Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
дефектология
2 кл—4 кл
22.01.2018
Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
Интерес умственно отсталых учащихся, не сформирован, слаб, поверхностный, неустойчивый. Отсюда и отсутствие интереса к какому-либо предмету, следовательно, отсутствие глубоких прочных знаний. Пути и средства развития познавательных интересов различны, эффективным средством пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного для школьников учебного материала
ПОНОМАРЕНКО О. С..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №4 Тема: Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ Учитель Пономаренко Оксана Сергеевна г. Оха 2018 г Отечественные   психологи   детально   изучили   особенности познавательных   процессов   умственно   отсталых   школьников.   Большое внимание   уделяется   изучению   восприятия   и   ощущения   обучающихся   с ограниченными   возможностями   здоровья.   Показано,   что   замедленная восприимчивость, характерная для таких детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. У них крайне низкий уровень   развития   мышления,   что   прежде   всего   объяснятся   неразвитостью основного инструмента мышления ­ речи. Из­за этого они плохо понимают смысл   разговоров   окружающих   их   людей,   содержание   книг   и   заданий. Мышление детей с ограниченными возможностями здоровья формируется в условиях   неполноценного   чувственного   познания,   речевого   недоразвития, ограниченной   практической   деятельности.   Они   очень   отличаются   от здорового ребенка конкретностью мышления и слабостью обобщений.  Характерной   особенностью   памяти   всех   детей   с   ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, а так же неумение целенаправленно строить свою деятельность. Память детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Проблема обучения через игру широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О   воспитании».   В   этой   книге   он   знакомит   нас   со   своими   мыслями   о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры:  «Игра  ­   это   огромное   светлое   окно,   через   которое   в   духовный   мир ребёнка   вливается   живительный   поток   представлений,   понятий   об окружающем мире».  Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б.Эльконин  пишет, что  игра влияет на развитие  психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачами».  Эффективное   обучение   находится   в   прямой   зависимости   от   уровня познавательной активности учеников в этом процессе.  Игры позволяют активизировать учебный и воспитательный процессы, создать   благоприятную   эмоциональную   атмосферу,   способствуют   развитию познавательных   интересов   к   предмету,   творческих   способностей обучающихся,   навыков   самостоятельной   работы,   отношений   дружбы   и взаимопомощи   в   коллективе,   в   значительной   степени   учитывают индивидуальные особенности учеников.  Игры   помогают   расширить   представление   школьников   друг   о   друге, оказывают   психотерапевтический   эффект   (например,   при   неадекватной самооценке,   неблагополучном   статусном   положении   ребёнка   в   коллективе сверстников), что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.   Игра   даёт   возможность   ребёнку   проявить   невостребованные способности,   личностные   качества.   Игра   непроизвольно,   ненавязчиво   учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей. Познавательный   интерес   заставляет   личность   активно   искать   пути   и способы   удовлетворения   возникшей   у   нее   жажды   знаний   и   понимания. Интересы   выступают   в   качестве   постоянного   побудительного   мотива, механизма.   Этот   побудительный   механизм   содействует   расширению кругозора,   опыта   ребенка,   способствует   его   умственному   развитию, обогащению и углублению знаний.  Говоря об интересах умственно отсталых учащихся, следует отметить их несформированность, слабость, поверхностность, неустойчивость. Отсюда и отсутствие интереса к какому­либо предмету, следовательно, отсутствие глубоких прочных знаний.  Пути   и   средства   развития   познавательных   интересов   различны, эффективным средством пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Дидактическая   игра   дает   возможность   решать   различные педагогические   задачи   в   игровой   форме,   наиболее   доступной   и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного для школьников учебного материала. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых   педагогикой   в   целях   обучения   и   воспитания   детей.   Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них   проявляется   воспитательное   и   развивающее   влияние   игровой деятельности. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения   отдельных   знаний   и   умений,   но   и   способствовала   бы   общему развитию ребенка». Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана   с   определенной   темой   учебной   программы.   Она   предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры. Каждая   дидактическая   игра   имеет  правила,   которые   определяют порядок   действий   и   поведение   учащихся   в   процессе   игры,   способствуют созданию рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения   обращаться   со   сверстниками,   преодолевать   отрицательные   эмоции, проявляющиеся из­за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить  детей  в такие  условия,  при  которых  они  получили  бы  радость  от выполнения задания. Существенной   стороной   дидактической   игры   являются  игровые действия,   которые   регламентируются   правилами   игры,   способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели   игры.   Учитель,   как   руководитель   игры,   направляет   ее   в   нужное дидактическое   русло,   при   необходимости   активизирует   ее   ход разнообразными   приемами,   поддерживает   интерес   к   игре,   подбадривает отстающих. Благодаря   наличию   игровых   действий   дидактические   игры   делают обучение   более   занимательным,   эмоциональным,   помогают   повысить произвольное   внимание   детей,   создают   предпосылки   к   более   глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку. Основой   дидактической   игры,   которая   пронизывает   собой   ее  познавательное   содержание   или структурные   элементы, дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех   знаний   и   умений,   которые   применяются   при   решении     проблемы, поставленной игрой.   является Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом   игры,  придает   игре   законченность.  Он   выступает   прежде   всего   в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное   удовлетворение.   Для   педагога   результат   игры   всегда   является показателем уровня достижений обучающихся   в усвоении или применении знаний.  Подведение   итогов  (результат)  –   проводится   сразу   по   окончанию игры.   Это   может   быть   подсчет   очков;   выявление   детей,   которые   лучше выполняли   игровое   задание;   определение   команды   –   победительницы, необходимо  при  этом  отметить  достижение  каждого  ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Интерес   облегчает   преодоление   трудностей,   повышает   темп   работы, улучшает ее качество.   Интерес, который удается вызвать у детей во время проведения дидактических игр, резко повышает активность, инициативность даже   обычно   инертных,   вялых   детей,   дисциплинирует   самых   трудных   и неспокойных.   Велика   роль   интереса   в   повышении   внимательности   обычно легко отвлекаемых детей, в снижении быстро наступающего утомления при интеллектуальной работе. Основная   задача   дидактических   игр   состоит   в   том,   чтобы   развить   у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания,   а   на   этой   основе   создать   интерес   к   свойствам   и   отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к   Основным   типом   дидактических   игр,   используемых   на   начальных   этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. ориентировке. подлинной     зрительной   Во   время   игры   я   создаю   в   группе   атмосферу   доверия,   уверенности ребят   в   собственных   силах   и   достижимости   поставленных   целей.   Залогом этого   является   доброжелательность,   тактичность,   поощрение   и   одобрение действий учеников. При   проведении   коррекционно­развивающих   занятий   в   классе   я использую следующие виды дидактических игр: ­ коррекционно­развивающие, так как они направлены на коррекцию и развитие личности ученика; ­   коллективные,   так   как   они   привлекают   ребят   тем,   что   при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям с ограниченными возможностями здоровья; ­ индивидуальные, так как они помогут детям проявить себя, а педагогу ­ диагностировать уровень знаний и развития; ­   подвижные,   так   как   многие   дети   в   большей   степени   подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»; ­   тихие,   так   как   они   способствуют   развитию   внимания,   мышления, памяти,   гибкости   ума,   самостоятельности,   усидчивости,   настойчивости   в достижении цели и т.д.; ­     «скоростные»,   так   как   способствуют   доведению   навыка   до автоматизма; ­ игры­загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В   основе   любой   игровой   методики,   проводимой   на   уроках,   должны лежать следующие принципы: ­   актуальность   дидактического   материала     помогает   детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений; ­   коллективность   позволяет   сплотить   школьный   класс   в   единый организм,   способный   решать   задачи   более   высокого   уровня,   нежели доступные одному ребёнку, и зачастую ­ более сложные;  ­ соревновательность создает у ребёнка  стремление выполнить задание быстрее   и   качественнее   конкурента,   что   позволяет   сократить   время   на выполнение   задания,   с   одной   стороны,   и   добиться   реально   приемлемого результата с другой.  слева,   справа,   сзади,   спереди,   вверху,   внизу,   перед,   за.   Класс разбивается   на   2   команды,   которые   попеременно   называют   предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно   несколько   раз   менять   местоположение   команд,   что   позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. Целью данного урока является ознакомление с основными координатами пространства. Игра­экскурсия "Геометрия вокруг нас". Игру можно провести, следуя по тому же маршруту, который был использован на первом уроке, но теперь основное   внимание   сосредотачивается   на   форме   окружающих   предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах   знакомых   плоскостных   фигур   (кругов,   многоугольников   разной формы   и   т.д.).   Целью   данного   урока   является   ознакомление   с   понятием формы,   и   формирование   абстрактного   мышления   –   предметы   в   мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору фигур. Игра­путешествие   на   тему   "Зачем   людям   нужны   числа".   Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д  формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору линий.  Игра   ­   путешествие   ­   игра   действия,   мысли,   чувств   ребенка,   форма удовлетворения   его   потребностей   в   знании.   В   игре   ­   путешествии используются   многие   способы   раскрытия   познавательного   содержания   в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения,   иногда   разработка   маршрутов   путешествия,   поэтапное   решение задач,   радость   от   ее   решения,   содержательный   отдых.   В   состав   игры­ путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.             Игры ­ поручения имеют те же структурные элементы, что и игры­путешествия,   но   по   содержанию   они   проще   и   по   продолжительности короче. В основе  их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.   Игровая   задача   и   игровые   действия   в   них   основаны   на предложении что­то сделать: “Проверь домашнее задание у Незнайки”. Игры ­ предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от учащихся   целесообразного   предполагаемого   действия   в   соответствии   с поставленными   условиями   или   созданными   обстоятельствами.   Эти   игры требуют   умения   соотнести   знания   с   обстоятельствами,   установления причинных   связей.   В   них   содержится   и   соревновательный   элемент:   “Кто быстрее сообразит?”. Игры   ­   загадки.   Возникновение   загадок   уходит   в   далекое   прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и   заключается   очевидная   педагогическая   направленность   и   популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно   расшифровать   (отгадать   и   доказать).   Описание   это   лаконично   и нередко   оформляется   в   виде   вопроса   или   заканчивается   им.   Главной особенностью   загадок   является   логическая   задача.   Способы   построения логических   задач   различны,   но   все   они   активизируют   умственную деятельность   ребенка.   Детям   нравятся   игры­загадки.   Необходимость сравнивать,   припоминать,   думать,   догадываться   ­   доставляет   радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Игры   ­   беседы   (диалоги).   В   основе   игры   ­   беседы   лежит   общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре ­ беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры ­ беседы заключается в том, что она предъявляет   требования   к   активизации   эмоционально­мыслительных познавательных  процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра ­ беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора,   Все   это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение   имеет   умение   участвовать   в   беседе,   что   характеризует   уровень воспитанности.   высказывать   суждение.   дополнять   сказанное,   Принцип   активности   ребёнка   в   процессе   обучения   был   и   остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество   деятельности,   которое   характеризуется   высоким   уровнем мотивации,   осознанной   потребностью   в   усвоении   знаний   и   умений, результативностью.  Любая   технология   обладает   средствами,   активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности  результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Отсюда следует, что знание методики проведения   дидактических   игр   играет   очень   большую   роль   в   развитии познавательных   интересов   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья. Целесообразность использования дидактических игр на различных коррекционно­развивающих   уроках   различна.   В   процессе   игры   у   учащихся вырабатывается   целеустремленность,   организованность,   положительное отношение к учёбе. При   закрепления   нового   материала   важно   применять   игры     на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При   закрепление   материала   форма   проведения   игры   может   быть   разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах   и   в   виде   соревнования.   Для   проведения   соревнования   учитель   в таблице   на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока.   Если   активность   и   интерес   детей   какой­либо   команды   ослабевает (например,  из­за   того,  что   команда   набрала   меньшее   число   очков,   педагог должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и   заработает   звезду.   В   конце   урока   он   вместе   с   детьми   подводит   итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим   тактом   к   детям,   допустившим   ошибки.   Ошибки   ребят   надо анализировать   не   в   ходе   игры,   а   в   конце,   чтобы   не   нарушать   общего впечатления от игры.  Для   закрепления   состава   чисел   можно   предложить   следующие   игры: “Арифметический   лабиринт”,   “Угадай­ка!”,   Эстафета”.  Смысл   этих   игр заключается   в   том,   что   дети   проговаривают   все   случаи   состава   числа   и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру  в  виде   соревнования  по  рядам. Также  здесь  можно  предложить  игру “Контролёры”.  Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел. Содержание игры: воспитатель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй     ­   другой   команды.   По   сигналу   учителя   ученики   первой   команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа.   Учитель   говорит:  “Восемь  –   это…”,   ученики   продолжают:  “Пять   и три”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом,   красные   –   если   нет.   В   случае   ошибки   упражнение   повторяется. Потом   учитель   предлагает   детям   второй   команды   по   сигналу   сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков. Данная игра не только систематизирует  знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения. При закреплении десятичного состава двузначных чисел используются игры “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”. “Сколько палочек в другой руке?” Дидактическая   цель:  закрепление   знания   десятичного   состава двузначного числа. Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек. Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом. Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15. “Хлопки” Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа. Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек. Содержание игры:  воспитатель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если  состав числа показан неверно. “Считай дальше с любого числа” Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).  “Назови соседей числа” Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом. Средства   обучения:  мяч   или   два   мяча   –   большой   и   маленький   (или разного цвета). Содержание   игры:  учитель   бросает   мяч   то   одному,   то   другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос педагога. Бросая мяч,   он   называет   какое­либо   число,   например   двадцать   один,   играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее). “По порядку номеров” Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте. Содержание   игры:  две   команды   по   10   человек   выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета  с  числами  от  1  до 10 (можно   использовать   любые   варианты   чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По   сигналу   игроки   команд   должны   построится   так,   чтобы   числа   на   их карточках   были   расположены   по   порядку.   Команда,   выполнившая   задание быстрее и точнее, выигрывает. На этапе обобщения знаний целесообразно проводить занятия в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При   обобщении   темы   “Нумерация   чисел   в   пределах   20”   можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай бабочку”: Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа. Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку,   прикреплённую   на   ниточке,   на   которой   указан   разрядный   состав числа,   остальные   ученики   поднимают   (ловят)   тех   бабочек,   на   которых написаны числа, соответствующие разрядному составу. Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра  “Магазин”: Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа. Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик   и   т.п.).   Дети   подходят   к   плакатам,   показывают   хлеб,   и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.  Формы учебно­воспитательной работы: ­ фронтальные; ­ групповые; ­ индивидуальные; ­ коллективные. Методы обучения: В   рамках   дидактической   системы   по   развитию   познавательных интересов   школьников   с   ограниченными   возможностями   здоровья посредством   использования   игровых   методик   в   коррекционно­развивающей работе учителя в классе используются различные методы обучения: ­ словесные; ­ наглядные; ­ практические. Виды деятельности: ­   организация   направляющего   воздействия,   внешний   контроль   в совместной деятельности с учителем; ­ организация самостоятельной деятельности проведения игры, которая протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и  направляется им. Средства обучения: ­ дидактические игры; ­   дидактический   материал:   загадки,   пословицы,   поговорки   для упражнений письменного и устного характера; ­ раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданием). Применение   различных   игровых   методик   имеет   положительное значение в развитии познавательного интереса ребенка, как в учебной, так и игровой деятельности Список литературы. 1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.­ 176 с. 2.Воронкова   В.В.   Воспитание   и   обучение   детей   во   вспомогательной школе.      – М.: Школа­Пресс, 1994.­ С. 416.  3.Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. ­ В кн.: Избранные психологические исследования. ­ М., 1956.­ с. 453­480.  4.   Выготский   Л.С.   Проблемы   дефектологии.­   М.:Просвещение,1995.­ 527с. 5. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей.­ М.: АПН РСФСР, 1960. ­ 588 с. 6.Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. ­ 327 с. 7.Забрамная С.Д. Психолого­педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. ­ 112 с. 8.Замский Х.С.Умственно отсталые дети. – НПО, Образование,1995.­ 400 с. 9.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: 1986.­320 с. 10.Как   учить   и   развивать   умственно   отсталых   детей.   Сост. К.Грюневальд. –   СПб.: 1994.­ 496 с. 11. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2­х т.Т.1.  ­  М.: Педагогика, 1983. ­ 320 с. Интернет ресурсы: WWW.PROMETEUS.NSC.RU/BIBLIO/NEWRUS/ http://leader.alledu.ru/ http://maronewmail.ru http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Статья Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018