Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"
Оценка 4.8

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
дефектология
1 кл—4 кл
18.02.2017
Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"
Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагоги-ки, лечебной педагогики, артпедагогики, реабилитационной педагогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекцией-ных образовательных учреждениях разных видов.
Статья Арттерапия в системе коррекц.помощи детям с ОВЗ.doc
Рахматуллина Л.Р., учитель Уфимской КШИ № 63 «Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии» Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей   знаний:   интегративной   медицины,   медицинской   психологии, педагогической   психологии,   этнопедагоги­ки,   лечебной   педагогики, артпедагогики, реабилитационной педагогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются   новые   концепции   воспитания,   разрабатываются   стандарты образования,   изучаются   теоретические   основы   и   технологии   воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются   особенности   образовательного   процесса   в   коррекцией­ных образовательных учреждениях разных видов. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересными является воспитание художественной культуры. Новая   парадигма   образования   ориентирована   на   человека   новой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры человека. Определяя место ребенка в культурном пространстве, Н. А. Бердяев указывает на то, что ребенок является главной ценностью и объектом культуры. Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с  созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея  развивающейся личности в развивающемся мире. Познание   мира   ребенком   происходит   на   всем   пути   его   развития   в процессе обучения и воспитания в культурно­образовательном пространстве. В своей культурно­исторической концепции Л. С. Выготский отмечает, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка». Указывая   на   необходимость   развития   ребенка   с   проблемами   в культурно­образовательном пространстве, он отмечает, что развитие такого ребенка   будет   протекать   иначе,   чем   нормального.   Поэтому   нужны «специально   созданные   культурные   формы   для   того,   чтобы   осуществить культурное развитие дефектного ребенка» Особое   значение   в   формировании   субкультуры   личности   ребенка   с проблемами  Л.  С.  Выготский   придавал   средствам   искусства.  Он  отмечал необходимость   участия   детей   в   разных   видах   художественно­творческой деятельности. В   последние   годы   вырос   интерес   специалистов   к   механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения.   Современная   специальная   психология   и   педагогика   в значительной   степени   ориентирована   на   использование   в   коррекционной работе   различных   видов   искусства   как   важного   средства   воспитания гармонической личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В   настоящее   время   в   практике   специального   образования   широко используются   такие   термины,   как   «арттерапия»   и   «артпедагоги­ка».   В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен   курс   «Основы   артпедагогики   и   арт­терапии   в   специальном образовании». В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»? Сходство   этих   терминов   прослеживается   только   в  первой   части   понятий — арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия   — направление   медицины,   лечебное воздействие; педагогика   — область   научного   знания,   наука   об   обучении, воспитании   и   развитии,   а   в   специальном   образовании   —   и   коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание. Артпедагогика(художественная   педагогика)   по   отношению   к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического   коррекционно­направленного   процесса   художественного развития   детей   с   недостатками   развития   и   вопросы   формирования основ   художественной   культуры   через   искусство   и   художественно­ творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно­ речевую, театрализованно­игровую). Понятие   «артпедагогика»   не   подменяет   более   узкий термин «художественное   воспитание». Артпедагогика,   являясь   областью научного   знания,   позволяет   рассматривать   в   рамках   специального образования  не  только  художественное  воспитание, но  и  все компоненты коррекционно­развивающего   процесса   (развитие,   воспитание,   обучение   и коррекцию)   средствами   искусства,   а   также   формирование   основ художественной культуры ребенка с проблемами. Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у   них   основ   художественной   культуры   и   овладении   практическими умениями в разных видах художественной деятельности. Основными функциями артпедагогикиявляются:  культурологическая (обусловленная объективной связью  личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);   образовательная (направленная на развитие личности и освоение   ею   действительности   посредством   искусства,   обеспечивающая приобретение   знаний   в   области   искусства   и   практических   навыков   в художественно­творческой деятельности);   воспитательная(формирующая нравственно­эстетические,  коммуникативно­рефлексивные   основы   личности   и   способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);   коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и  компенсации недостатков в развитии). Основной   целью   артпедагогики   является   художественное   развитие детей   с   проблемами   и   формирование   основ   художественной   культуры, социальная адаптация личности средствами искусства. Понятие   «арттерапии»   (терапии   искусством)   возникло   в   контексте идей   3.   Фрейда   и   К.   Юнга   и   рассматривалось   в   психотерапевтической практике   как   один   из   методов   терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие   переживания   и   тем   самым   освободиться   от   них.   В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений и рассматривается:  как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;  как комплекс арттерапевтических методик;   как направление психотерапевтической   и   психокоррекци­ онной практики;   как метод. Она применяется в медицине (психиатрии, терапии, хирургии   и   т.   д.)   и   в   психологии   (общей,   медицинской, специальной).  Арттерапия   как   направление,     связанное   с   воздействием   разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами. В последние годы арттерапия все больше включается в коррек­ционно­ развивающий   процесс   в   специальных   образовательных   учреждениях   для детей   с   разными   вариантами   нарушений   развития   и   дает   положительные результаты. Многочисленные   научные   работы,   связанные   с   изучением   терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной   медицины,   общей,   специальной   психологии,   придают   ей статус целого научного направления. Мы   рассматриваем арттерапию  применительно   к   специальному образованию   как синтез   нескольких   областей   научного   знания   (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в   своеобразной   символической   форме   и   позволяющих   с   помощью стимулирования   художественно­творческих   (креативных)   проявлений ребенка   с   проблемами   осуществить   коррекцию   нарушений психосоматических,   психоэмоциональных   процессов   и   отклонений   в личностном развитии. Сущность   арттерапии   состоит   в   терапевтическом   и   коррекционном воздействии   искусства   на   субъекта   и   проявляется   в   реконструировании психотравмирующей   ситуации   с   помощью   художественно­творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через   продукт   художественной   деятельности,   а   также   создании   новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. В   настоящее   время   арттерапия   в   широком   понимании   включает   в себя:   изотерапию (лечебное воздействие средствами  изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно­прикладным искусством и т. д.);   библиотерапию (лечебное воздействие чтением);   имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);   музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);   вокалотерапию(лечение пением);   кинезитерапию (танцете­рапию,   хореотерапию, ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д. Основными функциями арттерапии являются:    коррекционную  катарсистиче­ская (очищающая,   освобождающая   от   негативных состояний);   регулятивная (снятие нервно­психического напряжения, регуляция психосоматических   процессов,   моделирование   положительного психоэмоционального состояния);   коммуникативно­рефлексивная (обеспечивающая   коррекцию нарушений   общения,   формирование   адекватного   межличностного поведения, самооценки). В   арттерапии   не   делается   акцент   на   целенаправленное   обучение   и, следовательно,   овладение   навыками   и   умениями   в   каком­либо   виде   изобразительном, художественной   деятельности   (музыкальном, театрализованно­игровом, художественно­речевом), как в арт­педагогике. Артпедагогика   и   арттерапия   решают   как   общие   теоретические   и организационные   задачи,   так   и   частные,  относящиеся   к   каждому   из   этих направлений. Общие   научно­теоретические   и   организационные   задачи   артпе­ дагогики и арттерапии: —   разработка   научно­теоретических   основ   использования   средств искусства   в   системе   коррекционной   помощи   детям   с   отклонениями   в развитии; — научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений   в   развитии   детей   средствами   искусства   и   художественной деятельности; —   обобщение   всего   накопленного   опыта   использования   артпеда­ гогических и арттерапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования; —   совершенствование   системы   организации   коррекционной   помощи средствами   искусства   в   специальных   образовательных   учреждениях   и подготовка специалистов для реализации этой задачи. Частные задачи артпедагогики: —   изучение   общих   и   специфических   особенностей   формирования художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии; — разработка коррекционно­направленной системы художественного развития   детей   с   проблемами,   формирование   основ   художественной культуры; —   разработка   содержания   и   коррекционно­развивающих педагогических   технологий   использования   искусства,   обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами; — активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной художественно­речевой, театрализованно­игровой);   деятельности   (музыкальной,   изобразительной, — обеспечение с помощью искусства познавательно­информационных потребностей ребенка с проблемами; —   обеспечение   развития   эмоционально­эстетических,   нравственных, коммуникативно­рефлексивных   основ   личности   ребенка   с   проблемами   с помощью искусства; — осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся   отклонений   в   развитии   познавательной   деятельности, эмоционально­волевой, моторной и личностной сфер; — создание условий для социокультурной адаптации ребенка с  проблемами посредством искусства и художественной деятельности.  Частные задачи арттерапии: —   адаптация   имеющихся   арттерапевтических   методик   и использование   их   в   системе   психокоррекционной   помощи   детям   с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно­двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость); —   выявление   особенностей   и   определение   эффективности использования   арттерапии   в   психокоррекционной   работе   с   детьми   в специальном образовательном учреждении; —   разработка   арттерапевтических   технологий,   обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами; —   коррекция   вторичных   отклонений   в   развитии   личности   ребенка, гармонизация   и   социальная   его   адаптация   в   культурно­образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик. Артпедагогика   и   арттерапия   имеют   разные   теоретические   основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно­развивающем процессе, обеспечивая профилактико­ оздоровительное,   лечебно­адаптационное   воздействие   на   ребенка   с проблемами в развитии. Основываясь на коррекционно­личностном и деятельностном подходах в   развитии,   артпедагогика   и   арттерапия   преследуют   единую   цель   — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро­и макросреде.

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"

Статья "Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017