Выявление одаренности детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся гимназии
«Одарённость человека –
это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Как научная проблема одаренность насчитывает уже более сотни лет. В мировой науке представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. (По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте).
Психолого-педагогические исследования проблем одаренности связаны с именами многих российских ученых, среди которых одно из ведущих мест принадлежит Натану Семеновичу Лейтесу. Он подчеркивал, что «выражение «одаренный ребенок» весьма условно, так как оно фактически означает умственные преимущества на данном возрастном этапе». Артур Владимирович Петровский, анализируя структуру одаренности, выделяет три ее особенности: внимательность и постоянная готовность к напряженной работе; неуемная потребность трудиться; высокая продуктивность умственной деятельности. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети». Так что же такое одаренность и кого можно назвать одаренным?
Определение и виды одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Сейчас одарёнными принято считать:
· детей с интеллектом выше среднего;
· детей с высоким уровнем творческих способностей;
· детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
· детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости: интеллектуальная, творческая, художественная, академическая, социальная (лидерская), спортивная.
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
В соответствие с этим можно выделить признаки одарённости.
· Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
· Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружаются» в него, если оно им интересно.
· В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
· Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
· Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
· Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости.
· Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
· Большинство спят меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
· Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
· Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.
Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Им характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Главная задача современной школы.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В его основе лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Цель этой работы: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи: создание системы внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.
Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте - в игровые ситуации. В среднем и старшем звене - в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.
Диагностика одаренности.
Выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе.
В настоящее время большинством ученых, занимающихся проблемами выявления одаренных детей, признается необходимость комплексного и длительного процесса диагностики.
Комплексный подход обеспечивается использованием информации, полученной от психологов, учителей, родителей, одноклассников, самого ребенка, данных разностороннего тестового обследования, оценкой конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), учетом результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.
Под длительностью диагностики подразумевается периодическое повторение процедуры диагностики на протяжении всего времени наблюдения за ребенком. Данный аспект связан с тем, что одаренность может развиваться во времени, а также с возможностью допущения ошибок в предыдущих обследованиях.
При проведении диагностики ребенка важно также учитывать такие факторы, как социальный, экономический и образовательный статус его семьи, национальную принадлежность, а также влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение. Важными являются также учёт специфики возраста, выявление как реальных, так и потенциальных возможностей, использование качественных и количественных данных.
Также важно помнить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития.
Существует огромное количество психологических тестов по выявлению одаренности, но, на мой взгляд, основной и верный способ выявления - это личное общение с ребенком, который проявил себя нестандартно в той или иной деятельности. Важная роль принадлежит родителям.
Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики).
Квалифицированный педагог вполне адекватно оценивает детскую одаренность, минуя все сложности традиционной психометрической работы. Ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более высоко мотивированный, виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, нужно отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом.
При диагностике одаренности наиболее распространенными являются следующие методы:
· Наблюдение.
· Тест.
· Опросники.
· Анкеты.
· Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Большое значение придается психологическим тренингам при диагностике одаренности у детей, особенно «скрытой» одаренности.
Н.С. Лейтес отмечает ряд трудностей, возникающих при диагностике детей:
- застенчивость, страх перед незнакомыми взрослыми;
- быстрая утомляемость, отсутствие мотивации при выполнении заданий;
- возможность дополнения, изменения инструкций экспериментатора;
- тревожность, возникающая выполнении заданий теста;
- влияние личных особенностей экспериментатора (возраст, внешний вид, поведение во время тестирования);
- влияние ситуативных факторов (особенности помещения, присутствие других людей, случайные помехи, попытки родителей «подготовить» ребенка к тестированию, имеющийся у ребенка прошлый опыт общения с психологами).
Следует также помнить, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные результаты.
Таким образом, считаю, что выявление одаренных детей в нашей школе должно происходить путем:
· Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников, родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
· Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
· Психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.
Для диагностики одаренности могут использоваться следующие методики: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности» и методика оценки общей одаренности. Составляется индивидуальный образовательный маршрут. В него входят диагностика, определение области одаренности и планирование работы на год. В свой план можно включить проблемные и творческие задания на уроках, участие в работе кружков и исследовательской работе, индивидуальную подготовку к олимпиадам, участие в различных конкурсах. В конце каждого учебного года подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий год.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
1. максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. возрастания роли внеурочной деятельности;
3. индивидуализации и дифференциации обучения;
4. создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
5. свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
2. групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;
3. занятия исследовательской и проектной деятельностью;
4. консультирование по возникшей проблеме;
5. участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
6. научно-практические конференции;
7. интеллектуальные марафоны;
8. деловые игры и путешествия;
9. творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.
На уроках:
1. творческие задания;
2. тестовые задания;
3. мини-проекты.
Во внеурочное время:
1. индивидуальные занятия для подготовки к олимпиадам и конкурсам;
2. занятия в различных кружках;
3. элективные курсы и предметы;
4. школьные олимпиады;
5. проектные и исследовательские работы;
6. предметная неделя.
Работа классного руководителя.
Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Заключение
«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. «Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!» (М.Карне).
А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.