Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Оценка 4.7

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности

Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
1 кл
16.11.2018
Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Остро встает вопрос как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Адаптация первоклассников к учебной деятельности.docx
Адаптация первоклассников к учебной деятельности      Первый  год обучения в школе является    одним из  самых  сложных  этапов в жизни ребенка. В то же время именно в 1­ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни,   необходимо   знать   и   ежедневно   учитывать   особенности   психического   и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. Причём, эта работа должна объединить педагога, родителей, социально­психологическую службу школы. Для родителей это тоже трудности: ­ ­ ­ во­первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка; во­вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их  прошлые недоработки в воспитании и обучении ребенка; в­третьих,   при   наличии   благих   намерений,   но   отсутствии   психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Адаптация к школе  — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый   первоклассник   переживает   и   осознает   по­своему.   Его   составляющими являются физиологическая адаптация и социально­психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Физиологическая адаптация Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: ­ Первые 2­3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную   часть  ресурсов   своего   организма.   Это   объясняет   тот  факт,   что   в сентябре многие первоклассники болеют. ­ Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. ­ После   этого   наступает   период   относительно   устойчивого   приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всего периода адаптации первоклассника в среднем варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения, упрямство. Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании   от   своих   новых   обязанностей,   а   также   вспомнить,   какие   сложности   со здоровьем у него имеются. Социально­психологическая адаптация Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально­психологическая адаптация к школе проходит по­разному. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда   хорошее   настроение,   они   спокойны,   доброжелательны,   приветливы,   хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Основные показатели благоприятной социально­психологической адаптации ребенка:         ­ формирование адекватного поведения;         ­ установление контактов с обучающимися и учителем;         ­ овладение навыками учебной деятельности. Вторая группа  детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения   с   учителем,   одноклассниками   —   они   могут   играть   на   уроках   или   выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь   к   концу   первого   полугодия   реакции   этих   учеников   становятся   адекватными требованиям школы и учителя. Третья   группа   —  дети,   у   которых   социально­психологическая   адаптация   связана   со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности   в   обучении   письму,   чтению,  счету  и   т.п.   Именно   на   таких   детей   жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными. Причиной   нарушения   социально­психологической   адаптации   могут   стать   учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию. Нарушения   социально­психологической   адаптации   отмечаются   и   у   детей,   не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса,   ограничения   времени.   "Перегруженные"   дети   не   только   работают   в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате "жертвуют" качеством любой работы. Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе. Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться.   Если   вовремя   не   разобраться   в   причинах   такого   поведения,   не скорректировать   затруднения   адаптации,   это   может   привести   к   срыву   адаптации   и нарушению психического здоровья. Остро встает вопрос как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.  Литература: 1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов­на­Дону. Феникс, 2007 год. 2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать  своего ребенка. Москва. "Аст­Пресс", 2000 год. 3. В. Зайцева  7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. "Первое сентября", 2008 год. 4. Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 2000 год.

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности

Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018