Статья "Замкнутость и ее коррекция"

  • doc
  • 22.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Замкнутость и её коррекция.doc

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: Замкнутость и её коррекция.

  Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

  Причины нарушения:

·        Длительный стресс (например, развод родителей).

·        Недостаток эмоционального общения.

·        Индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.

  Замкнутый ребенок не допускает к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Он приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий.

  Замкнутый ребенок выглядит хмурым, недовольным. Замкнутость качественно отличается от стеснительности, аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция включается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и иммитировать поведение другого человека.

  В отличие от аутизма, замкнутость не является патологическим явлением и может быть устранена психологом, а не психиатром.

 

Коррекционная работа с замкнутым ребенком.

 

  Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действие по расширению его возможностей установления и поддерживания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Замкнутый ребенок похож на закрытую комнату, в которой открытой осталась лишь одно маленькое окно (контакт с одним из родителей). Коррекция должна использовать эту возможность.

  Основные направления работы:

1.     Устранение причин, приводящих к этому нарушению.

2.     Восстановление потребности ребёнка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

3.     Гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников.

4.     Обучение ребёнка навыкам общения и установлению контакта.

  Диагностические приемы для устранения замкнутости у ребенка:

1.     Первоначально в контактах с ребёнком не должно быть давления и нажима.

2.     Первый контакт организуется на адекватном для ребёнка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимает себя сам.

3.     Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение. Это дает возможность вызвать у ребёнка приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка.

4.     Далее можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффектным заражением собственной радости – доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем одному.

5.     Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным центром ситуации, когда появляется спонтанное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов.

6.     Необходимо строго дозировать контакты с ребёнком. Продолжения взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.

 

Работа с родителями замкнутого ребенка.

 

  Работа с родителями ребёнка осложнена тем, что они нередко не имеют верных представлений и установок в отношении нарушении личностью развития своего ребенка.

  Работу с родителями необходимо проводить на протяжении всей коррекционной работы с самого начала и до её завершения.

  Необходимо посвятить родителей в план коррекционной работы с тем, чтобы они по возможности оказывали психологу помощь.