Статья "Анализ рассказа М. Горького "26 и одна": "Утраченные идеалы"
Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
русская литература +2
11 кл +1
30.11.2018
Статья-эссе об опыте прочтения и анализа поэмы-рассказа Максима Горького "26 и одна". Будет интересна для учителей русского языка и литературы, преподающих в одиннадцатых классах, а также преподавателей-филологов в гуманитарных вузах. Опыт смыслового анализа, выстраивающего концепцию картины мира писателя, стоящего у истоков создания соцреализма как направления, вышедшего из неоромантизма.
Утраченные идеалы_Максим Горький 26 и одна _ Петрухина И.Г..docx
Утраченные идеалы
Между идеалом и действительностью, между требованием
совести и разума и жизнью у нас лежит огромная пропасть, существует
страшный разлад, и от этого разлада мы и становимся больны.
С. Булгаков
«Двадцать шесть и одна» А.М. Горького – поэма. Поэма об идеале, о
том хорошем и высоком, что может быть в человеке, о том низком и гадком,
на что человек способен. О том, что можно жить и быть таким, сяким…
всяким… по причине жизненных обстоятельств, а можно и вопреки
обстоятельствам оставаться, как шестнадцатилетняя Таня, которую не
сломили оскорбления и унижения и которая ушла от двадцати шести «прямая,
красивая, гордая» одна.
Двухчастный художественный мир поэмы по закону романтизма и
неоромантизма делит жизнь героев на «до» и «после». При этом время из
буквально мифологического в экспозиции: «целый день», «постоянно», «изо
дня в день», «каждое утро», «регулярно, как солнце»… вдруг, после
появления солдата, в завязке и развитии конфликта отмеряется уже
отрезками: «через месяц», срок – «две недели», и потом – в кульминации
превращается в «точку невозврата» в 12 часов, в полдень, а в развязке
превращаетя в пессимистическое и, увы, закономерное «никогда». Время –
мерило для героев, это и воплощение застойной текучести их жизни, и
однообразное, привычноненавистное состояние пустоты души двадцати
шести «живых машин», и тот короткий период их ложноживой жизни, когда
они предали и потеряли свой идеал.
Четко выражена вертикаль в поэме: это и образ трехэтажного здания,
где на втором этаже Золотошвейня (с недостижимыми девятью девушками),
которая покоится на плечах двадцати шести «атлантов» в подвале душной и
тесной крендельной, «тяжелой и тошной», где «низкий и тяжелый потолок»,
кирпич, железо, пыль, толстые стены, грязь, плесень, копоть, паутина. Это и
космогонические образы солнца, неба, звезд, которые проявляются через человеческие черты Тани, которая «как солнце», глаза у неё голубые «как
звезды», падающие с неба, но при этом Таня исчезает быстро – «как
мышонок» появляется трогательный образ обитателя жилого дома и
путеводителя (по представлениям древних славян) в иной мир. Вертикаль
прослеживается даже в расположении порога в подвале: Таня, приходя за
«кренделёчками», находится выше двадцати шести (на четыре ступеньки!) и
смотрит на них «сверху вниз», впрочем, как и солдат, являющийся неким
подобием второго божества, альтернативного идола, смотрит на мастеров
крендельной «сверху вниз», но, в отличии от Тани, «спускается» с пьедестала
к ним и, как им кажется, становится простым и доступным.
Загадочным центром, своего рода, «сердцем» подвала является печь.
Демонический образ «уродливой головы сказочного чудовища»,
высунувшегося изпод пола, с всегда открытой широкой пастью относит
читателя к древним образам Ада и Геены огненной, требующей жертв, «с
черными глазамиотдушинами, не ожидая … ничего человеческого, презирали
их (рабов) холодным презрением мудрости».
Вся жизнь двадцати шести проходит вокруг этой печи. Это их спасение
– работа и их наказание – работа. Красный отблеск от огня в печи –
безмолвный смех чудовища над двадцатью шестью «живыми машинами»,
«товарищами», «тупыми волами», «равнодушными рабами», «арестантиками»,
«братцами»… и «стадом баранов» именно такая эволюция образа главного
лирического «мы», сливающегося воедино, в одно неразрывное целое. В одно
страдающее от недостатка жизни общество полулюдей, которым, однако, не
чужда песнявздох, которая «бьется о камень стен, стонет, плачет и оживляет
сердце тихой щекочущей болью, бередит в нем старые раны и будит тоску...».
Этому обществу не чуждо чувство красоты: «все красивое возбуждает
уважение к себе даже и у грубых людей». И, наконец, этому обществу не
чуждо чувство любви: «Мы ее (Таню) любили, — этим все сказано». Кто же стал причиной разрушения устоявшейся картины мира, хоть и
ненавистной, но наполненной надеждой на новый путь: «может быть, густая,
широкая волна звуков представляется ему (одному из поющих песню) дорогой
кудато вдаль, освещенной ярким солнцем, — широкой дорогой, и он видит
себя идущим по ней...»? Солдат, нарушивший этот ненавистный и при этом
любимый заведенный порядок, пришел «со стороны», он гордится своими
победами «на женском фронте». Образы Тани и солдата соотносятся и спорят
между собой: «розовое личико», «розовые губы» Тани и «румяные щеки»
солдата, «мелкие белые» зубы Тани и «крупные желтые» солдата. «Длинная
и толстая коса каштановых волос» у Тани и солдат «при часах с золотой
цепочкой». Два «идеальных» образа, два «божка» – женский и мужской –
начинают «спорить» в сознании двадцати шести. И, казалось бы, надо бы
защитить то хорошее, что имеют эти полулюди… Но в их плотном, потном и
презираемом всеми обществе есть некто пекарь Павел, второй человек (в
поэме А.М. Горького) после Тани, который имеет СВОЁ имя и которого
поначалу правильно пытался остановить ктото из двадцати шести: «Не дело
ты затеял, Павел!», и именно он заключил: «Значит — готово!.. Ай да
солдат!..» Почему же герои не стали защищать Таню? Ведь вовсе ничего не
было ясно! И читатели поэмы вдруг узнали, что не такие они одинаково
думающие и чувствующие, эти двадцать шесть, что они все это время умело
управляемы были Павлом: «Мы все знали, что он человек умный, умнее нас.
И окрик его мы поняли, как уверенность в победе солдата...»
«Ограбила!» так восприняли герои «предательство» Тани. И стала она
для них «Танькой», как для солдата, «краска сошла с лица ее» обесцветился
которые «на нее
ее образ, местью наполнились глаза «обманутых»,
расходовали … лучшее, … хотя это лучшее — крохи нищих». Круг, которым
оцепили негодующие двадцать шесть,
«повелительница») «просто прошла». Никто не посмел ее остановить.
Таня
(«устроительница», И вновь воцарилось молчание, так как «говорить не о чем». Осталось
героям продолжать «механически двигать пальцами и руками», оставаясь без
солнца, без Тани. С пекарем Павлом.
Поэма А.М. Горького «Двадцать шесть и одна» яркое отражение духа
эпохи. Эпохи поисков и потерь идеалов и нравственных ориентиров.
Петрухина Ирина Геннадьевна
Статья "Анализ рассказа М. Горького "26 и одна": "Утраченные идеалы"
Статья "Анализ рассказа М. Горького "26 и одна": "Утраченные идеалы"
Статья "Анализ рассказа М. Горького "26 и одна": "Утраченные идеалы"
Статья "Анализ рассказа М. Горького "26 и одна": "Утраченные идеалы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.