Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагоги-ки, лечебной педагогики, артпедагогики, реабилитационной педагогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекцией-ных образовательных учреждениях разных видов.
Рахматуллина Л.Р., учитель Уфимской КШИ № 63
«Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с
проблемами в развитии»
Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке,
в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных
отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской психологии,
педагогической психологии, этнопедагогики, лечебной педагогики,
артпедагогики, реабилитационной педагогики и др. По мере роста знаний в
области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли
создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты
образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания
детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии,
исследуются особенности образовательного процесса в коррекциейных
образовательных учреждениях разных видов.
Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее
интересными является воспитание художественной культуры.
Новая парадигма образования ориентирована на человека новой
культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и
сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и
ценностей субкультуры человека. Определяя место ребенка в культурном
пространстве, Н. А. Бердяев указывает на то, что ребенок является главной
ценностью и объектом культуры.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с
созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея
развивающейся личности в развивающемся мире.Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в
процессе обучения и воспитания в культурнообразовательном пространстве.
В своей культурноисторической концепции Л. С. Выготский отмечает, что
«по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован
как развитие личности и мировоззрения ребенка».
Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в
культурнообразовательном пространстве, он отмечает, что развитие такого
ребенка будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны
«специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить
культурное развитие дефектного ребенка»
Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с
проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал
необходимость участия детей в разных видах художественнотворческой
деятельности.
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму
воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и
обучения. Современная специальная психология и педагогика в
значительной степени ориентирована на использование в коррекционной
работе различных видов искусства как важного средства воспитания
гармонической личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
В настоящее время в практике специального образования широко
используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В
государственных образовательных стандартах по специальному образованию
представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном
образовании».
В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»?
Сходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий
— арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет
различие: терапия
— направление
медицины,
лечебноевоздействие; педагогика — область научного знания, наука об обучении,
воспитании и развитии, а в специальном образовании — и коррекции.
Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность,
цели, задачи, технология и содержание.
Артпедагогика(художественная педагогика) по отношению к
специальному образованию — это синтез двух областей научного знания
(искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики
педагогического коррекционнонаправленного процесса художественного
развития детей с недостатками развития и вопросы формирования
основ художественной культуры через искусство и художественно
творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно
речевую, театрализованноигровую).
Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий
термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью
научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального
образования не только художественное воспитание, но и все компоненты
коррекционноразвивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и
коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ
художественной культуры ребенка с проблемами.
Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии
лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании
у них основ художественной культуры и овладении практическими
умениями в разных видах художественной деятельности.
Основными функциями артпедагогикиявляются:
культурологическая (обусловленная объективной связью
личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе
освоения им художественной культуры, становления ее творцом);
образовательная (направленная на развитие личности иосвоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая
приобретение знаний в области искусства и практических навыков в
художественнотворческой деятельности);
воспитательная(формирующая нравственноэстетические,
коммуникативнорефлексивные основы личности и способствующая
социокультурной ее адаптации с помощью искусства);
коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и
компенсации недостатков в развитии).
Основной целью артпедагогики является художественное развитие
детей с проблемами и формирование основ художественной культуры,
социальная адаптация личности средствами искусства.
Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте
идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической
практике
как
один
из
методов
терапевтического
воздействия, который посредством художественного (изобразительного)
творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые
психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В
дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу,
включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).
В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений и
рассматривается:
как совокупность видов искусства, используемых в лечении и
коррекции;
как комплекс арттерапевтических методик;
как направление психотерапевтической и психокоррекци
онной практики; как метод. Она применяется в медицине (психиатрии, терапии,
хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицинской,
специальной).
Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных
средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в
сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.
В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно
развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для
детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные
результаты.
Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии
искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области
интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей
статус целого научного направления.
Мы рассматриваем арттерапию применительно к специальному
образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства,
медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как
совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства
в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью
стимулирования художественнотворческих (креативных) проявлений
ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений
психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в
личностном развитии.
Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном
воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании
психотравмирующей ситуации с помощью художественнотворческой
деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму
через продукт художественной деятельности, а также создании новыхпозитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их
удовлетворения.
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в
себя:
изотерапию (лечебное воздействие средствами
изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративноприкладным
искусством и т. д.);
библиотерапию (лечебное воздействие чтением);
имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
вокалотерапию(лечение пением);
кинезитерапию (танцетерапию,
хореотерапию,
ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д.
Основными функциями арттерапии являются:
коррекционную
катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных
состояний);
регулятивная (снятие нервнопсихического напряжения, регуляция
психосоматических процессов, моделирование положительного
психоэмоционального состояния);
коммуникативнорефлексивная (обеспечивающая
коррекцию
нарушений общения, формирование адекватного межличностного
поведения, самооценки).
В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и,
следовательно, овладение навыками и умениями в какомлибо виде
изобразительном,
художественной деятельности
(музыкальном,
театрализованноигровом, художественноречевом), как в артпедагогике.Артпедагогика и арттерапия решают как общие теоретические и
организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих
направлений.
Общие научнотеоретические и организационные задачи артпе
дагогики и арттерапии:
— разработка научнотеоретических основ использования средств
искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в
развитии;
— научное обоснование возможностей и путей компенсации различных
отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной
деятельности;
— обобщение всего накопленного опыта использования артпеда
гогических и арттерапевтических подходов в специальном образовательном
учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием,
нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;
— совершенствование системы организации коррекционной помощи
средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и
подготовка специалистов для реализации этой задачи.
Частные задачи артпедагогики:
— изучение общих и специфических особенностей формирования
художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в
развитии;
— разработка коррекционнонаправленной системы художественного
развития детей с проблемами, формирование основ художественной
культуры;
— разработка содержания и коррекционноразвивающих
педагогических технологий использования искусства, обеспечивающих
гармоническое развитие детей с проблемами;— активизация посредством искусства потенциальных возможностей
ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах
художественной
художественноречевой, театрализованноигровой);
деятельности
(музыкальной,
изобразительной,
— обеспечение с помощью искусства познавательноинформационных
потребностей ребенка с проблемами;
— обеспечение развития эмоциональноэстетических, нравственных,
коммуникативнорефлексивных основ личности ребенка с проблемами с
помощью искусства;
— осуществление средствами искусства коррекции и профилактики
имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности,
эмоциональноволевой, моторной и личностной сфер;
— создание условий для социокультурной адаптации ребенка с
проблемами посредством искусства и художественной деятельности.
Частные задачи арттерапии:
— адаптация имеющихся арттерапевтических методик и
использование их в системе психокоррекционной помощи детям с
нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата,
имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);
— выявление особенностей и определение эффективности
использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в
специальном образовательном учреждении;
— разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих
коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;
— коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка,
гармонизация и социальная его адаптация в культурнообразовательном
пространстве посредством арттерапевтических методик.Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические основы,
различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба
направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга
в одном коррекционноразвивающем процессе, обеспечивая профилактико
оздоровительное, лечебноадаптационное воздействие на ребенка с
проблемами в развитии.
Основываясь на коррекционноличностном и деятельностном подходах
в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель —
гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей
его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и
культурной деятельности в микрои макросреде.