Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. И к сожалению, у большинства первоклассников недостаточно развиты познавательные процессы, а особенно внимание. И этой статье будет говорится о внимание первоклассников и о том, как поддерживать и развивать внимание у детей.
Статья. Внимание первоклассников..docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 557
Невского района г. Санкт Петербурга
Статья на тему
« Внимание первоклассников»
подготовила
учитель начальных классов
Рудник Светлана Анатольевна
г. Санкт Петербург
2019
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка.
Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне
учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А
учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину,
волевые усилия ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности,
самоограничений. В этом возрасте, когда ряд высших психических
функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое
Особенно в
внимание развитию психических познавательных процессов.
младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности
этой познавательной психической функции процесс обучения невозможен.
К сожалению, у большинства первоклассников недостаточно развиты
познавательные процессы, а особенно внимание. И я поняла, что необходимо
развивать внимание у детей. И чтобы этот процесс протекал более
интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. А
для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать
комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных
детям.
Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные
для дошкольников, слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо
распределяемо, неустойчиво и носите непроизвольный характер. Поэтому
для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки,
звуковые сигналы, игровые ситуации). Отвлекаемость на занятиях довольно
высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие
ошибок в написанном тексте) ученик еще умеет плохо. Первоклассники
хорошо фиксируют яркие, эмоционально насыщенные сведения и события их
жизни. Ребенкапервоклассника несложно научить чемуто новому, а вот
собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма
сложным делом. Он может сосредоточено заниматься одним делом 1020
минут.
В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Поэтому на уроке учитель
привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его
длительное время. У
ребенка так же недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не
умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой
ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся
произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, внимательно
слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе
первоклассника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания
у ребенка этого возраста еще недостаточно развито. Однако наличие
различных ученических обязанностей, требований учителя, влияние детского
коллектива, все обстоятельства школьной жизни способствуют развитию
этого вида внимания. В каждой учебной работе далеко не все представляет
непосредственный интерес для ученика, и он часто вынужден произвольно
сосредоточиться на предмете в силу чувства долга или опосредованного
интереса к работе. Конечно, после ряда усилий, произвольное внимание у
ученика переходит в особый вид непроизвольного, а именно – в
послепроизвольное
внимание.
Произвольное внимание первоклассника требует так называемой близкой
мотивации, а он может заставить себя сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку,
заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Учащиеся I классов не умеют еще направить свое внимание на то, что
является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Если,
например, в задаче речь идет о желтых и красных розах, на которые прилетели
бабочки, ученики легко «соскальзывают» с оперирования числами на
обсуждение цвета бабочек, их видов, начинают вспоминать, где и когда они их ловили. Во время обсуждения подвига А. Маресьева семилетних детей
больше всего заинтересовали не его упорство, его воля, которые позволили
герою вернуться к любимому делу, а то, как звали мальчиков, которые нашли
в лесу Маресьева, кто за ним приехал, и т. п.
Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей
I классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в
рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого,
привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не
играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия пер
сонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся, порой даже какието черты
внешнего облика: прическа героини, белая лента, на которой висела сабля.
По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который
приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она
использовала.
этот
пример
Эти черты внимания младших школьников, связанные с возрастными
особенностями высшей нервной деятельности детей, усугубляются
недостаточной их подготовленностью к учебному труду.
Анализ сосредоточенности детей одного класса во время уроков
показал следующие причины отвлечений внимания:
индивидуальные громкие замечания учителя во время коллективной работы
класса раз нарушали сосредоточенность детей;
отвлечение соседями;
пауза в работе учителя (изза того что не все готово) ;
ученик не видит образца, не понял задания, переспрашивает, опаздывает ;
закончил работу раньше других. Но, несмотря на все вышесказанное, учащиеся I класса способны к достаточ
но сильному, т. е. концентрированному и устойчивому, вниманию на
протяжении всего 45минутного урока. Но для этого необходимо соблюдать
определенные условия организации учебной деятельности детей:
1) Хороший темп урока и продуманная его организация. Отсутствие
«пустого» времени, которое учитель часто тратит на запись на доске,
подготовку пособий.
2) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний,
которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми
задания. Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.
3) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей
(подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор
примеров, выводы).
4) Бережное отношение учителя к вниманию детей. Громкие замечания
отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает,
дополнительные запоздалые пояснения.
5) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме
урока.
6) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения
письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация
инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения
уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен
держать в поле своего внимания весь класс. 7) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников и
некоторые специальные упражнения и дидактические игры на развитие
внимания.
Статья " Внимание первоклассников"
Статья " Внимание первоклассников"
Статья " Внимание первоклассников"
Статья " Внимание первоклассников"
Статья " Внимание первоклассников"
Статья " Внимание первоклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.