Статья "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
Оценка 4.6
Научные работы
docx
математика
Взрослым
25.04.2018
Обновление процесса обучения приводит каждого педагога к пониманию того, что нужно искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета. В статье идет речь об активные методы обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы =====.docx
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области «Астраханский социальнопедагогический
Ф. Э. Новрузова, Ю. В. Шарапова
колледж», г. Астрахань
Еmail: sharapova7225@mail.ru
Аннотация. В статье идет речь об активные методы обучения, которые
побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в
процессе овладения учебным материалом.
Ключевые слова: уровни активности,
активные методы обучения,
принципы индивидуализации, гибкости, элективности, сотрудничества.
Обновление процесса обучения приводит каждого педагога к пониманию
того, что нужно искать такие педагогические технологии, которые смогли бы
заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать
так, чтобы обучающиеся самостоятельно могли открывать новые знания и
показывать высокие результаты по предмету? Стратегическим направлением
активизации обучения является не увеличение объема передаваемой
информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а
создание дидактических и психологических условий для осмысления учения,
включения в него обучающегося на уровне интеллектуальной, личностной и
социальной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается его логикой и уровнем развития учебной мотивации, которые
определяют уровень познавательной активности человека.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие обучающихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом.
Организация образовательного процесса с использованием активных
методов обучения опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести
принципы индивидуализации, гибкости, элективности, сотрудничества
Принцип индивидуализации
предполагает создание системы,
учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, предоставляющей
каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения
соответствующего этим способностям образования.
Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки,
основанной на учете запросов общества и пожеланий обучающихся.
Принцип элективности основан на предоставлении
максимально
возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов, отвечающих
индивидуальным склонностям обучающихся.
Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия,
взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, с
предоставлением ребёнку возможности для проявления самостоятельности,
инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
В дидактике существуют разные подходы к классификации методов
обучения.
Методы классифицируют по разным признакам:
по характеру учебной деятельности:
репродуктивные,
проблемные,
исследовательские, поисковые, объяснительноиллюстративные, эвристические
и др.;
по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные; по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
по способу организации учебнопознавательной деятельности: методы
получения новых знаний, методы проверки и оценивания.
Охарактеризуем наиболее часто используемые активные методы в
практике современной школы.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) широко применяемый
способ продуцирования новых идей для решения научных и практических
проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по
поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода
мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
творческое усвоение обучающимися учебного материала;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебнопознавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные
усилия на решении актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Деловая игра. Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на
себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с
другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается
конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной
напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники
знания и умения, но и общую
могут не только показать предметные
эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность,
коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит
исход игры. Деловая игра направлена на развитие у учащихся умений
анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе
ее развиваются творческое мышление, способность поставить проблему,
оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения. Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой
групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под
руководством педагога. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее
важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий
учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и
письменного изложения материала.
Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какоголибо спорного
вопроса, проблемы в классе. Чаще всего используются такие дискуссионные
методы, как групповая дискуссия, разбор случаев из практики.
Круглый стол — одна из организационных форм познавательной
деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания,
восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать
проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной
чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с
групповой консультацией.
Олимпиада или научнопрактическая конференция выступают как
активные методы обучения,
если контролируется и гарантируется
самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит
исследовательский характер.
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования
на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися
по теме. Технология презентации в контексте применения АМО является
формой представления и защиты проектного решения. Данная технология
помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного
выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории.
Каждый из перечисленных активных методов обучения имеет свое
назначение и рациональную область применения. Педагог на любом этапе
учебного процесса может использовать нескольких активных методов обучения. Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное
использование активных методов не дает продуктивных и планируемых
результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок
Безусловно,
методы, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных
методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой
педагог. Эффективное использование активных методов обучения позволит
обеспечить организацию образовательного процесса, направленного на
достижение высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную,
проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности,
моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. И следует
помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов,
активным должен быть сам педагог.
Список источников:
1 Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе образования. М.:
Гардарика, 2008.
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2
3 Активная школа: теория, практика, перспективы. Под редакцией А.
Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному
образованию. — М.: АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас», 2005.
Статья "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
Статья "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
Статья "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
Статья "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
Статья "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.