урок должен соответствовать запросам государства, должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; на уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Таким образом, современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы.

 

Соответственно и преобразование урока идет в контексте современных образовательных идей. Обозначим основные из них.

1.Идея субъектности. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и создавать новые цели, новые средства, новые возможности осуществления собственных замыслов, то есть быть автором своей жизни и деятельности. Можно говорить о новом движении под девизом «Сделай сам», которое заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.

2. Персональность. Авторская позиция человека начинается с его персональности. Субъект, автор – это всегда персона, имеющая собственное имя и не скрывающая его.

 

3. Осмысленность и осознанность действий учащихся. Не будем забывать, что урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой одним из результатов педагогического взаимодействия учителя и учащихся в рамках выбранного пространства и времени становится усвоение учащимися определенной учебной информации. Но действительно усвоенным на уроке может стать только то содержание, которым ученик овладевает как субъект учебной деятельности, то есть действуя осмысленно и осознанно. Понять уровень осознанности и осмысленности действий участников на каждом шаге можно разными способами, основным из которых, на мой взгляд, все-таки является диалог учителя с учеником.

 

4. Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика. Идея субъектности в учебном процессе, а значит, реализация авторской позиции учащихся возможна только в условиях сотрудничества, партнерства учителя и ученика, ведь в этом случае в процессе обучения ожидается взаимодействие нескольких авторов одновременно. В связи с этим представляет интерес педагогическая рефлексия таких моментов: наиболее часто встречающиеся в речи учителя местоимения и основная модальность заданий.

Местоимения на уроке. По части местоимений можно отметить следующее. Если педагог в большинстве случаев использует местоимение «Я» (Я объясню, я покажу, смотрим на меня, слушаем меня, я жду, я прошу, я не понимаю…), это признак того, что на уроке, скорее всего, есть один автор, главное действующее лицо – учитель. Встречаются учителя, в речи которых преобладает местоимение «вы» – вы сделаете, вам предлагается, ваша задача, это ваша проблема… Здесь ответственность косвенно переложена на плечи учащихся, учитель определенным образом отстраняется от происходящего. Основные действующие лица – учащиеся, выполняющие, однако, не свои задачи, а предложенные, спущенные сверху. Партнерства здесь все-таки нет. И третий случай – доминанта модальности «мы» – мы сделаем, мы попробуем, нам предстоит, давайте попробуем разобраться. Только этот вариант дает возможность ребятам ощутить возможность сотрудничества.

Модальность заданий урока. Можно выделить два основных их вида: модальность долженствования (когда в речи учителя преобладают слова надо, вы должны, вы обязаны, вам необходимо…) и модальность предложения или приглашения (вам предлагается, я приглашаю вас, давайте попробуем, я надеюсь). Модальность долженствования косвенно воспринимается ребятами как посягательство на их субъектность, авторскую позицию, а стало быть, является препятствием для реализации этой идеи в урочном процессе. Следствием наиболее часто встречающейся модальности урока и использованных местоимений является определенный стиль отношений, тип взаимодействия учителя и учащихся. В идеале от современного урока ожидается обеспечение условий ценностно-смыслового равенства учителя и ученика.

 

Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

 

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

- направленность на развитие мышления, практических навыков;

- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

 

Признаки современного урока.

Действие

Кто совершает

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учащиеся планируют деятельность по достижению намеченной цели

Практическая деятельность учеников

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Осуществление контроля

Самоконтроль, взаимоконтроль

Осуществление коррекции

Учащиеся сами формулируют затруднения и осуществляют коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам

Итог урока

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учащиеся выбирают задание из предложенного, с учетом своих возможностей

 

 

Исходя из современного педагогического опыта, можно выделить следующие качественные характеристики уровней субъективации школьников.

 

1. Низкий уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности характеризуется следующими показателями:

– учащиеся занимают исполнительскую позицию, проявляя индифферентность или отрицательное отношение к учебной деятельности;

- выполняют отдельные учебные действия по образцу, формируя общеучебные умения и навыки, нормы поведения в школе;

 – основной тип мышления – наглядно‐образный;

 –познавательный интерес носит неустойчивый характер и зависит от работы учителя, от того, насколько ему удаётся заинтересовать учащихся учебным предметом;

 – низкий уровень самооценки и самоконтроля, ориентация на внешнюю оценку учителя.

 

2. Средний уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности характеризуется показателями:

 – переход от исполнительской к активной позиции;

 – положительное отношение к учению, осознание необходимости учиться, получать хорошие оценки;

 – осознанное проявление интереса к учебной деятельности, понимание структуры (компонентов) учения, его этапов;

 – переход от наглядно‐образного к логическому мышлению;

 – развитие самостоятельности, готовности включиться в индивидуальную, парную, групповую учебную деятельность, применять знания в знакомых условиях, заданных ситуациях; умения высказывать собственные идеи, самоконтроля и самооценки.

3. Высокий уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности характеризуется показателями:

 – учение понимается ребенком как социально значимая деятельность, им осознается свое место и роль в образовательном пространстве школы, в системе отношений «Я – учитель», «Я – ученик», «Я – класс», «Я – школа»;

 – преобладание самостоятельной деятельности;

 – доминирование логического мышления;

 – положительное активное отношение к учебной деятельности;

 –высокая мотивация к изучению предмета на уроке, занятиях кружка, самостоятельно;

 – активная позиция в учении, умение переносить имеющиеся знания в новые условия;

 – устойчивый интерес к учению, познавательный интерес имеет системный характер;

 – использование результатов учения в социальной практике (устная и письменная коммуникация, перенос ЗУН из одной области в другую, расширение кругозора и т.д.);

 – самостоятельное освоение новых приемов и средств в обучении (общение, игра, работа с книгой, словарями; применение технических средств и др.);

 – результаты учебной деятельности носят устойчивый положительный характер;

 – адекватность самооценки и самоконтроля.

 

В коррекционно-развивающей системе обучения неслышащих детей принцип сознательности и активности понимается как осознание учащимися процесса учения (Л.В. Занков), сознательное усвоение ими знаний. В современных условиях реализация его в учебном процессе должна быть направлена на сознательное и активное отношение школьников к учению, на понимание изучаемого материала и умение выразить его в словесной речи, на сознательное применение знаний: на практике.

Осознание учащимися процесса учения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой школьники уяснили бы для себя, почему так, а не иначе представлен в учебном предмете изучаемый материал, умели выделить главные элементы, необходимые для заучивания, понимали причины допущенных при его усвоении ошибок.

Принцип сознательности и активности имеет особую значимость в обучении неслышащих. Так, в исследованиях Н.Г. Морозовой, И.М. Соловьева, Т.В. Розановой и др. отмечается недостаточное осмысление глухими учащимися читаемого текста, недопонимание смысла и содержания арифметических задач, затруднения в установлении причинно-следственных связей в воспринимаемом учебном материале.

Важнейшую роль в осознанном восприятии учебного материала неслышащими школьниками играет мастерство сурдопедагога, цель которого — не только добиться осознания содержания учебного материала, но и активизировать деятельность ученика на уроке, предупреждая механическое заучивание.

Об осознанном усвоении учебного материала сурдопедагог судит по способу словесного объяснения учеником усвоенного, умению применять знания на практике, делать обобщенные выводы и подтверждать рассуждения примерами. Осознанное отношение к учению и активность неслышащего ученика обеспечиваются многообразием методов, средств и приемов, направленных на коррекцию недостатков развития.

 

Впервые теоретически обоснованно специфические принципы обучения представил крупнейший российский ученый-дефектолог Алексей Иванович Дьячков, выделив важнейшие из них:

•        связь процесса обучения основам наук и словесной речи;

•        обучение в деятельности;

•        единство процесса обучения и формирования личности глухого ребенка;

•        концентричность и пропедевтика;

•        индивидуальный и дифференцированный подходы.

Эти принципы не утратили своей значимости по сей день. Получив дальнейшее развитие, они дополнились новыми данными, вытекающими из целей и задач современной специальной школы для неслышащих.

 

Урок в школе глухих, отражая общедидактическую структуру и ее варианты, имеет и свои специфические особенности, которые должны учитываться сурдопедагогом. Они обусловлены характером развития глухого ребенка и направлены на преодоление общего и речевого недоразвития детей. Это, прежде всего, соблюдение принципа связи речевого развития детей с практической деятельностью. Экспериментально в исследованиях С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, Е.Н. Марциновской, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкой доказано, что организация деятельности глухих школьников на уроке — один из основных путей повышения качества учебного процесса в целом.

Широкая опора на предметно-практическую деятельность облегчает усвоение детьми знаний по общеобразовательным предметам, создает потребность в знаниях, вырабатывает умение пользоваться ими. Обучение в школе глухих осуществляется в коммуникационно-развивающей системе, требующей от сурдопедагога особого внимания к реализации принципа речевой коммуникации на каждом уроке.

 

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения и повысить уровень субъектной позиции школьников. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

 

В условиях реализации современных требований государства в области образования наиболее актуальными становятся педагогические технологии:

 

ü Информационно – коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

    

  

ü Технология развития критического мышления. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

Основные методические приемы развития критического мышления

Прием «Кластер»; Таблица; Учебно- мозговой штурм; Интеллектуальная разминка; Зигзаг; Прием «Инсерт»; Эссе; Приём «Корзина идей»; Приём «Составление синквейнов»; Метод контрольных вопросов; Приём «Знаю../ Хочу узнать…/ Узнал…»; Да – нет; Приём «Чтение с остановками»; Приём « Взаимоопрос»; Приём «Перепутанные логические цепочки»; Приём «Перекрёстная дискуссия».

ü Проектная технология. Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.

ü Технология развивающего обучения. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Наиболее известны и популярны система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, технологии развития творческих качеств личности и др.

 

ü Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- смена видов деятельности;

- включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

- профилактика стрессов:

- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

ü Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

 

ü Игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

- стимулируется познавательная деятельность;

- активизируется мыслительная деятельность;

- самопроизвольно запоминаются сведения;

- формируется ассоциативное запоминание;

- усиливается мотивация к изучению предмета.

   

ü Модульная технология. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации. Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

 

ü Технология мастерских. Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

 

ü Кейс – технология. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач тем, что имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, изменить мотивацию к обучению, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

 

ü Технология интегрированного обучения. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Преимущества интегрированных уроков.

- Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

  

 

  

ü Традиционные технологии (классно-урочная система). Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

- группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

- основной единицей занятий является урок;

- урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

 

Подводя итог, отметим, что в школе для глухих детей применяются разнообразные методы и формы обучения, направленные на повышение уровня субъектной позиции неслышащих школьников. Это наглядные методы: печатные приложения к учебникам, пособия для составления задач, картинки, серии картинок, карточки, измерительные приборы, счетный материал, демонстрация, наблюдения. А также практические методы: упражнения письменные, графические, практические работы, устный счет, дидактические игры, занимательные упражнения, работа с учебником и рабочей тетрадью, самостоятельная работа. И словесные методы: беседа, объяснение, работа с учебником. Используются индивидуальные, групповые, фронтальные формы обучения. Широко представлены различные формы контроля: наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения; оценка и самооценка учащимися своих работ; взаимооценка учащимися друг друга; проверочные письменные работы; обучающие письменные работы; лабораторные работы; контрольные работы; тестирование; доклады, рефераты, сообщения; результат моделирования и конструирования; результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся; рефлексия.

Следует отметить, что рассадка детей за парты, расставленные «полукругом», также помогает школьникам активно и осознанно воспринимать материал.

Итак, любовь и терпение, высокий уровень профессионализма сурдопедагогов, единые требования, слаженность в работе направлены на формирование субъектной позиции глухого школьника в процессе обучения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1

Д. Б. Эльконина прослеживаются предпосылки формирования субъектной позиции школьников и определяется ее основная характеристика – устремленность личности растущего человека на самосовершенствование

Д. Б. Эльконина прослеживаются предпосылки формирования субъектной позиции школьников и определяется ее основная характеристика – устремленность личности растущего человека на самосовершенствование

Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования

Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования

Только этот вариант дает возможность ребятам ощутить возможность сотрудничества

Только этот вариант дает возможность ребятам ощутить возможность сотрудничества

Признаки современного урока.

Признаки современного урока.

Средний уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности характеризуется показателями: – переход от исполнительской к активной позиции; – положительное отношение к учению, осознание необходимости…

Средний уровень сформированности субъектной позиции ребенка в учебной деятельности характеризуется показателями: – переход от исполнительской к активной позиции; – положительное отношение к учению, осознание необходимости…

Принцип сознательности и активности имеет особую значимость в обучении неслышащих

Принцип сознательности и активности имеет особую значимость в обучении неслышащих

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов…

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов…

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т

Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных

Следует отметить, что рассадка детей за парты, расставленные «полукругом», также помогает школьникам активно и осознанно воспринимать материал

Следует отметить, что рассадка детей за парты, расставленные «полукругом», также помогает школьникам активно и осознанно воспринимать материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2021