Статья "Взаимодействие и сотрудничество с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушениями слуха"

  • docx
  • 13.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Статья Взаимодействие и сотрудничество с семьёй.docx

Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

Ни одна из отраслей специальной педагогики не имеет наиболее острого дискуссионного разнообразия методических систем обучения и воспитания детей как сурдопедагогика, тем не менее, предложенные методические системы сурдопедагогами дают достаточно эффективные результаты подготовки глухих и слабослышащих обучающихся в образовательных учреждениях.

В ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», единственную в Томской области, поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. При поступлении в образовательную организацию, препятствием к обучению и воспитанию ребёнка с нарушениями слуха является первичное нарушение – сенсоневральная тугоухость (СНТ) разной степени, а также глухота. Вторично страдает речевое развитие, при отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо получать помощь учителя-сурдопедагога,  классного руководителя, активную, действенную, решительную поддержку со стороны родителей, которых необходимо включать в образовательный процесс.

ФГОС НОО ставят перед школой определённую задачу: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать информацию, обмениваться ею. Решение этой задачи вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в обучении и воспитании детей – это неотъемлемый атрибут школьной жизни.

Воспитывать детей – это значит прививать им положительные качества (честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, любовь к учёбе…) и на этой основе исправлять имеющиеся у них недостатки [1, с.30].

 Одним из возможных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса  является подключение родителей к участию в организации жизнедеятельности детей. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в силу своих психофизиологических особенностей младшие школьники далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными в процессе школьной жизнедеятельности.

Во-вторых, сотрудничество, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения.

В-третьих, помощь со стороны семьи, совместная с ней работа обладают огромным развивающим и стимулирующим потенциалом для младших школьников.

Необходимость и целесообразность сотрудничества и родительского участия в воспитании и образовании детей, в том числе их психолого-педагогического просвещения,  заключается в обеспечении  компетентности в вопросах психологии и педагогики.

Дети-инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности, формах, приёмах,  методах, адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда родителей на развитие и воспитание детей. Задачи, которые ставит педагог, заключаются в направлениях:

Ø  организации и координации учебно-образовательной деятельности младших школьников с нарушениями слуха, обеспечении механизма общего развития, коррекции нарушений в развитии, с привлечением услуг и помощи родителей;

Ø  активизации психолого-педагогического,  образовательного, воспитательного, социального, коррекционного вектора деятельности сотрудничества, характеризующего целенаправленный, общественно значимый аспект взаимодействия всех сторон;

Ø  создания оптимальных условий для социально-личностного, познавательного, художественно-театрального, эстетического развития, исследовательских умений при совместной деятельности: педагог-ребёнок-родитель в процессе внеурочной деятельности;

Ø  воспитания позитивного «Я» образа посредством вовлечения родителей в образовательный процесс через формирование личной уверенности, коммуникабельности, «командного духа», умения истинно оценивать себя, свои возможности в содружестве и при активной поддержке классного руководителя, образовательной организации;

Ø  просвещения родителей в направлении сопровождения и оказания детям регуляционной помощи по развитию слухового восприятия, формирования произношения при выполнении заданий в разных видах деятельности в процессе сотрудничества, взаимодействия.

Практика просвещения родителей в образовательной организации организуется через функционирование клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей «Семейный мир», где через индивидуальные и тематические консультации, конференции, тренинги, круглые столы, творческую деятельность,  родительские собрания и другие виды сотрудничества у родителей формируется идея о ребёнке как о субъекте учебной деятельности. Нельзя отделить семейные дела от дел общественных [1, с.40].

Функции взаимодействия с семьёй направлены на информационную, формирующую, охранно-оздоровительную, контролирующую и бытовую деятельность со  стороны педагогов, администрации школы-интерната,  а также правильное понимание родителями непосредственных обязанностей по взаимодействию, формированию конструктивного взгляда на решение семейных проблем.  Подтверждением выступает программа клуба по взаимодействию  «Семейный мир», включающая все необходимые мероприятия для взаимодействия семьи и школы.

В качестве актуально-активно-деятельной формы выступают родительские собрания, организуемые каждую четверть, где родителям представлен отчёт. На собраниях совместно решаются злободневные вопросы,  разъясняется  суть функционирования сотрудничества, инициативности и участия родителей в жизнедеятельности детей, их значимости для развития личности.

Классные часы и круглые столы также являются неотъемлемой формой взаимодействия. Социальное партнёрство, как находку в плане сотрудничества, в целях социальной реабилитации детей, а также повышения культурного уровня семей подтверждает договор с библиотекой им. А.С. Пушкина, расположенной по улице К. Маркса.

Участие детей и родителей в разноуровневых конкурсах совершенствует уровень взаимодействия, повышает качество доверия, позволяет родителям определить границы развития детей, наметить пути дальнейшего сопровождения, а собственное участие родителей в конкурсах усиливает их авторитет в глазах детей.

Экскурсии, организованные совместно с родителями, создают комфортные условия, в процессе которых семьи с особыми детьми отдыхают спокойно, безопасно, не чувствуя себя неловко за поведение своего ребёнка.

В школе-интернате функционирует театральный кружок, организованный собственными силами «Театр – наша жизнь!». Для  безболезненного вливания в дружный коллектив,  родители привлекаются к участию в театральных постановках (шьют костюмы, готовят декорации, разучивают роли, помогают детям отработать и закрепить речевой материал).  Маленькие актёры своё мастерство показывают детям дошкольных групп,  а также демонстрируют на школьной сцене, на общешкольных родительских собраниях.

Активное участие родителей в жизнедеятельности детей даёт возможность продемонстрировать  творческие способности, самореализоваться,  ощутить дух соревнования, показать пример детям.

Организация системы родительского просвещения соответствует уставу образовательной организации. Результаты по сотрудничеству и просвещению родителей являются определяющими для выведения и формулирования конкретных критериев:

Ø  в каждой семье существует свой уклад распределения ролей, систем ценностей, способов разрешения житейских проблем – педагоги принимают это разнообразие, стараются помочь родителям в трудных ситуациях;

Ø  каждую семью отличают этнические, культурные, социально-экономические направления – педагогами поддерживается, уважается независимость и право семьи следовать самостоятельно принятым решениям;

Ø  каждый член семьи – это личность, имеющая индивидуальные интересы, привычки, потребности, знания, умения, являющиеся ключевыми моментами в процессе осуществления сотрудничества в направлении воспитательно-образовательного процесса;

Ø  каждой семье предоставляется полная непредвзятая информация пребывания ребёнка в образовательной организации,  ведётся ежедневное педагогическое наблюдение за ребёнком, выделяются сильные и слабые стороны его развития;

Ø  каждая семья информируется о мероприятиях внутри учреждения, освещаются новые формы и методы работы, укрепляющие взаимное уважение и партнёрство;

Ø  классные руководители, воспитатели гибко и внимательно реагируют на появляющиеся у семей нужды и своевременно оказывают поддержку, психолого-педагогическую помощь; обмен информацией между родителями и педагогами происходит постоянно по электронной почте, в локальных документах, через школьный сайт: http://si15.tomsk.ru/.

Таким образом, налаженная коммуникационная система, активное сотрудничество с родителями является сложным многоплановым процессом установления и развития контактов между родителями и педагогами, включающая в себя не только  обмен информацией, а также и выработку единой стратегии взаимодействия.

Перечисленные аспекты формируют особый стиль, имидж образовательной организации и дают возможность занять своё место в сознании родителей не как клиентов образовательных услуг, а как заказчиков и полноправных участников воспитательно-образовательного  процесса.

Литература

1.         Макаренко А.С. Том 4. Педагогические работы 1936-1939. Изд-во: Педагогика. М.: 647с.



 


 

Скачано с www.znanio.ru