Статья "«Я-высказывание» как эффективный инструмент общения старших дошкольников"

  • pdf
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я-высказывание как эффективный инструмент общения старших дошкольников.pdf

Максимчук Е.А.

воспитатель

 

«Я-высказывание» как эффективный инструмент общения старших дошкольников

Старший дошкольный возраст (5–7 лет) — важный этап в социальноэмоциональном развитии ребенка. В этот период дети активно осваивают навыки общения, учатся выражать свои чувства и разрешать конфликты. Одним из ключевых инструментов, помогающих им в этом, является технология «Я-высказывание».

«Я-высказывание» – это способ передачи другому человеку своих чувств, переживаний и отношения к ситуации без обвинений и оценок его личности. В отличие от «Ты-высказывания» («Ты меня толкнул!», «Ты плохо себя ведешь!»), которое часто воспринимается как агрессия и вызывает защитную реакцию, «Я-высказывание» фокусируется на собственных эмоциях говорящего и на том, как на него повлияли определенные действия.

Классическая формула «Я-высказывания»:

       «Я чувствую...» (называние эмоции: гнев, печаль, радость, страх, удивление и т.д.);

       «...когда ты...» (описание конкретного поведения или ситуации);

       «...и я хотел бы...» (формулирование желаемого изменения или просьбы).

Почему это важно для старших дошкольников? Применение «Я-высказывания» в работе со старшими дошкольниками способствует:

       Развитию эмоционального интеллекта: Дети учатся распознавать, называть и выражать свои чувства, что является основой эмпатии.

       Конструктивному разрешению конфликтов: Вместо драк, криков или ябед дети получают инструмент для мирного диалога, который помогает им донести свою позицию без обид для оппонента.

       Формированию личных границ: Ребенок учится говорить о том, что ему не нравится, не нарушая при этом границ другого.

       Повышению самооценки и уверенности: Умение быть услышанным и влиять на ситуацию социально приемлемым способом укрепляет веру ребенка в свои силы.

Особая роль при обучении детей данной технологии отводится взрослому:

процесс обучения детей требует тренировки и помощи со стороны взрослых. Воспитатель играет ключевую роль в формировании этого навыка.

Личный пример: Педагог сам должен активно использовать «Я-высказывания» в общении с детьми и родителями. Например, вместо "Ты опять не убрал игрушки!" лучше сказать: "Я расстраиваюсь, когда вижу разбросанные игрушки, потому что боюсь, что ктото споткнется".

Обучающие игры и упражнения: Можно использовать ролевые игры или специальные карточки с описанием ситуаций и эмоций для тренировки формулировок.

Помощь в конфликтных ситуациях: Во время спора между детьми воспитатель может выступить посредником и помочь им "перевести" их «Ты-высказывания» в "«Явысказывания».

Ребенок 1: "Ты плохой, ты забрал мою машинку!"

Воспитатель: "Давай попробуем сказать по-другому. Например: 'Я злюсь, когда ты берешь мою машинку без спроса, я хочу играть ею сейчас'".

Рефлексия и обсуждение: Важно обсуждать с детьми, что они чувствовали в той или иной ситуации и как «Я-высказывание» помогло (или не помогло) решить проблему.

Внедрение технологии «Я-высказывания» в образовательный процесс детского сада не дает мгновенного эффекта, это требует времени и последовательности. Однако, став привычным инструментом общения, этот навык значительно улучшает социальноэмоциональный климат в группе, помогает детям строить гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми, а также закладывает основы эффективной коммуникации на всю жизнь.