Вторая жизнь асфальтобетона
Использование переработанных асфальтобетонных покрытий при строительстве и ремонте дорог в России постепенно получает признание. Лом, переработанный в крошку или гранулят, добавляют в асфальтобетонную смесь, давая таким образом дорожным одеждам вторую жизнь.
Ресайклеры — машины, которые позволяют перерабатывать старые дорожные покрытия и повторно использовать их в составе новой асфальтобетонной смеси непосредственно на месте проведения дорожных работ. Однако использование этой крупногабаритной высокотехнологичной техники экономически не всегда оправданно, к сожаление имеется она в парке не каждой дорожной организации.
Переработка лома дорожных одежд и добавление полученных в результате этого гранул или крошки в асфальтобетонную смесь происходит на специально оборудованных асфальтобетонных заводах (АБЗ). Даже с учетом стоимости транспортировки лома на завод, расходов на его переработку и включение в состав новой асфальтобетоннной смеси эта технология остается высокорентабельной. Согласно действующим в нашей стране стандартам дорожные покрытия могут содержать от 25% до 60% переработанного материала на дорогах высоких категорий — и до 100% на дорогах пятой категории.
Доставленный на АБЗ кусковой лом размером до 60 сантиметров подвергается дроблению в щековых, конусных или роторных дробильных установках до размера фракции не более 40 миллиметров. Далее полученный таким образом гранулят разогревается, чтобы входящие в его состав вяжущие вещества восстановили свою пластичность. После этого разогретый гранулят добавляется в приготавливаемую в смесителях барабанного типа новую асфальтобетонную смесь, тщательно перемешиваясь вместе со свежими инертными веществами, вяжущими и добавками. Готовая асфальтобетонная смесь транспортируется к месту работ, где укладывается традиционным способом — с помощью асфальтоукладчиков, катков и другой дорожной техники.
Полученный в результате дробления гранулят идет на производство асфальтобетонной смеси, при его предварительном нагреве в печах требуется соблюдать температурный режим, при котором легкие фракции вяжущего не испаряются и оно не выгорает. Для этого не должна быть достигнута температура вспышки битума — этот показатель составляет 180—220 градусов для вязких и 45—110 градусов для жидких битумов.
При производстве асфальтобетонной смеси выполняется проектирование ее состава: рецептура новой смеси, зерновой состав входящих в нее инертных, вязкость битума, его содержание в используемом грануляте, технология приготовления и тип смесительной установки, процентное содержание вторичных материалов — крошки или гранулята — в ней.
Асфальтобетонные заводы, на которых переработанный лом может быть интегрирован в состав новой смеси, в наше время могут быть как стационарными, так и мобильными.
Для приготовления горячей смеси с использованием гранулята требуется и другое оборудование. Иногда более специализированное, чем дробильные установки. Например, асфальтогрануляторы (они же просто грануляторы) не просто измельчают лом до требующегося гранулометрического состава, но разделяют его без повреждения (разлома) каменных материалов в местах «склеивания» связующих. Гранулят, полученный таким способом, более качественный, в нем отсутствуют включения мусора и пыли. При работе с таким материалом достигается ощутимая экономия вяжущих.
Существуют модели асфальтогрануляторов, способных бережно измельчать асфальтобетонный лом с сохранением гранулометрического состава минералов в исходном материале. Мобильные грануляторы можно подвозить непосредственно к месту нахождения исходного сырья, избегая таким образом расходов на его транспортировку.
Холодную асфальтобетонную смесь можно приготовить не на АБЗ, а в мобильной смесительной установке.
Асфальтобетон снятых дорожных одежд не обязательно перерабатывается в новую асфальтобетонную смесь. Полученный из такого лома гранулят может с успехом использоваться для строительства дорог пятой категории. Это загородные дороги в сельской местности и дачных поселках, городской сектор, а также разного рода подъездные пути. Там, где для строительства дорог обычно используют щебень или гравий, полученный из асфальтобетонного лома гранулят имеет целый ряд преимуществ. У дороги из гравия или щебня быстро появляется колейность; в межсезонье состояние ее резко ухудшается. В то же время правильно подобранный гранулят, имея коэффициент уплотнения до 0,97, хорошую упругость и «сращивание» за счет оставшихся в нем вяжущих, позволяет строить качественные дороги V категории, подъезды к частным домам и другим объектам.
При этом технология укладки дороги из гранулята остается традиционной: материал равномерно распределяют и уплотняют с помощью катков.
Список источников:
1. Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации/ Минтранс России, Росавтодор.-М:Информавтодор,2017. – 56с.
2. Бахрах Г.С. Повторное использование асфальтобетона /Г.С. Бахрах//Автомобильные дороги.-2015. -№10. -№11
3. Бахрах Г.С. Асфальтобетонные смеси с добавкой гранулята /Г.С. Бахрах//Мир дорог.-2018. -№115
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.