Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
1 кл
16.11.2018
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Остро встает вопрос как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Адаптация первоклассников к учебной деятельности.docx
Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни
ребенка. В то же время именно в 1ом классе закладывается основа отношения ребенка к
школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей
жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и
физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. Причём,
эта работа должна объединить педагога, родителей, социальнопсихологическую службу
школы.
Для родителей это тоже трудности:
вопервых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;
вовторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их прошлые
недоработки в воспитании и обучении ребенка;
втретьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически
грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных
стрессов у детей.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который
каждый первоклассник переживает и осознает посвоему. Его составляющими
являются физиологическая адаптация и социальнопсихологическая адаптация (к учителям
и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько
этапов:
Первые 23 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает
значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят
значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в
сентябре многие первоклассники болеют.
Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые,
близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.
Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации первоклассника в среднем варьируется от 2
до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также
капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена
настроения, упрямство.
Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и
отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со
здоровьем у него имеются. Социальнопсихологическая адаптация
Наблюдение за первоклассниками показало, что их социальнопсихологическая адаптация
к школе проходит поразному.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти
дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти
всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо
общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные
обязанности.
Основные показатели благоприятной социальнопсихологической адаптации ребенка:
формирование адекватного поведения;
установление контактов с обучающимися и учителем;
овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их
поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения,
общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять
отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы,
обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными
требованиям школы и учителя.
Третья группа — дети, у которых социальнопсихологическая адаптация связана со
значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление
отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны
трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п. Именно на таких детей жалуются
учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на
уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Причиной нарушения социальнопсихологической адаптации могут стать учебные
проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей.
Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социальнопсихологической адаптации отмечаются и у детей, не
справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием
стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в
несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в
результате "жертвуют" качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за
учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь
выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не
скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и
нарушению психического здоровья.
Остро встает вопрос как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять
новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к
новой, очень сложной учебной деятельности.
Литература:
1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. РостовнаДону.
Феникс, 2007 год.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать
своего ребенка. Москва. "АстПресс", 2000 год.
3. В. Зайцева 7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. "Первое сентября",
2008 год.
4. Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. "Академия развития", 2000
год.
Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Статья: Адаптация первоклассников к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.