Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» (из опыта работы)
Оценка 4.7

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
6 кл—11 кл
05.01.2022
Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках  в начальной школе» (из опыта работы)
В статье описаны здоровьесберегающие технологии используемые на уроках в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии на уроках (из опытаработы).docx

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках

 в начальной школе»

(из опыта работы)

 

Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ  «Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленскойобласти

                                                                    

 

 «Здоровье - это состояние полного физического,

психического и социального благополучия, а не

просто отсутствие болезней или физических дефектов».

( Всемирная организация здравоохранения)

 

Здоровье – это самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Очевидным становится вопрос: «Как построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье ребёнка?» Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Всё это невозможно при традиционной методике обучения. Поэтому я как один из путей достижения своей цели, выбираю элементы методики Базарного В. Ф.  Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей. На данном этапе я беру лишь элементы из методики данного ученого.

Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом. На уроке стараюсь чередовать разные виды деятельности, использую различные разминки и физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

    Какие же ориентиры я использую на уроках?

1. Схема-тренажер, который находится на доске, незамысловатые круги, геометрические фигуры используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз вслед за геометрическими фигурами. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год. «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

1) только глазами при неподвижной голове и туловища;

2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.

           2. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

3. Точечный массаж.  Массаж биологически активных зон применяю для профилактики вирусных респираторных инфекций и их ранних осложнений, лечения и реабилитации детей, а также с целью укрепления иммунитета.

Массаж проводится 2-3 раза в день подушечкой фаланги указательного или среднего пальца или двумя-тремя пальцами сразу, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности.

Делаем 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против, сдвигая кожу (как будто сверлим) относительно костной или мышечной ткани (2-3 оборота в секунду). Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3-5 секунд.

Симметричные точки массируются с двух сторон одновременно.

Во время проведения процедуры необходимо расслабиться, не разрешается разговаривать, все внимание сосредоточено на массаже (самомассаже). Дыхание ровное, свободное.

Дети при выполнении самомассажа сидят на стульчиках, ноги слегка расставлены, колени под прямым углом, позвоночник касается спинки стула.

4. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Упражнения на зрительную координацию«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск. 

5. Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение (танцевально-ритмические физминутки). Мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.

6. На уроках письма ребятам нравится физминутка для пальчиков. Физминутка для пальчиков так же способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6-8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

Например: игра: «Наши алые цветы».

Наши алые цветы (ладони обеих рук соединены в форме бутона тюльпана)
Раскрывают лепестки (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, (плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет (пальцы быстро шевелятся)
Наши алые цветы закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму бутона)
Тихо засыпают, 
Головой качают (покачивание головой).

7. Игровые уроки и спортивно-оздоровительные мероприятия:

      1. Утренняя зарядка.

      2. Игровые перемены.

      3. Дни здоровья.

      4. Спортивные мероприятия.

      5. Походы, прогулки, экскурсии.

Формирование у школьников системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей, способствует написание школьниками рефератов.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Для учителей, которые используют  элементы здоровьесберегающих технологий не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии работать, в конечном счете, становится и легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих  учеников. 

            Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

            Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

           Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

2.        Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. – М.: Вако, 2004

3.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002


 

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей

Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей

Массаж проводится 2-3 раза в день подушечкой фаланги указательного или среднего пальца или двумя-тремя пальцами сразу, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности

Массаж проводится 2-3 раза в день подушечкой фаланги указательного или среднего пальца или двумя-тремя пальцами сразу, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности

Например: игра: «Наши алые цветы»

Например: игра: «Наши алые цветы»

Здоровье так же заразительно, как и болезнь

Здоровье так же заразительно, как и болезнь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022